ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
Программа по патриотическому воспитанию
«Я рождён в России»
Автор
Баркалов Ю.В.
методист МБОУДОД ДОД ДДТ
Срок реализации – 6 месяцев.
Возраст школьников 13–15 лет.
ВОРОНЕЖ
Тематический план апробации программы
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. | Взаимодействие с администрацией МБОУ СОШ № 57 по вопросу определения контингента и участников программы. | март | Баркалов Ю.В. |
2. | Подготовка школьников к выходу в лес на школьных занятиях по биологии и истории. | апрель | учителя-предметники, классный руководитель |
3. | Проведение экскурсии на экологической тропе. | II декада апреля | Баркалов Ю.В. |
4. | Проведение экскурсии в музей природы на базе ВГУ Веневитиново. | май | Баркалов Ю.В. |
5. | Проведение экскурсии к городищу славян на «Белой горе». | май | Баркалов Ю.В. |
6. | Проведение однодневного похода к памятнику лётчика Н. Лысенко. | июнь | Баркалов Ю.В. |
7. | Проведение экскурсии к мемориалу на Чижовском плацдарме. | сентябрь | Баркалов Ю.В. |
8. | Поведение итогов. Анализ апробации программы. | октябрь | администрация МБОУ СОШ № 57, Баркалов Ю.В. |
Пояснительная записка к программе «Я рождён в России»
Программа, несомненно, актуальна, как будет всегда востребовано патриотическое воспитание в государстве намеренном сохранить свою самобытность, целостность и независимость.
В отличие от многих других программ, в ней присутствует внутренняя связь всех её частей. Она образует определённую, обоснованную систему, а не просто набор мероприятий к знаменательным датам. Программа не противоречит направленности формирования мировоззренияребёнка – чувства –качества – позиция. Она воспитывает патриотизм через любовь к своей Малой родине, а так как любить то, что не знаешь не возможно, в неё включён курс по природе, археологии и истории Воронежской области. Программа предполагает определённую последовательность преподнесения школьникам её частей. Основными её методами являются:
1. Использование чувственноговосприятия детей.
2. Развитие волевых качеств через чувство преодоления.
3. Сбалансированность в отношении использования сознания великодержавности и толерантности.
Цели и задачи. Кроме воспитания патриотизма программа предполагает воспитание экологической грамотности, физического развития, интереса к исследовательской работе в природе. Прививает любовь к путешествиям.
Программа рассчитана на 6 месяцев, для школьников 13 – 15 лет.
Ожидаемые результаты. Программа носит воспитательную направленность. Исходя из её задач, школьник должен ощутить себя гражданиномРоссии, с вытекающими последствиями – не только сопереживание своему народу, но и действовать, согласовывая свои интересы с интересами России.
Содержание курса.
1. Экскурсия на экологической тропе – 10ч. Определение фоновых видов птиц по внешнему виду и по их песням – пеночка,кукушка, большой пёстрый дятел, жаворонок, чечевица, чибис, щурка золотистая, чёрный дятел, сойка, горихвостка, большая синица, соловей, ворон, овсянка, иволга, дрозд – деряба, чёрный дрозд, зяблик.
Определение фоновых растений. Деревья – дуб, осина, берёза, лещина, клён, вяз, липа. Травы – лапчатка, сныть, лесная фиалка, пролеска, копытень, звездчатка, лютик.
Музей природы Усманского бора. «Веневитиново» – 8ч.
Определение животных – волк, кабан, лось, благородный олень, косуля, бобёр, ласка, куница, мышевидные грызуны, насекомоядные.Определение насекомых и рыб.Дать школьникам некоторые понятия лесокультурного дела: географические расы дуба, лесополосы, ученые-лесоводы, Г.А. Докучаев, Г.Ф. Морозов, Г.А. Карнаковский, Ю.В. Ключников. Причины усыхания дубов в Воронежской области.
Экскурсия к славянскому городищу на «Белой горе» – 10ч.
Понятие о заселении Воронежского края с доисторических времен до 8-10 века н.э. Показать развалины городищ, устройство защитных сооружений, жилищ и технических построек. Познакомить с укладом жизни славян, их историческими связями, загадкой исчезновения в 10 веке.
Экскурсия к памятнику летчика Николая Лысенко и мемориалу наЧижовском плацдарме – 16 ч.
Познакомить школьников с местами и ходом сражений за город Воронеж. Оборонительные бои лета 1942 года. Бои осени 1942 года, зимы 1943 года. Наступление Красной Армии зимой 1943 года, освобождение Воронежа. Познакомить школьников с той ценой, которую заплатили воронежцы за освобождение города.
Пояснительная записка к посещению экологической тропы.
Посещение экологической тропы это не только составная часть программы патриотического воспитания, но имеет и другие цели, главными из которых являются – воспитание детей экологически грамотными, физически здоровыми, психологически устойчивыми к различным экстремальным ситуациям. Тропа прививает любовь к путешествиям, исследовательской работе в природе. При прохождении тропы у ребят развиваются такие важные качества как чувство товарищества, целеустремлённость, самообладание, дисциплинированность.
Цели посещения тропы: Воспитание любви к малой Родине, экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды, стремления к конкретной деятельности по её охране.
Задачи.
1. Расширение у учащихся элементарных сведений об объектах,процессах и явлениях природной среды.
2. Воспитание экологической культуры поведениячеловека в лесу.
3. Научить школьников оценивать результаты воздействия человека на природную среду.
4. Оздоровление детей и их физическое развитие.
5. Использование посещения «тропы» для изучения школьных курсов биологии, географии, экологии.
Памятка учителю
при подготовкевыхода со школьниками в однодневный поход.
1. Составить список учеников.
2. Согласовать список со школьным врачом.
3. Подготовить приказ за подписью директора о выходе в поход
4. Провести инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий и походов.
5. Проинструктировать школьников, как надо одеться, что взять с собой и где собраться перед экскурсией.