Лекция 9.1. Структура коммуникативной ситуации




Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания текста должны быть выбраны такие, которые с наиболее полно и эффективно выполняют задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения его соответствия задачам общения составляет коммуникативный аспект культуры речи. Основными критериями хорошей речи с позиции этого аспекта являются целесообразность и уместность.

Понятие «коммуникация » – широкое и универсальное понятие. Можно дать общее определение «это процесс передачи информации между взаимодействующими субъектами при помощи системы знаков».

Так, на лекции я передаю информацию о коммуникации, в рекламе стирального порошка мы получаем информацию о том, как можно достичь чистоты. Под воздействием этой информации мы покупаем этот способ достижения чистоты, т.е. указанный стиральный порошок.

А какая информация передается в таком неинформативном диалоге?

– Привет! – Привет! – Как дела? – Нормально… А у тебя? – Нормально. Давно не виделись. – Да, надо обязательно встретиться. – Обязательно. Созвонимся. – ОК, созвонимся! Ну давай… – Давай…

Это информация о формате общения (неофициальное, дружеское), заинтересованности собеседников друг в друге. Мы даем понять собеседнику, что хотим с ним общаться, что испытываем симпатию к нему, потому это непросто обмен приветствиями. При этом предлагаем ему коммуникативную перспективу, говоря о возможной встрече, хотя этого «созвонимся», вероятно, так и не случится. Но нужная информация будет передана.

Каждый опыт нашего общения уникален. Маме, другу и работодателю вы по-разному расскажете, как сдавали экзамен. Даже в стандартных ситуациях – общение в супермаркете с кассиром или с водителем маршрутки при покупке билета – возможны исключения и разные отхождения от привычного алгоритма взаимодействия в этих ситуациях.

«Совокупность компонентов, составляющих ситуацию общения и обеспечивающих передачу / получение информации», т.е. коммуникативная ситуация, определяет специфику общения в данном конкретном случае.

Компонентами коммуникативной ситуации являются:

– ее участники (адресант и адресат); – их цели; – предмет речи, – кодовая система, посредством которой оформляется информация; – канал связи, по которому передается информация; – и обстановка общения.

Первый компонент коммуникативной ситуации – адресант, тот, кто создает и передает сообщение. Так, на лекции адресантом является преподаватель.

Адресант начинает общение, при этом задает его особенности(например, официальное / неофициальное) и вид (например, классическая лекция, проблемная лекция или письменный опрос).

Адресант создает сообщение, учитывая свойства адресата. Так, лекции по коммуникации для студентов 1 курса бакалавриата негуманитарных направлений и для студентов 1 курса магистратуры гуманитарных направлений будут разными. Они будут отличаться набором и количеством терминов, содержанием примеров, детальностью описания основных положений.

Важными для характера коммуникации являются следующие свойства адресанта:

– степень публичности. Так, лектор, несомненно, является публичным адресантом, а вы, рассказывающие маме о том, как сдали экзамен, осуществляете личное общение;

– социальная роль, т.е. модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений. В наших примерах это социальные роли «преподаватель – студент», «родитель – ребенок»;

– причастность к сообщению. В обычной ситуации общения адресант, тот, кто отправляет сообщения, является его автором. Но бывают ситуации, при которых мы имеем дело с двойным адресантом: авторство текста принадлежит одному лицу или лицам, а уже сообщает его другое лицо. Так, над ежегодным Посланием Президента Федеральному Собранию работает группа специалистов, которые привлекают к созданию этого текста множество экспертов, но выступает с этим текстом уже Президент, которому принадлежит его общий замысел, цель и основные положения.

Второй участник коммуникации – адресат, тот, с расчетом на кого создается сообщение. Важно понимать, адресат не становится действующим лицом по ходу развития ситуации общения – он является таковым уже на момент начала взаимодействия. Еще до его начала адресат уже оказывает влияние на содержание и форму сообщения. Адресант готовит свое высказывание, учитывая интересы, знания, установки, даже физическое состояние своего собеседника. Он продумывает, какую информацию о предмете речи он сообщит, как ее сформулировать. Цель адресанта сделать свои знания, свои убеждения знаниями и убеждениями адресата.

Таким образом, адресат – важный фактор речевой коммуникации, влияющий на содержание и форму сообщения.

Значимость адресата состоит в том, что он имеет право согласиться на коммуникацию или отказаться от нее. Так, на лекции преподаватель задает вопрос, студент выбирает: ответить на вопрос или промолчать. При этом на лекции есть студенты, которые слушают преподавателя, задают вопросы, а есть студенты, которые на лекции занимаются другими делами: готовятся к следующей паре, читают ленту в Facebook.

Важными для характера коммуникации являются следующие свойства адресата:

– принадлежность к определенной аудитории. В зависимости от характера аудитории (малая или большая, однородная ли неоднородная, молодежная или аудитория среднего / старшего возраста и т.д.) адресант выстраивает свое сообщение;

– социальная роль, т.е. модель поведения адресата, определяемая его положением по отношению к адресанту и обществу в целом.

Уникальность коммуникативной ситуации зависит не только от характера адресанта и адресата, но и от отношений между ними.

Так, позиции участников взаимодействия могут носить равноправный или иерархический характер.

Также свойствами отношений между ними являются:

– устойчивость. Это и устойчивость социальных ролей, и устойчивость обстоятельств взаимодействия. Так, коммуникация преподавателя и студента устойчива в течение семестра или даже учебного года: они встречаются 1-2 раза в неделю в определенных расписанием времени и месте;

– временная перспектива. Коммуникативный акт может быть однократным (публичная лекция приглашенного профессора или другого специалиста), может быть длительным во времени. При этом он может быть периодически повторяющимся (например, встреча бывших одноклассников каждые 5 лет после выпуска);

– институциональность. Это включенность коммуникации в определенные общественные институты. В рамках общественного института, к которым относятся вузы, организовано взаимодействие «преподаватель – студент».

– ритуализованность взаимодействия заключается в строгой организации порядка действий коммуникантов.

Следующий компонент коммуникативной ситуации, связный с участниками взаимодействия, – это их цели, т.е. то, для чего осуществляется коммуникация. Так, по общей цели взаимодействия выделяют 4 вида коммуникации. Это:

– установить, поддержать контакт, выйти из него (фатика). Примером фатического общения может быть диалог, который мы разбирали вначале;

– изменить систему знаний о мире, разъяснить (информирование). Пример информативного взаимодействия – лекция;

– изменить позицию, точку зрению рациональными способами (убеждение). Примером убеждающей речи является аргументирующая речь на защите выпускной работы;

– создать эмоциональный фон для передачи сообщения (суггестия). Суггестивная цель взаимодействия реализуется, например, в рекламе.

Предмет речи – это то, чему посвящено сообщение.

Адресант ответственен за то, как представлен предмет речи. Так, лектор прекрасно осведомлен в предмете своей лекции. Скорее всего ему интересно то, о чем он говорит. Задача лектора представить предмет лекции таким образом, чтобы студенты 1) поняли, о чем лекция, 2) запомнили информацию, которую им передал лектор, и 3) заинтересовались ей.

Адресат ответственен за опознание предмета речи. Студент, слушающий лекцию, должен приложить свои познавательные и коммуникативные усилия, чтобы понять ее содержание и запомнить его.

Код – это система знаков, которые используется для представления предмета речи, т.е. это форма, с помощью чего осуществляется коммуникация.

Свойства кодовой системы:

– тип кодовой системы (вербальная и невербальная). На лекции лектор использует как знаки естественного языка (русского, английского и т.д.), так и иллюстрации, схемы;

– следующее свойство кодовой системы – форма коммуникации (монологическая, диалогическая, полилогическая).

Кодируя информацию, адресант выбирает жанр сообщения, т.е. определенный устойчивый тип текстов. Так, в учебной деятельности можно выделить такие жанры взаимодействия преподавателя и студента: лекция, опрос на семинаре, доклад, ответ на экзамене.

Еще один компонент коммуникативной ситуации – канал связи, т.е. среда, через что осуществляется коммуникация.

Адресант может выбрать для передачи информации канал устной или письменной речи.

Устная коммуникация включает в себя дописьменную, литературную и нелитературную коммуникацию.

Письменную составляют собственно письменная, печатная, онлайн коммуникации.

Последний, наиболее неопределенный и широкий компонент коммуникативной ситуации – обстановка, окружающая взаимодействие, т.е. где, когда и в каких внешних условиях осуществляется коммуникация.

Итак, характер каждого компонента коммуникативной ситуации важен для ее протекания.

Участники взаимодействия, чтобы адекватно своим целям представить и опознать предмет речи, должны выбрать кодовую систему и канал связи, уместные той обстановке, в которой они находятся.

Тест

1. Что такое коммуникация?

это процесс передачи информации между взаимодействующими субъектами при помощи системы знаков; верно

это процесс установления контакта и удачного выхода из него;

это речевое воздействие на адресата.

2. Какова основная функция адресанта в коммуникации?

производит сообщение;

получает сообщение;

инициирует коммуникативный акт. верно

3. Что такое предмет речи?

система знаков, которые использует адресант для передачи информации;

канал связи, т.е. среда, через что осуществляется коммуникация;

это компонент неязыковой действительности, представленный в речи знаками языка. верно

4. Отец заходит в комнату сына со словами: «Сын, нам надо серьезно поговорить». Из-за какого свойства отношений между адресантом и адресатом сын не может отказать отцу в осуществлении этого коммуникативного акта:

устойчивость; верно

институциональность;

ритуализованность.

5. В начале лекции преподаватель проводит опрос студентов. Какой это тип коммуникации в зависимости от цели?

фатика;

информирование; верно

убеждение;

суггестия.

Верно (5/5 баллов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: