Безопасность движения
На автомобильном транспорте
Методические указания к изучению дисциплины
для студентов заочной формы обучения и МИППС направления
23.03.01 Технология транспортных процессов
Краснодар
УДК 629.113:656.13.05: 656.13.08 (076)
Составитель: канд. техн. наук, доц. В.А. Грановский
Безопасность движения на автомобильном транспорте: методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения и МИППС направления 23.03.01 Технология транспортных процессов / Сост. В.А. Грановский; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. организации перевозок и дорожного движения – Краснодар: 2015. - 19с.
Методические указания предназначены для изучению дисциплины студентами, приведены темы и рекомендации, разработаны требования по структуре, объему и оформлению отчетных материалов, приведена литература.
Ил. 1. Табл. 1. Библиогр.: 45 назв.
Р е ц е н з е н т ы: канд. техн. наук, доц. кафедры ОПиДД КубГТУ
Л.А. Кравченко;
канд. техн. наук, директор по взаимодействию
с органами государственной власти и общественными
организациями ООО «АТОЛ ДРАЙВ» Г.Д. Линник
© Грановский В.А., 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | |
1 Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………… | |
2 Требования к уровню усвоения содержания дисциплины…………….. | |
3 Тематический план по изучению дисциплины.………………………... | |
4 Содержание тем по изучению дисциплины…………………………….. | |
5 Работа с книгой…………………………………………………………… | |
6 Конспектирование изучаемых тем по дисциплине…………………….. | |
Список литературы………………………………………………………... |
Приложение А (обязательное) Форма отчета (титульный лист)……… 18
|
Введение
Учебным планом направления подготовки бакалавров 23.03.01 Технология транспортных процессов по дисциплине «Безопасность движения на автомобильном транспорте» для студентов заочной формы обучения и МИППС кроме практических занятий, и выполнение контрольной работы предусмотрено изучение дисциплины.
Цель изучения дисциплины – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса в процессе самостоятельного изучения вопросов, изложенных в литературных и нормативно-правовых основах по безопасности движения на автомобильном транспорте.
Задача по изучения дисциплины – усвоение, умение и готовность студента после этапа обучения выполнять поставленные задачи по безопасности движения, работая на предприятиях, организациях и учреждениях автотранспорта.
Цель и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Безопасность движения на автомобильном транспорте» является одной из ведущих специальных дисциплин по направлению подготовки бакалавриата 190700.62 - Технология транспортных процессов (профиль «Организация и безопасность движения»).
Основными задачами дисциплины является овладение студентами навыков в формировании основ организации управления и контроля с учетом мероприятий по безопасности движения при осуществлении транспортных процессов и технологий перевозок. Получение необходимых знаний по нормативно-правовой базе при организации и осуществлении мероприятий по безопасности движения на предприятии с учетом их функционирования в условиях развития рынка транспортных услуг.
|
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Изучение дисциплины основано на изучении лекционного материала в сочетании с самостоятельной работой и выполнением, кроме практических занятий,также контрольного задания.
При изучении дисциплины используется литература и нормативно-правовые документы в соответствии с тематическим планом (табл.1) и его содержанием.
Дисциплина базируется на знаниях дисциплин, полученных в процессе обучения, таких как безопасность жизнедеятельности, транспортное право, экспертиза ДТП, специализированный подвижной состав, техника транспорта, обслуживание и ремонт.
Студент, изучив дисциплину, должен знать методические основы обеспечения безопасности перевозочного процесса и требований законодательства по безопасности движения на предприятии. Владеть способностью использовать организационные и методические основы для выработки требований по обеспечению безопасности перевозочного процесса.
3 Тематический план по изучению дисциплины
Т а б л и ц а 1 – Тематический план по изучению дисциплины
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины |
Государственная политика РФ по обеспечению безопасности дорожного движения | |
Деятельность служб перевозчиков по обеспечению БДД | |
Цели, основные задачи, функции органов власти и управления РФ | |
Структура обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте | |
Система управления деятельностью по обеспечению участников дорожного движения | |
Система управления деятельности по обеспечению БДД при производстве и эксплуатации АТС | |
Система управления деятельностью по обеспечению БДД при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте автомобильных дорог и городских улиц | |
Финансовая деятельность, связь и сотрудничество с органами власти, управления и контроля по ОБДД |
Содержание тем по изучению дисциплины
|
Номер раздела дисциплины | Наименование раздела, подраздела и их содержание | Количество часов | |
ДФО | ЗФО | ||
Государственная политика РФ по обеспечению безопасности дорожного движения | 0,5 | ||
1.1 Государственная политика РФ в сфере управления организации безопасности дорожного движения (ОБДД) | |||
1.2 Государственная политика в области повышения безопасности участников дорожного движения | |||
1.3 Государственная политика в области повышения безопасности конструкции и технического состояния транспортных средств (ТС) | |||
1.4 Государственная политика в области обеспечения БДД при проектировании, реконструкции, ремонта и эксплуатации дорог и дорожных сооружений | |||
1.5 Государственная политика в области ОБДД при его организации | |||
1.6 Государственная политика в области обеспечения спасения пострадавших при ДТП и оказания им медицинской помощи | |||
Деятельность служб перевозчиков по обеспечению БДД | |||
2.1 Система управления безопасностью движения в транспортно-дорожном комплексе России 2.2 Деятельность специалиста по безопасности дорожного движения в рамках организации автомобильных перевозок и транспортного обслуживания различного рода | |||
2.3 Структура, основные направления и формы работы на предприятии при организации перевозок и безопасности движения | |||
2.4 Организация профилактической работы по предупреждению аварийности 2.5 Учет, анализ, статистика ДТП и состояния транспортной дисциплины 2.6 Служебное расследование ДТП | |||
2.7 Подготовка, переподготовка, повышение квалификации водителей. Стажировка. Аттестация. Инструктажи | |||
2.8 Медико-санитарное обеспечение безопасности движения 2.9 Организация работы владельцев автотранспорта по обеспечению режима труда и отдыха водителей 2.10 Влияние технического содержания транспортных средств на БД 2.11 Требования к конструктивным параметрам транспортных средств, их техническому состоянию и дополнительной комплексности 2.12 Влияние технического содержания транспортных средств на БД 2.13 Лицензирование автотранспортной деятельности перевозчиков | |||
2.14 Сертификация автотранспортной деятельности | |||
Цели, основные задачи, функции органов власти и управления РФ | |||
3.1 В области организации и безопасности дорожного движения | |||
3.2 В области ОБДД на федеральном, региональном и местном уровнях | |||
3.3 По обеспечению и поддержанию необходимого уровня здоровья водителей | |||
3.4 По обеспечению необходимого уровня квалификации водителей АТС | |||
3.5 По обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов | |||
3.6 В области обеспечения безопасности конструкции ТС | |||
3.7 В области обеспечения безопасности дорог и дорожных сооружений | |||
3.8 По организации и регулированию дорожного движения | |||
3.9 Спасение и оказание медицинской и другой помощи пострадавшим в ДТП | |||
Структура обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте | 0,5 | ||
4.1 Состояние транспортной системы и ее соответствие потребностям социально-экономического развития страны | |||
4.2 Структура системы управления ОБДД в РФ | |||
4.3 Структура, состояние и динамика аварийности по вине водителей транспортных средств различных типов с учетом возраста и стажа водителей | |||
4.4 Структура, состояние и динамика аварийности по вине пешеходов различных возрастных и социальных групп | |||
Система управления деятельностью по обеспечению безопасности участников дорожного движения | 0,5 | ||
5.1 Правовые, организационные и технические методы повышения безопасности участников дорожного движения | |||
5.2 Детский дорожно-транспортный травматизм | |||
5.3 Повышение квалификации водителей | |||
5.4 Обеспечение безопасности перевозки пассажиров и грузов | |||
5.5 Контроль соблюдения требований и норм по обеспечению БДД | |||
Система управления деятельностью по обеспечению БДД при производстве и эксплуатации АТС | 0,5 | ||
6.1 Аварийности из-за конструкции и неудовлетворительного технического состояния автотранспорта | |||
6.2 Аварийности из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, плана и профиля дорог с учетом видов ДТП | |||
6.3 Основные факторы, принципы и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику аварийности на АТ из-за ОБДД | |||
6.4 Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения | |||
6.5 Технического регулирования ввоза из-за рубежа продукции автомобилестроения, оборудования, материалов | |||
6.6 Субъекты, порядок и методы контроля соблюдения требований безопасности к конструкции АТС при ввозе из-за рубежа и их эксплуатации | |||
6.7 Субъекты, порядок и методы контроля соблюдения требований безопасности к техническому состоянию АТС | |||
Система управления деятельностью по обеспечению БДД при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации и ремонте автомобильных дорог и городских улиц | 0,5 | ||
7.1 Влияние дорожных условий на аварийность | |||
7.2 Контроль исполнения правил БДД при проведении дорожных работ | |||
7.3 Основные требования органов власти и управления по содержанию дорог в состоянии, обеспечивающем БДД | |||
Финансовая деятельность по ОБДД и сотрудничество с органами контроля и другими организациями | 0,5 | ||
8.1 Финансирование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения | |||
8.2 Связь и сотрудничество со смежными организациями по вопросам БДД, а также внутри транспортных организаций | |||
8.3 Сотрудничество ГИБДД с УГАДН, федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ, с дорожно-эксплуатационными службами, коммунальными и общественными организациями по вопросам БДД | |||
Итого |
Работа с книгой
Чтение - это сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто техническая сторона - выработка навыков чтения и скорочтения, и творческая - извлечение из текста необходимой информации.
По степени проникновения вглубь содержания различают чтение:
- для общего впечатления (просмотр текста);
- для понимания общего содержания (знакомство с текстом);
- для извлечения максимума заложенного смысла (изучение текста).
Просмотровое чтение обычно предшествует изучающее и ознакомительное. Изучающее используется в тех случаях, когда необходимо познакомится с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Эта информация помогает решить, насколько необходим тот или иной текст.
Ознакомительное чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу.
Изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Изучающее чтение нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала — по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.
Как нужно читать: чтение должно быть, основательным и вдумчивым. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для читателя вопросы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в учебной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.
По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиций значимости для занятий.
Существует несколько алгоритмов чтения:
Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. Такой состав блоков дает возможность выделить полезную информацию в любом по содержанию тексте, независимо от того, к какой отрасли знания он относится. Подчеркнем еще раз особенно важную его специфику: он «отфильтровывает» избыточную информацию, которая в популярных, а иногда и учебных текстах может достигать 75%. Перечислим блоки интегрального алгоритма, на которые следует обращать особое внимание и запоминать:
- Наименование источника – название книги, журнала, газеты, учебника и т.д.
- Фамилия автора.
- Выходные данные – место и год издания, название издательства, номер и год выпуска журнала, дата выхода газеты и т.п.
- основное содержание - главные идеи и положения.
- фактографические данные - факты, цифры, даты, личности, события.
- спорное, критическое - материал, не совпадающий с вашими знаниями и убеждениями, оценки неверных взглядов и воззрений.
- новизна материала и возможность практического использования
- все новое, оригинальное, то, что можно применить в учебе и на практике.
Дифференциальный алгоритм позволяет сократить время на усвоение смысла и значения текста, «свернуть», аккумулировать информацию. Этот алгоритм включает 3 ступени (этапа) (рис. 1):
Выделение ключевых слов в каждом абзаце |
Составление из них смысловых рядов - предложений |
Выделение основного смыслового значения отрезков текста |
Рисунок 1 – Этапы дифференциального алгоритма
На первом этапе выделяются ключевые слова, которые обозначают объекты, их признаки состояния или действия. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку каждого абзаца текста. Если абзац играет второстепенную роль, поясняющую, например, то в нем может и не быть ключевых слов.
На втором этапе осмысления текста, опираясь на ключевые слова, составляются смысловые ряды, в сжатом виде обобщающие содержание материала. Такой процесс можно сравнить с конспектным, только мгновенным и мысленным.
На третьем этапе проводится выявление основного значения текста на основе смысловых рядов.
Осваивая дифференциальный алгоритм, очень важно, особенно на первых порах, не спеша и последовательно выполнять все три операции. Только в этом случае вы постепенно сможете приобрести навык быстрого, почти подсознательного, одновременного с чтением выделения основного значения текста.
При чтении рекомендуются различные способы маркировки того или иного материала для того, чтобы найти или выделить важное. Можно использовать закладки с пометками; подчеркивание карандашом; особую знаковую систему.