Введение. Исторический обзор проблемы




Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворе­ния его жизненных потребностей, и не только физических. (умственных) Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности.

Труд – целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый – физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый – умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

В.А. Сухомлинский. Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности.

Ушинский Константин Дмитриевич говорил так: Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, и конечно, связь с игрой.

С первых лет советской власти дошкольное воспитание стано­вилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей.

1919 год – I съезд по дошкольному воспитанию – определились единые со школой задачи трудового воспита­ния, сформулированы требования к нему. Труд должен быть по­сильным, иметь понятную ребенку цель и доставлять ему удоволь­ствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателями ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности дошкольников включало в себя самообслуживание и ручной труд с различными материалами, кроме того, воспитан­ников следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду.

В 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в до­школьном учреждении» выявилось два направления:

1) дети в детском саду должны выполнять всю работу по под­держанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пиши, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала;

2) труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много.

В 20-е гг. в детских учреждениях преобладало влияние свободно­го воспитания, детям предоставлялась возможность проявлять ак­тивность и инициативу. Между тем педолог С. С. Моложавый пи­сал: «Трудовой процесс максимально активный, жизненно-приспо­собительный. В основе трудовой деятельности лежат установка на получение жизненно-используемого результата путем преобразо­вания среды и материала при посредстве орудий... стимулы, вызывающие трудовой процесс, это не предметы или явления, это жизненные потребности...»

(т.е.) Такая позиция обосновывала право­мерность первого подхода к труду детей: они должны быть постав­лены в ситуацию, когда труд помогает им жить, когда овладение трудовыми навыками становится естественной необходимостью для себя самого.

«...Чтобы вызвать производственный процесс, налицо должна быть определенная потребность, недостаток чего-нибудь, что не­обходимо для поддержания существования и повышения жизне­деятельности организма... только такая организация самой жизни детей, которая выдвигает перед ними действительные потребно­сти может воспитать в детях прочную трудовую установку» (Игра и труд в дошкольном возрасте. – М., 1929. – С. 39 – 40).

II съезд (1921г.) поставил перед дошкольными работниками за­дачу воспитания коллективизма. Следовало так организовывать труд детей, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он выполняет час­тицу общего дела. Труду начали уделять всё больше внимания.

III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы; было принято реше­ние строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок – «продукт социальной среды». Три составляющие социальной сре­ды – труд, природа, общество – были положены в основу содер­жания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важ­ность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. Н.К.Крупская не поддерживала такого подхода к дошкольному трудовому воспи­танию, она выступала за содержание труда, понятного детям, близ­кого им, но обязательно в коллективной форме.

На IV съезде (1929г.) дошкольных работников впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей.

Новые направления в решении задач трудового воспитания по­явились в 30 – 40-е гг.- XX в. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру – соединять с трудовой деятельностью.

В 1935 г. в книге Р.И.Жуков­ской «Игры и трудовые занятия в детском саду», были показаны ведущая функция игры и подчинение ей трудовых навыков: трудо­вая деятельность детей, по мнению автора, должна быть направ­лена на обогащение игры.

В годы Великой Отечественной войны труд стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни и необходимостью реально помогать взрослым, которые всегда стара­лись по возможности придать содержанию труда игровую форму.

В послевоенные годы (1946 – 1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники считали важным ознакомить ребят с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом вни­мания педагогов.

В 1953 г. были проведены исследования 3. Н. Борисовой – о роли дежурства в детском саду и В. Г. Нечае­вой – о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Они положи­ли начало научным работам, посвященным трудовому воспитанию. В результате в 1962 г. было определено содержание тру­дового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет.

В 60 – 80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников. Под руководством В. Г. Нечаевой иссле­дуются разные виды труда и формы организации коллективной дея­тельности детей (И.Лернер, Г.Н.Година, А.Д.Щатова, Г.М.Кисе­лева, Д.В.Сергеева, В. Г.Зайцева и др.), под руководством Р. И. Жу­ковской – особенности ознакомления детей с трудом взрослых (С.Г.Журат, Г.И.Григоренко, В.П.Сафонова и др.), известны работы Е.И.Радиной, Р.С.Буре, В.И.Логиновой, М.В.Крулехт, С.А.Козловой, А.М.Виноградовой. Проводились и психологичес­кие исследования, в которых доказана роль мотивов практической деятельности для трудового и нравственного развития дошкольни­ков. Массированное изучение проблемы трудового воспитания дошкольников дало положительный результат: изучены содержание труда, формы его организации, средства и методы. Исследовалось также влияние труда на нравственное развитие ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: