Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. (умственных) Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности.
Труд – целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый – физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый – умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
В.А. Сухомлинский. Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности.
Ушинский Константин Дмитриевич говорил так: Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
|
Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, и конечно, связь с игрой.
С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей.
1919 год – I съезд по дошкольному воспитанию – определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цель и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателями ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности дошкольников включало в себя самообслуживание и ручной труд с различными материалами, кроме того, воспитанников следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду.
В 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» выявилось два направления:
1) дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пиши, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала;
|
2) труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много.
В 20-е гг. в детских учреждениях преобладало влияние свободного воспитания, детям предоставлялась возможность проявлять активность и инициативу. Между тем педолог С. С. Моложавый писал: «Трудовой процесс максимально активный, жизненно-приспособительный. В основе трудовой деятельности лежат установка на получение жизненно-используемого результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий... стимулы, вызывающие трудовой процесс, это не предметы или явления, это жизненные потребности...»
(т.е.) Такая позиция обосновывала правомерность первого подхода к труду детей: они должны быть поставлены в ситуацию, когда труд помогает им жить, когда овладение трудовыми навыками становится естественной необходимостью для себя самого.
«...Чтобы вызвать производственный процесс, налицо должна быть определенная потребность, недостаток чего-нибудь, что необходимо для поддержания существования и повышения жизнедеятельности организма... только такая организация самой жизни детей, которая выдвигает перед ними действительные потребности может воспитать в детях прочную трудовую установку» (Игра и труд в дошкольном возрасте. – М., 1929. – С. 39 – 40).
II съезд (1921г.) поставил перед дошкольными работниками задачу воспитания коллективизма. Следовало так организовывать труд детей, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. Труду начали уделять всё больше внимания.
|
III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы; было принято решение строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок – «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды – труд, природа, общество – были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. Н.К.Крупская не поддерживала такого подхода к дошкольному трудовому воспитанию, она выступала за содержание труда, понятного детям, близкого им, но обязательно в коллективной форме.
На IV съезде (1929г.) дошкольных работников впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей.
Новые направления в решении задач трудового воспитания появились в 30 – 40-е гг.- XX в. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру – соединять с трудовой деятельностью.
В 1935 г. в книге Р.И.Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», были показаны ведущая функция игры и подчинение ей трудовых навыков: трудовая деятельность детей, по мнению автора, должна быть направлена на обогащение игры.
В годы Великой Отечественной войны труд стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни и необходимостью реально помогать взрослым, которые всегда старались по возможности придать содержанию труда игровую форму.
В послевоенные годы (1946 – 1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники считали важным ознакомить ребят с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом внимания педагогов.
В 1953 г. были проведены исследования 3. Н. Борисовой – о роли дежурства в детском саду и В. Г. Нечаевой – о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Они положили начало научным работам, посвященным трудовому воспитанию. В результате в 1962 г. было определено содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет.
В 60 – 80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников. Под руководством В. Г. Нечаевой исследуются разные виды труда и формы организации коллективной деятельности детей (И.Лернер, Г.Н.Година, А.Д.Щатова, Г.М.Киселева, Д.В.Сергеева, В. Г.Зайцева и др.), под руководством Р. И. Жуковской – особенности ознакомления детей с трудом взрослых (С.Г.Журат, Г.И.Григоренко, В.П.Сафонова и др.), известны работы Е.И.Радиной, Р.С.Буре, В.И.Логиновой, М.В.Крулехт, С.А.Козловой, А.М.Виноградовой. Проводились и психологические исследования, в которых доказана роль мотивов практической деятельности для трудового и нравственного развития дошкольников. Массированное изучение проблемы трудового воспитания дошкольников дало положительный результат: изучены содержание труда, формы его организации, средства и методы. Исследовалось также влияние труда на нравственное развитие ребенка.