Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. (умственных) Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности.
Труд – целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый – физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый – умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
В.А. Сухомлинский. Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности.
Ушинский Константин Дмитриевич говорил так: Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, и конечно, связь с игрой.
С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей.
1919 год – I съезд по дошкольному воспитанию – определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цель и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателями ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности дошкольников включало в себя самообслуживание и ручной труд с различными материалами, кроме того, воспитанников следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду.
В 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» выявилось два направления:
1) дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пиши, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала;
2) труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много.
В 20-е гг. в детских учреждениях преобладало влияние свободного воспитания, детям предоставлялась возможность проявлять активность и инициативу. Между тем педолог С. С. Моложавый писал: «Трудовой процесс максимально активный, жизненно-приспособительный. В основе трудовой деятельности лежат установка на получение жизненно-используемого результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий... стимулы, вызывающие трудовой процесс, это не предметы или явления, это жизненные потребности...»
(т.е.) Такая позиция обосновывала правомерность первого подхода к труду детей: они должны быть поставлены в ситуацию, когда труд помогает им жить, когда овладение трудовыми навыками становится естественной необходимостью для себя самого.
«...Чтобы вызвать производственный процесс, налицо должна быть определенная потребность, недостаток чего-нибудь, что необходимо для поддержания существования и повышения жизнедеятельности организма... только такая организация самой жизни детей, которая выдвигает перед ними действительные потребности может воспитать в детях прочную трудовую установку» (Игра и труд в дошкольном возрасте. – М., 1929. – С. 39 – 40).
II съезд (1921г.) поставил перед дошкольными работниками задачу воспитания коллективизма. Следовало так организовывать труд детей, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. Труду начали уделять всё больше внимания.
III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы; было принято решение строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок – «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды – труд, природа, общество – были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. Н.К.Крупская не поддерживала такого подхода к дошкольному трудовому воспитанию, она выступала за содержание труда, понятного детям, близкого им, но обязательно в коллективной форме.
На IV съезде (1929г.) дошкольных работников впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей.
Новые направления в решении задач трудового воспитания появились в 30 – 40-е гг.- XX в. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру – соединять с трудовой деятельностью.
В 1935 г. в книге Р.И.Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», были показаны ведущая функция игры и подчинение ей трудовых навыков: трудовая деятельность детей, по мнению автора, должна быть направлена на обогащение игры.
В годы Великой Отечественной войны труд стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни и необходимостью реально помогать взрослым, которые всегда старались по возможности придать содержанию труда игровую форму.
В послевоенные годы (1946 – 1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники считали важным ознакомить ребят с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом внимания педагогов.
В 1953 г. были проведены исследования 3. Н. Борисовой – о роли дежурства в детском саду и В. Г. Нечаевой – о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Они положили начало научным работам, посвященным трудовому воспитанию. В результате в 1962 г. было определено содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет.
В 60 – 80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников. Под руководством В. Г. Нечаевой исследуются разные виды труда и формы организации коллективной деятельности детей (И.Лернер, Г.Н.Година, А.Д.Щатова, Г.М.Киселева, Д.В.Сергеева, В. Г.Зайцева и др.), под руководством Р. И. Жуковской – особенности ознакомления детей с трудом взрослых (С.Г.Журат, Г.И.Григоренко, В.П.Сафонова и др.), известны работы Е.И.Радиной, Р.С.Буре, В.И.Логиновой, М.В.Крулехт, С.А.Козловой, А.М.Виноградовой. Проводились и психологические исследования, в которых доказана роль мотивов практической деятельности для трудового и нравственного развития дошкольников. Массированное изучение проблемы трудового воспитания дошкольников дало положительный результат: изучены содержание труда, формы его организации, средства и методы. Исследовалось также влияние труда на нравственное развитие ребенка.