Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
|
Выбор педагогических задач обусловливается прежде всего требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» Для соответствующей возрастной группы и конкретизируется в соответствии с содержанием работы и особенностями детей. Важно обеспечить постепенное (от группы к группе) усложнение воспитательно-образовательных задач, которые можно классифицировать следующим образом.
Задачи, связанные с формированием нравственно-волевых качеств, характеризуют: а) отношение к труду (т.е. заинтересованность, желание трудиться, старательность, аккуратность, целенаправленность, ответственность, самостоятельность, активность, инициативность и т. п.); б ) взаимоотношения с товарищами (умение договариваться и справедливо распределять обязанности, готовность помочь, бережный подход к результатам чужого труда, доброжелательность в его оценке и т. п.); в) отношение к вещам, инструментам и материалам,т. е. в определенном смысле к собственности (бережливость); г) отношение к груду взрослых (интерес и уважение к их работе, стремление помочь, сберечь результаты труда). Воспитание нравственно волевых качеств тесно связано с привитием соответствующих представлений и суждений. Усвоение дошкольниками доступных моральных норм служит им ориентиром в предъявлении к себе и другим нравственных требований, придает детскому поведению осознанный характер. Уже на дошкольной ступени дети усваивают понятие о трудолюбии, о дружеских отношениях в труде, о бережливости…
|
Задачи, связанные с формированием трудовой деятельности, а значит, с совершенствованием всех структурных частей рабочего процесса: а) трудовых навыков; б) умения ставить цель и мотивировать ее; в) навыка планировать работу; г) умения достигать результата и оценивать его. Значимость этих задач возрастает в свете требований реформы школы. Включение детей в производительный труд предполагает осознание его как целенаправленной деятельности.
Перечисленные педагогические задачи должны решаться начиная с младшей группы, в дальнейшем усложняясь и преобразовываясь.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении.
В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они вообще есть), которые старше его или моложе. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т. е. к посильной деятельности в семейном коллективе.
Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Задание:
Подобрать потешки, стишки, прибаутки, пословицы и загадки о труде для дошкольников.