Тема: Развитие западных стран в 19 веке.




 

План:

1. Экономическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Политическое развитие.

4. Духовное развитие.

Экономическое развитие выразилось в том, что:

1) в 18-19 вв. происходили революции в аграрной и индустриальной сферах экономики: в 18 веке – аграрная революция, в 19 веке – промышленная революция.

Аграрная революция – это процесс, связанный с изменениями и нововведениями в сельском хозяйстве, которые приводят к новому характеру производственных отношений, способствующие переходу от аграрного общества к индустриальному. Аграрная революция, в частности, проявилась в том, что были разработаны новые плуги, а в 1701 году английский фермер Д. Талл изобрел механическую сеялку на конной тяге, позволявшую высаживать семена ровными рядами и таким образом облегчавшую прополку. Благодаря севообороту повышалось плодородие почвы, с помощью тщательной селекции улучшались породы скота. Основные последствия аграрной революции – интенсификация сельскохозяйственного труда и сокращение сельского населения, часть которого стала уходить в город. Таким образом, результаты аграрной революции имели большое значение для начала промышленной революции.

Промышленная революция – переход от мануфактур к фабрике, от ручного труда к машинному. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции 18 века.

Промышленная революция невозможна без научно-технического прогресса – развитие науки и техники: а) в 1785 году в Англии запатентован первый механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а в 1771 году открылась первая фабрика – промышленное предприятие, основанное на машинном производстве; б) в 1765 году Джеймс Уатт пострил первую паровую машину. Ее особенность: работала на угле. В результате этого выросла добыча угля. Так техническое изобретение способствовала росту добычи угля в частности и росту экономики в целом; в) Эмиль Мартен изобрел специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ); г) развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог, активно развивается железнодорожный транспорт. В 1825 году Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав. К середине 19 века в Англии железные дороги были построены протяженностью более 8000 километров. Железная дорога – удобный способ доставки не только пассажиров, но и грузов. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли и экономики. Усовершенствовалась и логистика;

2) неравномерный характер индустриализации:

а) наблюдался быстрый промышленный рост в Англии, которую стали называть «мастерской мира » (конец 18 века – первая половина 19 века). Именно в Англии в 60-ых гг. 19 века началась промышленная революция.

В континентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, в Бельгии имелись богатые запасы угля, руды.

Во Франции технологические новшества возникали в крупных промышленных центрах: Париж, Лион. Большое значение для французской промышленности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство новых предприятий и совершенствование технологий. В результате во второй половине 19 века французская промышленность выросла на 50%, объем экспорта в 400 раз, производство энергии в 5 раз.

Значительным препятствованием для процесса индустриализации в Германии была политическая раздробленность страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 году. Крупнейшим промышленным районом Германии становится Рурская область, где находились значительные месторождения угля высокого качества.

В США промышленное производство начинает развиваться быстрыми темпами. Промышленное развитие США осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы – эмигрантов из Европы и Азии. Индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами во второй половине 19 века, когда закончилась гражданская война. К концу 70-ых гг. наиболее развитые континентальные страны Европы (Франция, Германия, Бельгия) догнали Великобританию по основным экономическим показателям.

Особенно серьезным конкурентом Англии на европейском рынке стала быстроразвивающаяся Германия, которая к концу 19 века достигла значительных успехов в развитии новых отраслей производства: электротехники, машиностроения, химической промышленности. Серьезную конкуренцию Англии составляли США, активно внедрявшие новейшие европейские технологии;

б) индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенного влияния на экономическое развитие этих стран в целом;

3) во второй половине 19 века стали зарождаться монополии. Монополии (с древнегреческого языка: один продаю) – исключительное право на производство или продажу каких-либо товаров, крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над экономикой. Главная цель монополистической деятельности – установить контроль над производством или сбыта товаров для того, чтобы повышать цены и извлекать повышенную прибыль.

Образовались следующие формы монополистического производства: а) картель – объединение самостоятельных предприятий, основанных на временном соглашении; б) синдикат объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли с целью совместного сбыта товаров; в) трест – форма организации, при которой предприятия теряют свою самостоятельность, подчиняясь единому правлению; г ) концерн – объединение предприятий, банков, торговых фирм;

4) возникновение империализма как «высшей стадии капитализма» (В. Ленин). Кризисы перепроизводства (внедрение новых технологий – рост производства – превышение предложения над спросом) к концу 19 века становятся все более серьезными и длительными. Постепенно истощается сырьевая база европейской промышленности. Все это побуждает наиболее развитые индустриальные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира: Африка, Азия. Эти земли, не имевшие собственной промышленности, но обладавшие значительными материальными, людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской индустрии. Экономические методы эксплуатации колонии включали: обогащение за счет торгового обмена между метрополиями (в переводе с древнегреческого «материнский город») – государство, которое эксплуатирует другие страны и колониями (в переводе с латинского языка «поселение») – зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрполии), без самостоятельной экономической и политической власти, управляемая на основе особого режима (при этом колонии включаются в структуру мирового хозяйства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья), подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной промышленности с целью закрепления за ними роли аграрно-сырьевых придатков метрополий.

К концу 19 века были созданы колониальные империи, к рупнейшей из которых была Британская империя. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причинами нарастания международной напряженности. Засилие в колониях иностранного капитала приводило к преобладанию примитивных форм хозяйства, отсталой структуре местного промышленного производства и сельского хозяйства, базировавшегося на ручном труде.

5) цикличность развития: экономический рост сменяется экономическими кризисами. Цикличность происходит примерно по такой схеме: внедрение новой техники – сокращение работников – уменьшение спроса – падение производства. Первый экономический кризис случился в Англии в 1825 году. Первый мировой экономический кризис – в 1858 году. Последствия экономического кризиса: а) разорение предпринимателей (капиталистов), снижение деловой активности; б) объединение предпринимателей с целью противостоять кризису. В итоге – монополизация экономики;

6) неодинаковая роль государства в экономике: а) в первой половине 19 века - сокращение (государственное регулирование мешало развитию предпринимательской активности, А. Смит обосновал тезис о рынке как о саморегулирующемся механизме); б) во второй половине 19 века – увеличение роли государства в экономике (ведение войн, колониальная политика).

Подведем итоги. В конце 19 века окончательно сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Промышленная революция имела большое значение для становления товаро-денежных, рыночных, капиталистических отношений, для утверждения индустриального общества. Промышленная революция, сущность которой заключается в индустриализации (развитие промышленности), способствовала глубокому перевороту в развитии мировой цивилизации. В исторической литературе принято выделять последствия промышленной революции: а) экономические – развитие экономики, технологий; б) социальные – привела к господству индустриального общества.

 

Социальное развитие выразилось в том, что:

1) на смену аграрному обществу (феодализм) пришло индустриальное (капитализм). Индустриальное обществоэто общество с высоким уровнем научно-технического, промышленного развития,общенациональным рынком, характеризующееся значительным прогрессом в различных сферах жизни. Индустриальное общество – закономерный итог процесса индустриализации перехода от мануфактурного производства к машинному, промышленному.

Характерными чертами индустриального общества, помимо выделенных, являются: а) главная, ведущая сфера экономики – индустрия (промышленность); б) господство машинных технологий, машинного, станочного труда; в) основные классы: капиталисты (буржуазия, предприниматели), промышленный пролетариат – люди, работающие на фабриках. Этим двум большим социальным группам предстояло найти точки соприкосновения и выработать эффективную систему взаимоотношений. Данный процесс протекал очень сложно. Пролетариат находился в тяжелом положении – «дикий капитализм»: рабочий день – до 18 часов (сейчас – 8); низкая заработная плата, которую хватало для того, чтобы удовлетворить первичные, базовые физиологические потребности; отсутствие рабочего законодательства. В итоге – у рабочих нет прав, гарантий, чувства социальной защищенности. У них – одни обязанности; жесткие законы. Например, за разрушение, порчу станков (луддизм) – смертная казнь; отсутствие социального обеспечения. Подобная ситуация вызывал стихийные социальные протесты. Основные его формы – луддизм, создание профсоюзов, социалистической идеологии, в которой пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества;

2) в основе социальных отношений между капиталистами и рабочими заложен принцип эксплуатации – присвоение результатов чужого труда. Основа эксплуатации – частная собственность: отсутствие у рабочих средств производства (станков, зданий, инструментов, необходимого оборудования), которые имеются у капиталистов. Эксплуатация, в частности, выражалась в том, что из 18 часов, которые рабочий проработал, капиталист оплачивал 2 часа, а остальную прибыль забирал себе, пуская ее на расширение производства, либо использовав ее как источник обогащения. Сущность эксплуатации и капитализма хорошо выразил К. Маркс. Он писал о том, что в результате развития капиталистических отношений происходит отчуждение человека (рабочего) от результатов его деятельности. Человек, по Марксу, должен испытывать радость от трудовой деятельности. Ведь именно благодаря труду человек выделился из животного мира. Но, осуществляя трудовую деятельность в нечеловеческих, антигуманных условиях, человек ощущает себя животным. И лишь удовлетворяя физиологические потребности (сон, еда, секс), что объективно сближает человека с животным миром, он ощущает себя не животным, а человеком. Таким образом, эксплуатация превратила трудовую деятельность из радостного события, выступающая средством самоактуализации, саморазвития, творческого роста человека, в тягостную животную необходимость. Чтобы покончить с этим, К. Маркс предложил уничтожить эксплуатацию и ее основу – частную собственность с помощью социальных революций. Главная заслуга К. Маркса, с моей точки зрения, состоит не в том, что он обосновал необходимость революции, а в том, что раскрыл конфликтогенную сущность эксплуатации;

3) урбанизация – рост городов. Города росли в первую очередь как промышленные, индустриальные центры;

4) развитие инфраструктуры - комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы: строительство железных дорог, различных коммуникаций;

5) начало формирования гражданского общества – сферы самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, огражденных от прямого вмешательства государственной власти по мере увеличения численности буржуазии, утверждения частнособственнических отношений. Изменился характер взаимоотношений между буржуазией и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял факт учета своих интересов государством. Они постепенно начинают претендовать на власть.

Подведем итоги. В конце 19 века завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной, Центральной Европе и в Северной Америке. Корни институционализации (оформления, утверждения) индустриального общества – в развитии капиталистических отношений, в промышленных, социальных революциях. Однако индустриальное общество содержало в себе достаточно мощный конфликтогенный заряд в форме эксплуатации. Не случайно, что политические процессы рассматриваемого периода зачастую приобретали конфликтную форму (революции 1848 года во Франции, Германии).

 

 

Политические события в странах Запада в 19 веке стали отражением тех процессов, которые проходили в экономической и социальной подсистемах социума. Промышленная революция, радикальным образом изменившая социальную структуру общества, повлекла за собой широкомасштабные политические преобразования.

Политические процессы рассматриваемого периода целесообразнее рассмотреть в двух пространственных формах – внутри стран и за их пределами. Можно выделить следующие особенности внутриполитического развития западных стран:

1) демократизация политической системы (увеличение численности электората): а) в 1832 году – избирательная реформа в Англии: расширение круга избирателей; б) появление в Англии чартисткого движения. Цель движения – бороться за всеобщее избирательное право;

2) политический процесс в западных странах нередко приобретал конфликтные формы: а) в 1830 – 1831 гг. – во Франции революция: конфликт «старого» и «нового» дворянства; на смену дворянской монархии – буржуазная; б) в 1848 – 1849 гг. во Франции, Германии прошли социальные революции. Их итоги – во Франции провозглашена империя во главе с Наполеоном Третьим, в Пруссии «железный канцлер» Отто фон Бисмарк взял курс на объединение Германии «мечом и кровью». В 1871 году провозглашена империя во главе с Вильгельмом Первым. Объединение Германии завершилось; в) в 1861 – 1865 гг. в США шла гражданская война между Севером (промышленность, фермеры, капитализм, передовое развитие) и Югом (плантации, рабство, феодализм, отсталость). Итоги гражданской войны: в 1862 году был решен аграрный вопрос (нерешенность аграрного вопроса в России привела к социальным революциям), в 1863 г оду отменено рабство, победил Север;

3) появление рабочего движения, его активизация и интернационализация. Рабочие заявили о себе как о политической силе, с интресами которой необходимо считаться. Рабочий класс – одним из важных субъектов политического процесса, имеющий свою философию, идеологию, организацию. В ведущих странах Западной Европы, в США – рабочее движение. Рабочие боролись за улучшение условий труда, повышение заработной платы. Главным средством борьбы стала забастовка или стачка – прекращение работы с целью заставить владельцев предприятий выполнить требование рабочих. Помимо экономических требований (сокращение рабочего дня, повышение заработной платы), рабочие стали выдвигать политические (право участвовать в выборах). Постепенно в рабочем движении усиливалось влияние философии марскизма и социализма. В 1864 году в Лондоне собрались представители рабочих организаций Англии, Франции, Германии, Италии, Польши. Они создали Международное товарищество рабочих – Первый интернационал. В конце 80-ых годов 19 века волна забастовок по всем странам. В 1889 году в Париже был создан Второй интернационал. Рабочие в большинстве стран были политически бесправными: не участвовали в выборах, не имели профсоюзов. Второй интернационал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за их политические права. К концу 19 века социалистическое движение стало значительной силой, люди стали голосовать за социалистов. Самая сильная социал-демократическая партия – в Германии;

4) образование национальных государств: а) в 30-ом году независимости от Османской империи добивается Греция, в 1843 году в Греции провозглашается конституционная монархия; б) в 1831 году самостоятельность получает Бельгия, свергнувшая власть голландского короля; в) образование Германии – ликвидация политической раздробленности, конфликт с Францией: борьба Пруссии и Австрии за объединение немецких земель (1866 г. – австро-прусская война), устранение основного противника Германской империи (1870-1871 гг. – франко-прусская война): в 1871 году прусский король Вильгельм Первый провозглашен германским кайзером. Большую роль в объединении Германии – О. фон Бисмарк, занявший в 1862 году пост канцлера Пруссии; г) образование Италии: ликвидация политической раздробленности, конфликт с Австрией, Францией. В 1870 году к Италии был присоединен Рим, ликвидирована Папская область. Объединительный процесс был завершен. Большую роль в этом – Д. Гарибальди.

5) становление основ гражданского общества. Формы становления: а) эволюционная (Англия); б) революционная (Франция, Германия);

6) формирование основных идеологий: а) либерализм – за создание парламента (парламентаризм), за ограничение прав монархов конституциями, за политических свободы (свобода слова, печати, собраний, демонстраций), за развитие частной собственности, за экономические свободы. Либерализм выражал интересы промышленной буржуазии; б) социализм за социальное равенство, против частной собственности, положительное отношение к социальным революциям. Социализм выражал интересы рабочего и революционно настроенной интеллигенции; в) консерватизм – за социальное неравенство, частную собственность, сохранение феодальных порядков. Выражал интересы «старого» дворянства.

Внешнеполитическое развитие, и в этом его сходство с внутриполитическим, часто приобретало конфликтную форму. Причины: стремление западных стран к эксплуатации более отсталых (колониальные войны), экспансионистская политика Наполеона Бонапарта (наполеоновские войны).

Можно выделить следующие особенности внешнеполитических процессов западных стран:

1) до второй половины 19 века главным актором (действующим субъектом) внешеполитических процессов являлась Россия.

С 1793 по 1812 гг. Франция, во главе которой стоял император Наполеон Бонапарт, вела войны со странами Западной Европы. В итоге этих войн к Франции были присоединены Бельгия, немецкие земли по левому берегу Рейна, к западу от Рейна, захвачены и завоеваны Голландия, Австрия, часть Италии, Испании, Швейцария. В 1812 году Наполеон принимает решение о вторжении на территорию России (в зарубежной историографии – польская или восточная компания, в отечественной историографии – Отечественная война), но война для него – неблагоприятный оборот: в 1813 году остатки наполеоновских войск бесславно покидают российскую территорию, преследуемые российской армией. В результате Россия и ее союзники вынуждают Наполеона сдаться. В 1814 – 1815 гг. в Вене проходит конгресс стран-победительниц. По решению Венского конгресса России отошла большая часть Польши, к Австрии отошла часть Италии, Пруссия получила часть Саксонии, Рейнскую область, Великобритания – Цейлон, колонии в Ю. Африке, 39 немецких государств были объединены в Германский союз. Таким образом, конгресс сформировал новую международную систему, которая получила название Венской. В Венской международной системе роль «первой скрипки» играла Россия. Помимо России, в Венской системе международных отношений большую роль играли следующие страны: Великобритания, Австрия, Пруссия. Позже Венская система трансформировалась в Священный союз императоров ведущих стран, к которому присоединилась Франция. Свою главную задачу Священный союз видел в том, чтобы бороться с революциями. Таким образом, страны, входившие в Священный союз, являлись оплотом контрреволюционной политики;

2) назревание конфронтации между ведущими европейскими державами - формирование внешнеполитических «блоков»: Тройственного союза (Германия, Италия, Австрия) и Антанты (Англия, Франция, Россия).

Однако между бывшими союзниками вскоре возникли противоречия. Вначале выявились противоречия между Россией, с одной стороны, и Францией, Англией, - с другой. Основная причина – попытка России, опираясь на свое военное превосходство, окончательно решить «восточный вопрос». В 1853 – 1856 гг. шла Восточная (Крымская) война между Россией и Турцией. Победа России была близка, но в войну на стороне Турции вмешались Англия и Франция: им не выгодно было усиление России на Балканах. В итоге Россия войну проиграла. Значение Крымской войны – в следующем: поскольку Россия потерпела поражение, то она потеряла свое политическое лидерство в Европе. Военное лидерство теперь перешло к Франции. Крымская война также вскрыла экономическую и технологическую отсталость России по сравнению с западными странами (гладкоствольные и нарезные ружья, парусный и паровой флот).

В конце 19 века набирала силу и Германия. В результате франко-прусской войны Франция потерпела поражение. К Германии отошли Эльзас и Лотарингия – области, богатые ископаемыми. Российско-германские противоречия отчетливо проявились после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Германия сделала все возможное для того, чтобы нивелировать победу России.

В таких условиях в конце 19-начале двадцатого века стали складываться военно-политические блоки. Вначале, в 1882 году, Германия, Италия, Австрия образовали Тройственный союз. В 1907 году закончилось формирование Антанты ( «сердечного соглашения). В Антанту вошли: Россия, Франция, Англия.

Подведем итоги. Политическое развитие западных стран часто приобретало конфликтную форму: социальные революции 1848 года во Франции и Германии, гражданская война в США в 1861-1865 гг., политическая борьба за всеобщее избирательное право в Англии, колониальные и наполеоновские войны, вооруженные конфликты между Германией и Францией за господство в Западной Европе, вооруженные конфликты между Россией и Турцией. Поскольку эти конфликты затрагивали сферы интересов различных стран, начался в конце 19 века, а в начале 20 века завершился, процесс формирования военно-политических блоков - Тройственного союза и Антанты. Конфликт геополитических интересов был институционализирован. Этот процесс – опасен: потенциально содержится угроза мировой войны.

 

 

Изменения, проходившие в экономической, социальной, политической сферах социума, должны были найти отражение в духовной подсистеме общества, в сфере общественного сознания. Г. Гегель (1770 – 1831) говорил, что «сова Минервы вылетает ночью». То есть сначала должно произойти событие, а потом оно подлежит осмыслению. Г. Гегелю, но уже с позиции философского материализма, вторил К. Маркс (1818 – 1883): бытие опережает сознание. Иначе говоря, вначале явление (феномен) бытийствует, а потом он осмысливается, осознается.

Мы уже видели, как К. Маркс осмыслил сущность капиталистических отношений, основанных, по его мнению, на эксплуатации. Мы также выявили идеологические последствия философии марксизма, рассматривающую социальные революции как «локомотив истории», а социальное насилие, выступающее спутником революции, - в качестве ее «повивальной бабки». Мы подчеркнули актуальность философии марксизма: концепты, образующие ее основу, вполне актуальны в процессе социально-экономического анализа современного состояния капиталистической системы.

Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) исходит из материалистического посыла, согласно которому материя – продукт длительной эволюции природы. Сознание марксистами рассматривается как высшая форма развития материи. Социальное бытие, согласно марксисткой философии, сложное образование, поскольку состоит из базиса (социально-экономических отношений) и надстройки (политических, духовных отношений). Социальное бытие – тоже продукт развития материи. Социальное бытие развивается благодаря социальным конфликтам. Суть социального конфликта – в неравномерном развитии производственных сил и производственных отношений. Производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. В результате – социальные революции.

Появлению философии марксизма предшествовал социалистический утопизм. Социалисты предлагали способы построения справедливого мира, где не будет бедных и богатых. Виднейшие представители – Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

Сен-Симон полагал, что раскол в обществе может быть преодален с помощью новой, научно-сконструированной религии, которая будет основываться на лозунге «все люди – братья». Шарль Фурье считал, что для зарождения гармоничного общества следует создать фаланги – небольшие объединения людей, совместно владеющих средствами производства и совместно занимающихся трудовой деятельностью. За обобществление средств производства выступал и Роберт Оуэн.

Капитализм породил не только Первую мировую войну. Он выступил в качестве источника появления философии «вселенского пессимизма» А. Шопенгауэра (17888 – 1860). А. Шопенгауэр утверждал, что мир представляет собой арену замученных существ, в котором одно существо выживает за счет гибели другого. Сам мир он рассматривал в виде маятника, качающегося между скукой и разочарованием.

В философской системе А. Шопенгауэра нашлось место и антропологической проблематике (антропология – наука о человеке). Перед человеком, по А. Шопенгауэру, стоят две важные проблемы – проблема смерти и проблема жизни. Проблема смерти, согласно философу, может быть решена за счет самореализации сил человека, его самоутверждения и чувства удовлетворенности своим жизненным путем. Тогда страх смерти отступает перед радостью, которую приносит жизнь.

На Шопенгауэра большое влияние оказала философия буддизма. Он, как и буддисты, трактовал жизнь как страдание. Существование человека, с точки зрения А. Шопенгауэра, - вечное низвержение живого настоящего в мертвое прошедшее, вечное умирание. Человек мечется между страданием и скукой, которая овладевает им, как только страдание прекращается.

Ф. Ницше (1844 – 1900) считал, что в основе жизни – воля к власти. Поэтому и в природе, и в обществе должны господствовать не слабые, а сильнейшие. «Падающего – толкни», - делает умозаключение немецкий философ. По Ницше, христианская мораль – это философия слабых. Человек – это не цель, а средство, «канат, натянутый над пропастью», звено между животным миром и сверхчеловеком. Сверхчеловек – это то, что должно быть преодолено в самом человеке. Чтобы стать сверхчеловеком, человек должен встать «по ту сторону добра и зла» - отбросить христианскую философию – «мораль рабов», эту «смирительную рубашку». В своих действиях сверхчеловек должен руководствоваться высшим принципом – волей к власти.

Если К. Маркс выявил античеловеческую сущность капитализма, трактуя его как эксплуатацию человека человеком, раскрыв причины отчуждения человека от трудовой деятельности, то А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, - видные представители философии жизни, утверждали, что в капиталистическом мире господствуют законы дарвинизма.

Однако капитализм, помимо своей антигуманной сущности, содержал в себе достаточно мощный заряд активности человека. Развитие предпринимательских отношений немыслимо без активных, решительных действий капиталиста. Неслучайно в девятнадцатом веке появляется философия субъективного идеализма И. Г. Фихте (1762 – 1814). В философской системе Фихте внешний мир, или «Не-Я», предстает результатом активной, сознательной деятельности человека, то есть «Я». Не случайно, что философский девиз Фихте звучал следующим образом: «действовать, действовать, действовать!».

Девятнадцатый век – это век развития. В экономической сфере – промышленная революция, явившаяся результатом научно-технического прогресса. В социальной сфере – окончательное оформление или институционализация индустриального общества. В политической сфере – социальные революции, политическая борьба за расширение избирательных прав, политическая борьба рабочих за свои права. То есть во всех подсистемах общества происходили существенные изменения. Поэтому неслучайно, что в девятнадцатом веке стала развиваться диалектика – философское учение о развитии бытия. Г. Гегель создал диалектическое учение о развитии природы, общества, мышления, сформулировал три диалектических закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон о единстве и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. А. Герцен назвал философскую систему Гегеля «алгеброй революции», поскольку она не только обосновывала закономерный характер развития бытия, но и видела источник его развития в социальных противоречиях (конфликтах), то есть в социальных революциях. На основе идеалистической диалектики Г. Гегеля К. Маркс создал материалистическую систему развития или материалистическую диалектику. Он доказал, что законы развития, основанные на противоречии, применимы не только к сознанию и к материи, но и к обоснованию закономерного характера социальных революций.

Развитие науки, научно-технический прогресс способствовал секуляризации общественного сознания, то есть его освобождению от господства религии. С позиций философского атеизма – мировоззренческая позиция, отрицающая существование Бога, - в ыступал Л. Фейербах (1804 – 1872). Он заявил о необходимости перенесения религии с небес на землю. Немецкий философ считал, что люди должны любить не Бога, а друг друга. Для Фейербаха Бог – не что иное, как идеализированный образ человека, то есть Бог – это то, кем человек хотел бы быть: бессмертным и всемогущим. Религия, как считает немецкий философ, - результат отчуждения человека от своей сущности. Религия – это иллюзорное видение мира, и от него нужно немедленно избавиться и поставить на место Бога человека. Любовь между людьми - то высшее, которое заслуживает почитание. Жить люди должны, руководствуясь следующей формулой: «человек человеку Бог».

С точки зрения Л. Фейербаха, человек – это общественное существо. Он всегда включен в отношения с другими людьми, в отношение «Я» и «ТЫ». Эта «парная» связь лежит в основе всякой общности. По Фейербаху, именно межличностные отношения – фундамент социальной жизни. Связь людей, как считает немецкий философ, предполагает не только наличие в ней партнера, но и его счастье. Получается, что долг человека – заботиться не только о своем счастье и благополучии, но и о благополучии своих ближних. Счастье может быть только обоюдным. Наилучшее отношение между людьми – любовь.

Философия является квинтэссенцией (сущностью, главной, важной основой, концентрированным выражением) духовной подсистемы социума, ее слепком. Но духовная сфера общества не ограничивается философией. К духовной сфере общества, помимо философии, относят религию, искусство и науку.

Начало 19 века было ознаменовано борьбой неоклассицизма и романтизма. Разочарование в идеях Просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверенность, вызванные бурными событиями в Европе начала 19 века, индустриализацией, коренным образом менявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти от повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведениях Ф. Шиллера и И. Гете.

Романтики ценили вдохновение, непосредственность чувств. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери».

Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона. Его поэма «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции.

Романтизм проникает также и в архитектуру, что способствовало распространению неоготического стиля. Романтизм затрагивает и живопись. Крупнейшими художниками, которые создавали свои картины в рамках романтизма, были Ф. Гойя и Э. Делакруа. Они черпали сюжеты своих произведений из революционных событий в Европе первой половины 19 века.

В 20-ые годы 19 века зарождается критический реализм, а к концу 30-ых гг. романтизм начинает вытесняться реалистическим направлением. Концептуальная основа критического реализма – актуализация социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Представители критического реализма воспроизводили действительность во всей ее полноте и многообразии, проявляли склонность к широким обобщениям. При этом художники не просто отражали действительность такой, какой она есть, они вскрывали ее противоречия, обнажали «социальные язвы». Наиболее яркие представители кртического реализма – Оноре де Бальзак и Чарлз Диккенс.

Бальзак представлял общество как систему насилия над естественными страстями человека, как спошную драмму. Писатель углубленно исследовал причины, следствия, закономерности социального бытия. При этом его внимание сосредотачивалось не на самих катастрофах, а на условиях, которые их вызвали.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду жизни », чтобы устранить в жизни зло. Обличая пороки общественного бытия в Англии, он показывал душевные качества простых людей, которые выдержали тяжелые жизненные испытания.

Немецкий поэт Генрих Гейне начинал свой творческий путь как романтик. Вершина его творчества – политическая поэма «Германия, зимняя сказка». Поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: