ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
«Поверка индукционного счетчика»
Цель и задачи лабораторной работы
1.1.Цель работы:
Целью работы является поверка индукционного счетчика
1.2 Задачи работы:
- Закрепление знаний по устройству и принципу работы измерительных приборов индукционной системы;
- Приобретение практических навыков сборки схемы
-Закрепление навыков использования приборов амперметра, вольтметра и ваттметра;
-Закрепление навыков расчета электрической энергии.
Содержание лабораторной работы
2.1. Теоретическая часть:
- Повторение устройства и принципа работы приборов индукционной системы, законов электромагнитной индукции, Ампера (10 мин).
2.2. Практическая часть:
- Заполнение таблицы приборов и снятие показаний приборов (30 мин);
-.Заполнение бланка-отчета и защита работы (50 мин).
Оборудование
- Стенд лабораторныйЛЭС-5.
4. Нормативная и учебная литература
- Инструкция по охране труда для студентов в лаборатории электротехники;
- Бутырин П.А. и др. Электротехника. М.: ИЦ «Академия», 2009.
- Данилов И.А., Иванов П.М. «Общая электротехника с основами электроники» М.: Высшая школа, 2010;
- Лопатина И.Д., Иванова В.И. Методические рекомендации к проведению лабораторных работ по электротехнике. СПб.:СПбКИУ, 2008.;
- Опорный конспект лекций по дисциплине «Электротехника и электроника», тема «Приборы индукционной системы».
Меры безопасности на рабочем месте
Перед проведением лабораторной работы необходимо изучить, а в дальнейшем в обязательном порядке соблюдать Инструкцию по охране труда для студентов в лаборатории электротехники, расписаться в журнале по технике безопасности.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
6.1. Условия и организация работы
Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о взаимодействии электрического тока и магнитного поля, устройстве и принципах работы измерительных приборов различных систем, умение снятия показаний амперметра, вольтметра магнитоэлектрической системы, ваттметра электродинамической системы
а) В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты:
1) знакомятся с лабораторным стендом;
2) усваивают меры безопасности;
3) изучают схему соединения элементов цепи на стенде;
4) знакомятся с нормативной и учебной литературой
студенты самостоятельно:
5) закрепляют знания по расчету электрической энергии;
6) закрепляют навыки использования приборов амперметра, вольтметра, ваттметра, индукционного счетчика;
б) В практической части лабораторной работы под контролем преподавателя студенты:
1) заполняют таблицу приборов;
2)снимают показания приборов и заносят результаты в соответствующие таблицы бланка отчёта;
3) анализируют полученные результаты измерений;
4)заполняют экспериментальную часть бланка отчёта о лабораторной работе.
в) После заполнения экспериментальной части бланка отчёта о лабораторной работе студенты:
1) выполняют расчет электрической энергии;
2) заносят полученные результаты в таблицу;
3) строят кривую относительной погрешности;
4) анализируют полученные результаты измерений и расчетов;
5) отвечают на контрольные вопросы;
6) сдают отчет преподавателю.
6.2. Последовательность выполнения работы
1) Заполнить таблицу приборов (таблица 7.1);
2) По команде преподавателя подключить схему к источнику питания, поставив тумблер 1 в положение «ВКЛ».
3) Измерить силу тока в цепи, напряжение и мощность. Измеренные данные занести в таблицу 7.2;
4) Измерить время заданного числа оборотов диска, внести значение числа оборотов и времени в таблицу 7.2;
5) Повторить измерения при тех же значениях тока, напряжения и мощности, данные внести в таблицу 7.2;
6) Увеличить нагрузку в цепи и провести измерения согласно п.3,4,5;
7) Повторить измерения (п.3,4,5), еще раз увеличив нагрузку, данные внести в таблицу 7.2;
8) Отключить источник питания;
9) Рассчитать среднее значение времени заданного числа оборотов счетчика для опытов 1-2, 3-4, 5-6, значение внести в таблицу 7.2;
10) По приведенным формулам рассчитать энергию и относительную погрешность, полученные значения внести в таблицу 7.2;
11) Построить кривую относительной погрешности;
12) Сделать вывод и записать его в бланк отчета;
15) Ответить на вопросы для самоконтроля. Предъявить результаты работы преподавателю.
Работа считается защищенной при выполнении экспериментальной и расчетной части, наличии выводов и ответов на вопросы для самоконтроля, аккуратном и правильном заполнении бланка отчета. Преподаватель ставит отметку о зачете работы в журнале.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких элементов состоит счётчик?
2. На каком принципе работает индукционный счётчик активной энергии?
3. Каково назначение постоянного магнита в счётчике?
4. Что называется номинальной постоянной счётчика и как её определить?
5. Что называется относительной погрешностью счётчика?
6. Что называется самоходом счётчика?