Тема: БРИКС как полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики




Лекция по дисциплине

«Международные организации».

БРИКС – международная параорганизация[1], членами которой являются Федеративная Республика Бразилия (Бразилия), РФ, Республика Индия (Индия), КНР и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Собственно, по названиям первых букв государств и получилась аббревиатура БРИКС.

Следует отметить, что по инициативе лидеров РФ и КНР возникали диалоговые структуры и организации нового типа, позволяющие отстаивать интересы в сфере безопасности, территориальной целостности и суверенитета государств политическими средствами, при этом не прибегая к методам военной конфронтации, естественно, кроме случаев прямой военной угрозы.

Как мы знаем, БРИКС формировалась поэтапно. Сперва была образована диалоговая структура РИК (РФ–Индия–КНР), затем БРИК (Бразилия–РФ–Индия–КНР), итоговым этапом стало образование БРИКС (Бразилия–РФ–Индия–КНР–ЮАР). В рамках всех вышеназванных «ступеней» создания параогранизации проходило российско-китайское сотрудничество.

Отметим, что РФ и КНР придерживаются сходных мнений в своей внешней политике. Несмотря на существующие вопросы стороны продолжают развивать двусторонние отношения. Взаимодействие в рамках РИК способствовало возможности использования кооперационных связей для социально-экономического развития.

Благодаря усилиям В.В. Путина на должностях президента и председателя правительства взаимодействие с КНР перешло на новый уровень – от действий на параллельных курсах к крупномасштабным совместным проектам в развитии экономик друг друга и в деле упорядочения мировых финансово-экономических структур. За короткое время БРИКС стал действующим фактором мировой экономики и политики.

Подчеркнём, что члены БРИКС обеспечивают примерно 50% прироста мировой экономики (в силу более высоких темпов их экономического роста). Мировой экономический кризис, который начался в 2008 году выявил значительно важное место БРИКС в мировой экономике, стабилизирующее воздействие данной параорганизации на глобальную экономику.

Взаимодействие между партнёрами по БРИКС построены на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также таких принципов как: открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер, ненаправленность против третьих сторон. Из этого следует, что БРИКС является способом для укрепления коллективных начал в международных делах. РФ и КНР строят взаимоотношения на принципах равноправия, строгого учёта интересов друг друга, взаимоуважения и открытости всему миру.

По мнению европейских СМИ, БРИКС по темпам экономического роста уже опередил G7. По словам В.В. Путина, саммит в ЮАР пришёлся на столетие Н. Манделы, который защищал принципы равенства, достоинства, справедливости. На них, собственно и работает БРИКС. Преимущества параорганизации заключаются в том, что здесь гораздо меньше бюрократии, чем во многих других подобных объединениях. Все вопросы решаются с полным уважением ко всем участникам БРИКС.

Наряду с этим необходимо отметить следующее. За все время существования объём ВВП достиг $17 трлн. Зависимость от доллара страны пытаются минимизировать, постепенно переходят на расчёты в национальных валютах, а подталкивают к этому те, кто выпускает заокеанские деньги.

 

Перспективной целью РФ в БРИКС является постепенная трансформация параорганизации из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики.

Следовательно, БРИКС – влиятельный участник мировой политики по ряду ключевых вопросов обеспечения международного мира и безопасности. Наиболее продвинуто взаимодействие по региональным конфликтам, таких как: конфликт в Сирии Афганистане, Африке, Палестино-израильский конфликт; международной информационной безопасности.

Но, несмотря на вышесказанное, существуют значительные резервы, связанные с небольшим опытом практической кооперации в формате «пятёрки» и недостаточной развитостью рабочих механизмов многостороннего сотрудничества.

Таким образом, РФ и КНР имеют общие цели, но тем не менее рассчитывают на собственные определенные выгоды от кооперации с государствами-членами БРИКС. Для осуществления интересов в повестку дня выносятся задачи по укреплению взаимодействия «пятёрки» в G20. Странами-участницами совместным трудом вырабатывается и координируется курс на изменение глобальной финансово-экономической архитектуры.

Интересы рассматриваемых государств в своём роде совпадают. Сотрудничество между ними происходит на основе принципов равноправия и доверительного партнёрства. В этом случае, БРИКС – инструмент, позволяющий и в дальнейшем усиливать собственные позиции на мировой арене.

Кроме всего прочего, благодаря участию в международной параорганизации, КНР и РФ стремятся построить новый полицентричный миропорядок, обеспечивающий государствам справедливую роль в нём. В её рамках исследуемые акторы мировой политики хотят создать более удобные и выгодные для себя условия на международном экономическом поле.

Согласно данным за 2016 год, КНР имеет мощную производственную базу, РФ богата на минеральные ресурсы. Также, доля импорта составляет $1682,0 млрд у Поднебесной, а $194,1 млрд – у последней. Доля экспорта – $2274,9 млрд и $340,3 млрд соответственно. ВВП значительно разнится: на КНР приходится $10866,4 млрд, а на РФ – $1326,0 млрд. Таким образом видим, что цифры отличаются.

Саммиты БРИКС

Первые официальные встречи на втором этапе становления БРИКС прошли в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в 2006-2007 годах. На них министры иностранных дел договорились о постепенном развитии взаимодействия в таких областях как: торговля, экономика, вопросы мировой финансовой системы.

Отметим, что официальная встреча заместителей министров иностранных дел проходила в марте 2008 года в Бразилии, а в мае того же года впервые встретились министры иностранных дел в Екатеринбурге, где было принято совместное коммюнике. В июле 2008 года сотрудничество в рамках БРИК было выведено на высший уровень. Таким образом, в ходе встречи G8 в Японии состоялся саммит глав Бразилии, РФ, Индии и КНР. В апреле 2010 года в Бразилии прошёл следующий специальный саммит БРИК.

В июле 2008 года в посёлке Тояко (Япония) в ходе саммита G8 состоялась встреча глав государств и правительств четырех стран, в ходе которой была достигнута договорённость о взаимодействии по актуальным экономическим проблемам. Кроме того, на первом этапе становления международной параорганизации развивалось двустороннее антикризисное взаимодействие. Это обсуждалось на встречах лидеров на полях G20, АТЭС в 2009 году.

Полномасштабная дипломатическая встреча прошла в Екатеринбурге (РФ) 16 мая 2008 года. На Екатеринбургском саммите в июне 2009 году состоялась встреча в узком составе, а также переговоры с участием членов делегаций. Итогом этого стало принятие совместного заявления стран, тогда еще, БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

На саммите в Бразилиа (Бразилия) с 15 по 16 апреля 2010 года затрагивались вопросы преодоления последствий кризиса и создания нового финансового порядка. А на встрече в рамках G20 в Сеуле (Республика Корея) ЮАР выразила желание стать членом БРИК. На следующем саммите в Санья (КНР) ЮАР был официально включен в группу БРИК и, соответственно, этот момент можно считать образованием БРИКС.

Следует отметить, что в марте 2012 года в Нью-Дели (Индия) состоялся саммит руководителей Бразилии, РФ, Индии, КНР и ЮАР. На нём было продемонстрировано растущее влияние этой группы стран. На встрече было решено создать единый Банк развития стран БРИКС, занимавшийся кредитованием проектов в этой группе (причём оно должно происходить в национальных валютах) для укрепления позиций Бразилии, РФ, Индии, КНР и ЮАР во многих международных институтах.

Также на этом же саммите прошла встреча по проблеме урегулирования ситуации в Сирии и Иране. Были рассмотрены возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения фондовых рынков.

После встречи государств-участников в Форталезе (Бразилия) с 15 по 16 июля 2014 года определялся размер капитала фонда Нового банка развития, составляющего $100 млрд; подтверждалось решение о создании сетевого университета БРИКС.

И наконец, Уфимский саммит (РФ), проходивший с 8 по 9 июля 2015 года. На нём обговаривалось создание Банка развития БРИКС. Иран был присоединён в качестве наблюдателя.

Как видим, председатель БРИКС – государство-организатор саммита, оно обеспечивает координацию всей текущей деятельности. К примеру, во время председательства РФ (с 1 апреля 2015 года по 15 февраля 2016 года) по итогам встреч было принято более тридцати ключевых документов, включая при этом планы действий по сотрудничеству в таких областях, как энергетика, наука, техника, миротворчество, борьба с инфекционными заболеваниями.

В период российского председательства в БРИКС был сделан большой шаг вперед на пути интенсификации, диверсификации и институционализации сотрудничества. На практике параорганизация доказала свою значимость и актуальность для решения общих проблем в разных областях взаимодействия.

Главной задачей председательства КНР (с февраля 2017 г.) являлось запуск формата «БРИКС+», цель которого вовлечь в её деятельность как можно больше стран их разных континентов. Прежде государство-председатель приглашало на саммиты руководителей государств, близких ему географически и геополитически. Предполагается, что с помощью «БРИКС +» будет сформирован широкий круг партнёров параорганизации, которые сотрудничают с ней на постоянной основе.

Следует отметить, что в Гоа (Индия) восьмой саммит стран-участниц БРИКС проходил с 15 по 16 октября 2016 года. В период председательства данного государства продолжалась линия консолидации многосекторного сотрудничества и инновационного поиска новых направлений сотрудничества, особенно в социально-гуманитарной сфере.

Новый импульс был придан работе в таких сферах, как промышленное сотрудничество, в том числе в партнёрстве с Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию, здравоохранение, труд и занятость, наука и образование, сельское хозяйство, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и охрана окружающей среды. Был проведён ряд крупных форумов, способствующих укреплению культурного и цивилизационного потенциала государств.

Кроме этого, XI саммит состоялся с 4 по 5 сентября 2017 года в городе Сямынь (КНР) на тему: «БРИКС: укрепление партнёрства для устойчивого будущего». Встреча лидеров продемонстрировала единство «пятёрки», подтвердила заинтересованность всех его участников в дальнейшем развитии и углублении многопланового взаимодействия, совпадение или созвучие позиций по широкому кругу ключевых проблем мировой политической и экономической повестки дня.

Подчеркнём, что в период председательства КНР (с 1 января по 31 декабря 2017 года) ключевое внимание уделялось укреплению культурно-гуманитарного сотрудничества стран БРИКС, в том числе через неправительственные организации. Успешно прошли первый международный фестиваль театральных школ стран Ассоциации, Форум молодых дипломатов, форум политических партий, экспертных центров и организаций гражданского общества, спортивные игры, кинофестиваль БРИКС, Международный конгресс женщин стран ШОС и БРИКС, форум городов-побратимов и муниципалитетов, профсоюзный форум, молодежный форум.

Следует отметить, что с 1 января 2018 года председателем была ЮАР. Центральным событием этого года стал десятый юбилейный саммит, который проходил в Йоханнесбурге с 25 по 27 июля 2018 года под девизом «БРИКС в Африке: работа с развивающимися странами для достижения инклюзивного роста в эпоху Четвертой промышленной революции». Он подтвердил прочность позиций «пятёрки» в качестве центральной части формирующегося полицентрического миропорядка.

Лидеры выразили готовность усилить координацию по основным глобальным и региональным вопросам на ведущих международных площадках – ООН, G20, ВТО, других многосторонних организациях и форумах.

Было решено создать партнёрство по Четвертой промышленной революции. Одобрено создание сети научных парков и технологических бизнес-инкубаторов, энергетической научно-исследовательской платформы (созданной по российской инициативе), Центра исследований и разработок вакцин. В рамках данного саммита 26 июля состоялась встреча президента РФ В.В. Путина с председателем КНР Си Цзиньпином, которая проходила в закрытом формате.

На юбилейном саммите БРИКС к лидерам стран-участниц присоединились два десятка наблюдателей от Аргентины до Турции. В итоге, места для тех, кто разделает подходы параорганиции едва хватило на площадке для традиционного «family photo». Говорилось о принятии санкций и торговых войнах, о стремлении к многополярному мироустройству.

Существенное внимание было уделено развитию контактов БРИКС с заинтересованными многосторонними объединениями. В ходе данного саммита состоялась встреча в формате «совместная информационно-пропагандистская деятельность» и «БРИКС+». В нём, помимо лидеров, приняли участие руководители 21 страны, возглавляющие влиятельные организации – G20, G7, Организацию исламского сотрудничества, КАРИКОМ, а также многочисленные африканские интеграционные структуры. С 1 января 2019 года Бразилия стала председателем БРИКС.

В заключение отметим, что встречи глав РФ и КНР в рамках БРИКС проходят регулярно. Государства взаимодействуют по различным вопросам, запускают проекты и совместно участвуют в мероприятиях.

Таким образом, механизм БРИКС предоставляет совершенно новую платформу для пяти государств-членов, участвующих в стратегической коммуникации. Следовательно, в соответствии с этим относительно свободным механизмом, если РФ и КНР хотят оправдать свои собственные ожидания, они должны координировать свои действия с общими интересами других стран, расширяя консенсус и коллективную идентичность и позитивно продвигая стратегическое общение в её рамках.

Исходя из вышесказанного можем заключить, что БРИКС – яркий пример объединения, выступающего как связующий элемент между пятью крупными региональными странами, которые представляют четыре континента. Государства-члены едины в том, что происходит в современном мире, своим местом в системе международных отношений. Они стремятся к собственному благосостоянию в различных сферах, а также имеют единое мнение на формирование новой полицентричной системы международных отношений.

 

 


[1] Международная параорганизация играет значительную роль в международных экономических отношениях, но не может быть отнесена к международным организациям, так как не имеет устава, штаб-квартиры и других атрибутов международных организаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: