Этап – организационный.
Приветствие. Готовность к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.
Этап – актуализация знаний учащихся.
Учитель. Мы продолжаем изучение материка Африка. Африка – прародина человека. Наиболее древние останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 27 млн. лет. Ребята, давайте актуализируем наши знания.
Вопрос № 1 Что называют географическими координатами точки земной поверхности?
Ответ: Широта и долгота – это географические координаты точки земной поверхности.
Вопрос № 2 Дайте определениепонятию “географическое положение”.
Ответ: Географическим положением называют положение какого-либо пункта или объекта на земной поверхности по отношению к другим пунктам или территориям.
Вопрос № 3 В каких климатических поясах находится материк Африка?
Ответ: Африка находится в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Вопрос № 4 Назовите крупнейшие по площади страны.
Ответ: Россия, Китай, Бразилия, США, Канада.
Учитель: По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную, Восточную и Южную.
Тема урока: “Страны Северной Африки. Алжир”.
Цель урока: дать характеристику страны по плану, показать хозяйственную деятельность населения. (учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока).
Этап – групповая форма работы.
Учитель: Ребята, сегодня работаем в группах. Для составления характеристики страны используется типовой план (учебник – стр. 313).
Типовой план выводится на экран. (Приложение 1)
Вопросы плана отражены в таблицах, представленных каждому участнику группы. Группы имеют по три вопроса, включая оценочные листы (Приложение 2), определяется организатор, который распределяет вопросы, заслушивает, оценивает ответы.
Вы работаете с картами атласа, которые дают 80% информации, с текстом учебника §31 и дополнительной литературой. Результаты работы заносятся в таблицу.
Четвертая группа подготовит дополнительную информацию об Алжире.
Группы начинают работу, на выполнение заданий отведено время – 10 минут.
По завершению работы группы дают характеристику страны по плану.
(В ходе характеристики каждая из групп, вносит результаты другой группы в таблицу).
Описание страны по плану.
1. Какие карты надо использовать при описании страны?
Физическую карту Африки, климатическую карту Африки, карту природных зон Африки, политическую карту Африки.
2. В какой части материка расположена страна? Как называется ее столица?
Алжир находится на северо-западе Африки. Это одно из крупных развивающихся государств материка, освободившихся от колониальной зависимости.
Столица страны – Алжир, географические координаты 37 градусов с.ш. и 3 градусов в.д.
3. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.
В связи с большой протяженностью с севера на юг, в Алжире выделяют Северный Алжир и Алжирскую Сахару.
Горы Атлас поражают своей красотой. Хребты, подымаясь ввысь, заканчиваются острыми вершинами с отвесными скалами.
Вдоль побережья вытянулись две главные горные цепи – Телль Атлас и Сахарский Атлас.
Самая высокая вершина – Шелия (2328 м) в горах Орес. Большая южная часть страны представляет собой возвышенную равнину, а на востоке поднимается нагорье Ахаггар. Большая часть поверхности Алжирской Сахары – каменистая; и лишь на отдельных участках встречаются пески. Недра Алжира содержат большие запасы топливных полезных ископаемых – нефть и газ, рудных – железные и полиметаллические, химические – фосфориты.
Из железных руд выплавляют чугун и сталь, из полиметаллических – цветные металлы, из фосфоритов – минеральные удобрения.
4. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
Климатические пояса – субтропический, тропический. Климат побережья субтропический, средиземноморский.
Для субтропического климата характерны сухое жаркое лето и теплая влажная зима.
Северная часть Алжира: средняя температура: января +8 градусов С, июля +32 градусов С, среднегодовое количество осадков в милиметрах –100–1000.
Южная часть Алжира: средняя температура: января +16 градусов С, июля +32 градусов С, среднегодовое количество осадков менее 100 мм. Причины – географическая широта, влияния океанов и морей, особенности рельефа, преобладающие воздушные массы.
5. Крупные реки и озера.
Здесь почти нет поверхностных вод и протекает только одна река – Шелиф.
В Алжирской Сахаре сосредоточены большие запасы подземных вод. Иногда они выходят на поверхность в виде источников.
6. Природные зоны и их основные особенности.
Северный Алжир занимает зону жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, которая включает северную часть Атласских гор и прилегающую прибрежную равнину.
В этой зоне много тепла и достаточное увлажнение. Поэтому природные условия этой части Северного Алжира наиболее благоприятны для жизни человека и сельского хозяйства.
Некогда разнообразный животный мир страны теперь сильно обеднел; хищнически истреблены львы, леопарды, страусы, бакланы и некоторые другие звери и птицы. В Алжире сохранились обезьяны, зайцы, шакалы, гиены. На озерах много перелетных птиц. Многочисленные пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, вараны.
7. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
Коренное население страны – алжирцы, состоящие из арабов и берберов. Кочевое население Алжирской Сахары представлено племенами туарегов. Они населяют самые суровые части пустыни и нагорье Ахаггар. В сельской местности строятся прямоугольные жилища. У них плоские крыши и плоские внутренние дворы. На улицу выходят стены без окон.
Алжирцы занимаются главным образом животноводством – разводят овец, коз и верблюдов. Земледелие возможно только в оазисах, где алжирцы выращивают финиковые пальмы, а под их кроной – плодовые деревья и зерновые культуры.
Гончарное ремесло представлено изготовлением ковров, шерстяных и шелковых тканей, а также обработкой травы альфы, из которой плетут циновки, корзины и веревки.
Четвертая группа дает дополнительную информацию об Алжире.