Программно-методическое обеспечение




Пецкова Лидия

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками специальной (коррекционной) группы V вида для детей с нарушениями речи» (возраст 5-7 лет)


Автор: Шарапова Нурсиня Исмагиловна, воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с "Соловушка" п.г.т. Белый Яр

 

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи

на вырезанные на коре молодого дерева буквы,

растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его.»

В. Гюго

Актуальность: Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что дети, имеющие отклонения в речевом развитии, страдают также и хроническими заболеваниями.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название – здоровьесберегающие технологии.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Грамотное использование этих технологий помогут достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Вот десять «золотых» правил здоровьесбережения, которые относятся и к нам, воспитателям:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Задачи:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научитьиспользовать полученные знания в повседневной жизни.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения:

- принцип «Не навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии.

Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого задания мы выбираем наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как демонстрационный, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Программно-методическое обеспечение

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.

Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр.

Зуева Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. В 4 альбомах.

Скворцова. Логопедические игры.

Репина З. А. Буйко В. И. Уроки логопедии.

Васильева С. А. Соколова Н. В. Логопедические игры для занятий с дошкольниками. В 2 книгах.

Волков Г.А. Логопедическая ритмика.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду.

Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете».

Методическое пособие.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 5-7 лет.

В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры.

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/

2. https://detsad-kitty.ru

3. https://www.1umka.ru

4. https://pochemu4ka.ru/

5. https://doshkolnik.ru/

6. https://my-rabota.3dn.ru/

7. https://www.maaam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-detskom-sadu.html

 

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, музыкой, живописью и другими видами деятельности.

В нашей логопедической группе «Солнышко» созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

-организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

-построение образовательного процесса в виде модели культуры;

-организация культурного творчества дошкольников;

-оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников.

Критерием результативности нашей работы является снижение процента детей с проблемами нарушения речи.

Регулярно проводимый мониторинг состояния здоровья воспитанников в этом направлении показывает положительную динамику. Так мониторинг обследования речи детей за год показал следующие результаты: показатели фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, артикуляционной моторики, звуко - слоговой структуры слова и звукопроизношения выросли в 3-4 раза.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в трёх видах:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.Технологии обучения ЗОЖ;

3.Коррекционные технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг (растяжка мышц тела)– не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика пальчиковая, развитие мелкой моторики рук - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуем использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Здесь необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Артикуляционная гимнастика. Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому.

Параллельно с этими технологиями сохранения и стимулирования здоровья мы проводим динамические паузы во время занятий (2 - 3 минуты) по мере утомляемости детей. Они включают в себя элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, и других в зависимости от вида занятия.

Релаксация проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, после определения интенсивности технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

2. Технология обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие проводится 2 раза в неделю в спортивном зале (перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение) и одно - на улице. Длительность 25-30 мин.

Проблемно-игровые тренинги (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. Проводятся 1 - 2 раза в неделю по 30 минут. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: