С кем сложнее?
Наибольшее напряжение у родителей вызывает воспитание старших девочек, тогда как с младшими дочерьми родители испытывают наименьше трудностей.
Как складываются отношения со сверстниками?
- Большинство детей, являющихся в семье единственными или старшими, имеют довольно высокий статус в группе сверстников.
- Среди младших детей довольно высок процент неблагоприятного положения в группе сверстников.
- Старшие девочки могут пытаться компенсировать не вполне благоприятные отношения в семье благоприятными отношениями со сверстниками.
Памятка педагогам и родителям
По воспитанию младшего ребенка
1. Воспитывайте у меня чувство ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего, я тоже хочу за кого-то или за что-то отвечать.
2. Я не боюсь рисковать, ведь у меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком рискованных поступков, ведь я могу пострадать.
3. Когда мне часто напоминают о том, что я младшенький, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя пользу в виде поблажек, психологических выгод и т.п. Я и сам знаю свою роль младшего ребенка, не надо на этом акцентировать.
4. Я быстро привыкаю к помощи окружающих. Это будет мешать мне, когда я повстречаюсь с серьезными препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.
5. Я часто не стремлюсь лидировать среди сверстников и поэтому могу оказаться на последних ролях. Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.
6. Мне необходимо свое личное
пространство, свои игрушки,
своя комната и т.д.
Наша дружба со старшим
будет от этого только крепнут
Памятка педагогам и родителям
По воспитанию старшего ребенка
1. На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложиться на мои хрупкие плечи. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего – это такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!
2. Мне приходится постоянно взвешивать свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли у меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне оставаться ребенком.
3. Несмотря на внешнюю открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том, что во меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.
4. Ваша строгость и излишняя требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство незащищенности.
5. Когда я не прав, проявите терпение, объясните мне
мою неправоту, я сам пойму это со временем.
Памятка педагогам и родителям
по воспитанию среднего ребенка
1. Я чувствую себя буфером между старшим и младшим. Эта трудная роль одного успокоить, а другого поддержать выматывает меня.
2. Ко мне всегда можно обратиться по поводу налаживания взаимоотношений, но эта роль трудна даже для опытного психотерапевта. Я чувствую себя мудрым и взрослым не по годам, а ведь я еще ребенок!
3. Я так хорошо адаптируюсь к любой ситуации, что всем кажется, что для меня это легко. Я рано научился адаптироваться и к поступкам старшего, и к капризам младшего.
4. Меня часто не замечают, а мне хочется тепла, ласки, внимания. Мне так нужны доказательства, что меня любят.
5. Если меня не замечать, мое поведение
будет казаться вам наглым и
агрессивным или напоминать
поведение маленького ребенка.
Помогите мне не вести себя так.
Памятка педагогам и родителям