Взгляд Церкви на ход мысли Тертуллиана




Церковь не принимала концепцию Тертуллиана, хотя многие характерные особенности его взглядов она включила в свое учение. Церковь не пошла вслед за его крайним материализмом, как не пошла и за крайним имматериализмом Григория из Ниссы. Тертуллиан сам в конце жизни порвал с Церковью и присоединился к ереси монтанистов. В своей натуралистической концепции христианства он не был одинок: ее разделял, прежде всего, Арнобий (на границе III и IV вв.), который также имел сподвижников в своих выступлениях против эллинистической культуры.[18]

Тертуллианизм никогда не был ведущей доктриной в христианской философии и теологии, однако как побочное течение он время от времени возвращался в различных видах: либо во враждебном отношении к науке (например, в антидиалектическом движении XI в.), либо в попытках согласовать христианство с материализмом и сенсуализмом (например, Гассенди в XVII в.), либо в юридическом и социальном понимании религии, либо в принижении человека ради покорности его Богу (наиболее крайнее выражение этого -- у Паскаля в XVII вв.).[19]


Заключение

Блаженный Иероним, написавший биографию Тертуллиана, назвал его "ardens vir" - "муж неистовый", и этот внутренний огонь, гнавший Тертуллиана всю жизнь от веры к вере и от группы к группе, прекрасно чувствуется в его сочинениях. Тертуллиан - боец, его сочинения агрессивны. Он не академичен. В его трактатах всегда слышено, как автор обращается к собеседнику - воображаемому или реальному, парирует его доводы, и строит встречную систему взглядов против ожидаемых атак. Он всегда ищет не победы по очкам, а капитуляции противника - и мало какой аргумент может выстоять его атаку.

В число отцов Церкви Тертуллиан из-за своего отступничества не попал, но его заслуги перед Церковью безмерны. Сочинения того периода, когда он еще был с Церковью, до сих пор составляют ее золотой фонд.

Как было указано выше, Тертуллиан закончил свою проповедническую деятельность в разрыве с Церковью. Последний период его жизни окрашен сначала слабыми оттенками монтанистического учения, а потом он сам сделался открытым сторонником этого учения. Монтанизм Тертуллиана - явление очень интересное в истории христианской мысли; замечательное тем более потому, что оно может послужить ярким примером для развития известного направления религиозной психологии. Монтанизм вовсе не есть только эпизод второго и третьего века нашей церковной истории. Прекратив свое существование как таковой, он, однако, не умирал в истории религиозных движений. Отклики его можно найти и значительно позже. Можно говорить, что монтанизм умеет затрагивать очень распространенные настроения религиозной психологии и играть на известных струнах с большим успехом.


Библиография

1. Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./ Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. - М.: Изд. группа "Прогресс", "Культура", 1994.

2. Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1992, с. VI.

3. Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин 2001

4. Брокгауз и Ефрон. ХРИСТИАНСТВО. М. 2000

5. Архим Киприан Керн. Патрология. Париж-Москва, 1996

6. Сидоров А.И. Курс патрологии. Книга 1. - М., 1996

7. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - М., 1994

8. Журнал: Вера, Дом, Отчизна. №4, - Москва, 2001

9. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные произведения., М., 1994

10. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, Сергиев Посад.,1914

11. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви., М.

12. Столяров А.А, Тертуллиан. Жизнь, Эпоха. Учение.\\ Тертуллиан. Избранные сочинения., М., 1994

 


[1] Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин 2001

[2]Журнал: Вера, Дом, Отчизна. №4, - Москва, 2001

[3] Архим Киприан Керн. Патрология. Париж-Москва, 1996

[4] Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин 2001

[5] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные произведения., М., 1994

[6] Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, Сергиев Посад.,1914

[7] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви., М.

[8] Столяров А.А, Тертуллиан. Жизнь, Эпоха. Учение.\\ Тертуллиан. Избранные сочинения., М., 1994

[9] Брокгауз и Ефрон. ХРИСТИАНСТВО. М. 2000

[10] Тот же

[11] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные произведения., М., 1994

[12] Тот же

[13] Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1992, с. VI.

 

[14] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви., М.

[15] Столяров А.А, Тертуллиан. Жизнь, Эпоха. Учение.\\ Тертуллиан. Избранные сочинения., М., 1994

 

[16] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные произведения., М., 1994

[17]. Брокгауз и Ефрон. ХРИСТИАНСТВО. М. 2000

[18] Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, Сергиев Посад.,1914

[19] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви., М.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: