Богословские взгляды Тертуллиана




Тертулиан; Апологетика

Выполнил: студент 2-го курса бакалавриата Разгонов. С.К.

 

 

Проверил: д.и.н., профессор

Тюленев В.М.

 

«___»_________________2018 г.

_______________________________

оценка и подпись преподавателя

Иваново 2018

Оглавление

Введение. 2

1. Биография Тертуллиана. 5

2. Богословские взгляды Тертуллиана. 6

3. Труды Тертуллиана. 10

4. Взгляд Церкви на ход мысли Тертуллиана. 14

Заключение. 15

Библиография. 16


Введение

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160-220 гг.) является одним из самых значительных ранне-христианских богословов и церковных писателей конца II-го - начала III-го века.

Кроме основного течения, которое стремилось, в соответствии с принципами античной науки, продемонстрировать, правильность христианского мировоззрения, среди апологетов существовало и другое, негативно настроенное не только по отношению к античной науке, но и вообще к любому светскому учению. Для этого течения христианство имело смысл, собственно говоря, вопреки принципам античной науки. В то время как основное течение развивалось главным образом на Востоке, среди еще живой греческой традиции, второе имело сторонников, по преимуществу на Западе, среди римлян; там, где работал главный мыслитель этого направления Тертуллиан.

Да, факт не принятия его в число отцов Церкви имеет место, но, не- смотря на это, сочинения его очень важны как для истории Церкви и интересны также в своем философском значении[1].

Мышление Тертуллиана отмечено тягой к парадоксам; он всячески подчеркивает пропасть между верой и разумом. В полемике против абстрактного теоретического разума Тертуллиан подчеркивает права "естественного" практического рассудка, выступая как единомышленник киников, и особенно римского стоицизма. При этом Тертуллиан был активным противником астрологии, с удовлетворением отмечал, что в его время астрологам запрещен въезд в Рим и во всю Италию. Он писал:

"Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов в небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрологи в этом случае уподобляются падшим ангелам, отошедшим от бога для обольщения рода человеческого... Правда, звездочеты первые возвестили о рождении Иисуса Христа и первые принесли ему дары... Но что ж с того? Разве из-за этого надо благоприятствовать религии магов и астрологов? Нет! Ныне всякое учение исходит от единого Иисуса Христа... Магия терпима была только до появления евангелия, с тем чтобы со временем рождества Христова никто уже не дерзал исчислять дни человеческие по течению звезд"[2].

В истории Тертуллиан остался своей знаменитой фразой - "Верую, ибо абсурдно". Это, строго говоря, не вполне точная цитата из его трактата "О плоти Христа", где он полемизирует с гностиком Маркионом, но она превосходно схватывает самую суть веры. Вера существует не благодаря, а вопреки доказательствам. Если нечто может быть доказано, то это уже не предмет веры. Вера требует усилия поверить именно в Невозможное, Немыслимое и Непостижимое - без этого прорыва за пределы обыденности разума и сознания Бога не постичь. "И я, презрев стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп, - пишет Тертуллиан - Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес - это несомненно, ибо невозможно."[3] Это не полемический запал - это позиция, краеугольный камень христианских убеждений. Верить в доказанное и показанное - мало чести. Настоящая Вера начинается именно там, где кончаются опыт и доказательства. Вера всегда - не благодаря, а вопреки. "Ты поверил в Меня, потому что увидел - Блаженны невидевшие и уверовавшие" (Евангелие от Иоанна, 20:29)

Как известно, формирование взглядов Тертуллиана происходило в момент, а так же в контексте его полемики с различными гностическими ересями, подтачивавшими Церковь изнутри, как об этом повествует прот. Иоанн Мейендорф[4]. Исходя из этого можно констатировать незаурядный образ мысли Тертуллиана, который, вкупе с проницательностью добавляет в жизнь и творчество мыслителя ряд противоречий, которые, возможно, и послужили тем камнем предкновения в вопросе принятия личности Тертуллиана в ограду православных богословов.


Биография Тертуллиана

Тертуллиан (род. ок. 160 г.-- ум. после 220 г.) родился в Карфагене, в семье варваров. Жил в этом городе и считался прекрасным юристом. Развитие его взглядов было следующим: в 197 г. он принял христианскую веру, через двадцать лет отошел от Церкви и присоединился к секте монтанистов (секта была названа по имени Монтана, ее организатора). Секта появилась во II в. и была аскетическим и мистическим движением, реакцией на либеральное течение в Церкви; Монтан провозглашал необходимость возврата к начальной суровости христианской жизни в ожидании реализации Царства Божия на Земле.

Ориентация философии Тертуллиана была не метафизической, как у большинства Отцов Церкви, а правовой; это объясняется как влиянием его исходного образования и воспитанием, так и соответствием духу римской культуры. На философские взгляды Тертуллиана наибольшее влияние оказал стоицизм, бывший в тот период самым влиятельным философским направлением в Риме; в то же время Тертуллиан находился в оппозиции к платоновскому идеализму, который впоследствии взял верх в христианстве. Работы Тертуллиана, главным образом монографические, были либо аскетическиэтическими, либо апологетическидогматическими по своему содержанию и явились результатом как домонтанического, так и монтанического периодов в его творчестве.


Богословские взгляды Тертуллиана

Тертуллиан - единственный из авторов, у кого мы находим тринитарное учение, весьма близкое никейской ортодоксии. Он касается этого вопроса в ряде своих сочинений: «Против Праксея», «Апологетик», «Против Гермогена». Эти сочинения были написаны Тертуллианом в период с 197 по 203 гг., то есть в период, предшествовавший его обращению в монтанизм. Следовательно, эти произведения и взгляды, излагающиеся в них, могут рассматриваться как христианские и, по-видимому, отражают определённую позицию внутри церкви.

«Единство, производя из себя Троичность, не разрушается, но упорядочивается.» Субстанция трёх Божественных Ипостасей едина в Трёх Лицах[5]. Таким образом, впервые в западном богословии Тертуллиан вводит понятия Trinitas (“Троица”, “Троичность”), Persona (“лицо”), Substantia (“природа”, “сущность”, что в понимании Тертуллиана тождественно “божественности” (divinitas)[6]. Христос есть Сын Божий, Божественный Разум - Логос, а также Божественная Премудрость - София.

Однако, мысль Тертуллиана далеко не во всём обнаруживает сходство с определениями будущего Никейского собора. В частности, вводится понятие распределения (distributio, dispositio). “Pater tota substantia, Filius vero derivatio et portio” (Отец есть вся субстанция, Сын же - производное и часть)[7]. Тертуллиан стремится подчеркнуть, что Троичность Бога первоначально существовала в потенции, а реально была явлена при сотворении мира через Сына-Слово и Св. Духа. В подобных утверждениях присутствуют черты внутренней иерархии внутри божества. По замечанию А. Столярова: “Неканоничность подобных суждений показывает, что тринитарное учение Тертуллиана во многом было намечено ещё очень приблизительно. Об этом же свидетельствуют попытки трактовать Логос как творческий мировой разум в стоическом духе (Апологетик, 21). Тем не менее, конструктивные элементы тринитарного учения через Киприана и Новатиана стали неотъемлемым достоянием западной теологии у Августина (трактат “О Троице”)[8]. Богословское наследие Тертуллиана раскрывает перед нами неординарность христианского мышления этого человека. Несмотря на объемность письменного наследия, для данного исследования представляется возможным выделение ключевых моментов в богословской мысли Тертуллиана.

1. Отрицательное отношение к науке. Тертуллиан отбросил попытки согласования откровения и разумного знания и сделал акцент на противоречиях между христианством и светской культурой. Он стремился показать, что разумное знание является: а) бесполезным, поскольку истина и без него известна, будучи полученной в результате откровений и изложенной в Святом Писании, б) невозможным, ибо истина выходит за пределы разума, и в) вредным, если приводит к ложным учениям и моральной гибели.[9]

В весьма пространных выражениях Тертуллиан описывал различия между христианством и философией: «Что может иметь общего философ и христианин, ученик Греции и ученик неба, тот, кто стремится к вечной жизни, и тот, кто стремится к земной славе, тот, кто говорит, и тот, кто действует? Наше учение говорит нам о поиске Бога в простосердечии, а не платоновскими или стоическими методами; после Христа не нужна никакая любознательность, и нет необходимости в каких бы то ни было поисках после Евангелия. Никто не может познать истины без Бога и никто не знает Бога без Христа. Каждый ремесленникхристианин нашел Бога и может ответить на любой вопрос, касающийся Его, в то время как Платон, самый великий из варварских философов, убеждает, что трудно обнаружить Строителя мира».[10]

Негативную позицию по отношению к науке Тертуллиан обосновывал прежде всего тем, что ее цель - при помощи разума познать истину - является невыполнимой. Истина совершенно иная, чем ее представляет себе разум; то, что Для разума является невозможным и абсурдным, то, собственно говоря, и является истиной. Воскресение Христа «является истиной, собственно говоря, потому, что оно невозможно»; можно и нужно верить в то, что для разума представляется недоразумением («верю, потому что абсурдно»)[11]. Эта формулировка приписывается Тертуллиану, хотя она в его работах не содержится. Для познания истины недостаточно усилий разума, необходимо еще приготовление сердцем к откровению.

2. Взгляд на природу человека. Вместе с наукой Тертуллиан отрицал человеческий разум, который ее создал. На всю человеческую природу он имел негативный взгляд: отказывал человеку во всех высших способностях, так же как и в способностях творить добро, познавать истину, сохраняя за человеком лишь низшие, телесные и чувственные проявления. Какая-то разумная римская трезвость подталкивала его к необходимости противостоять спекулятивной фантазии поздних греков, не знавших границ в наделении властью и способностями человеческой души. Однако, прежде всего, Тертуллианом руководила особая интенция - принизить человеческую природу. Принижая ее, он лишал ее всех врожденных способностей, для того чтобы освободить место для сверхъестественной любви и откровения.

Он хотел показать, что вся мудрость и вся доброта, которые есть в человеке, являются божественным даром.

3. Материализм. Во-первых, в человеке Тертуллиан видел только материальную и чувственную сущность. Хотя он и был противником греческой философии, однако он использовал в своих работах и ее аргументы; в то время как большинство христианских писателей шло за Платоном, Тертуллиан пошел вслед за стоиками. По их примеру он предлагал аргументы в пользу телесности души: если бы она не была телесной, то не могла бы воздействовать на тело.

Материалистическая концепция применялась им не только к человеку,- как и стоики, любое бытие он считал телесным: «Поскольку это так, то оно является телом особого рода; нет ничего бестелесного вне того, что не существует». Следовательно, и Бога он понимал как телесное существо: «Кто же откажется от того, что Бог является телом, поскольку он есть дух? Значит, дух является телом по происхождению»[12]. Этот факт заслуживает внимания в силу того, что среди различных философских доктрин, которые пытались приспособить к христианству, не было недостатка и в материалистических доктринах; материализм был у ранних христиан философией меньшинства, однако пользовался у них все большим признанием.

Тертуллиан везде проводил ту трезвую точку зрения, которая характерна для римского разума. В то время как Отцы Востока воспринимали учение Христа как философию, он понимал его как право, и религия получила от него правовые формулировки. Римлянин, не склонный к буйным спекуляциям Востока, делал и в религии акцент на том, что связано с жизнью и деятельностью, с обыденными человеческими потребностями. В то же время в этом восприятии религии основным элементом был не Бог на небе, а Церковь на земле. В то время как на Востоке рассматривались догматы, касавшиеся природы Бога, Тертуллиан сконцентрировал внимание скорее на тех из них, которые имели своим объектом человека.


Труды Тертуллиана

Для раскрытия данной части работы воспользуемся трудом Брокгауза и Ефрона. В нем дается классификация работ Третуллиана, подчиненная хронологическому циклу.

К первому периоду относятся сочинения Тертуллиана, касающиеся внутренней христианской жизни, как-то о молитве, крещении, покаянии и терпении - добродетели, которой сам Тертуллиан не обладал. В них мы встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней. Смысл ее Тертуллиан видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческого жертвоприношения. Любопытны указания на обычаи первых христиан, в которых ясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение о крещении написано против ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения. Тетруллиан смотрит на крещение как на своего рода магическое действие и воде приписывает особую роль как в мирообразовании, так и в особенности при крещении. Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Тертуллиан о зрелищах и об идолопоклонстве. Здесь он старается определить отношения христианина к язычникам. Идолопоклонство - величайший грех. Христианам запрещается заниматься искусствами и ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие астрологией, так как она демонического происхождения; христиане не должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия в языческих праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т. д.[13] Одно из важнейших сочинений Тертуллиана - его апологетический трактат "Liber apologeticus", в котором он ведет весьма искусно защиту христианства. Он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, при чем ссылается на известное письмо императора Траяна к Плинию, запрещающее розыск христиан. Взводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на чем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в своих богов более не верят.[14] Истинная сущность языческой религии - демонизм, т. е. прямая противоположность вере в божественное начало. Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном возрождении людей, принявших христианство. Мнение, распространенное среди язычников, что все несчастия в истории объясняются ролью христиан - ложно. В своем сочинении Тертуллиан требует свободы совести и свободы церковной. Он утверждает, что христианство не имеет политического характера и потому не может быть рассматриваемо как антиправительственная секта. В заключение Тертуллиан рассматривает христианское учение по сравнению с языческой философией; справедливая оценка христианской морали чередуется с суровыми приговорами над языческой философией, созданной демонами и не давшей никакого познания; если в языческой философии и встречаются проблески истины, то они заимствованы из св. Писания. Эти суждения не отличаются от того, что говорили Татиан и др. апологеты.[15]

Видное место в деятельности Тертуллиана занимают сочинения против еретиков: в трактате "De praescriptione haereticorum" он ересь рассматривает как зло, допущенное Богом, и проистекающее по преимуществу из философии. Всякая ересь есть новшество, которое не может быть обосновано учением апостольским. Ко второму периоду творчества Тертуллиана относится: "De corona militis", "Ad Scapulam", "De fuga in persecutione", "Scorpiace", "De pallio", "De virginibus velandis", "Dе exhortatione castitatis", "De jejunio adversus psychicos", "De monogamia", "De pudicitia", "Adversus Hermogenern", "Adversus Valentinianos", пять книг "Adversus Marcionem", "Adversus Praxeam", "De anima", "De carne Christi", "De resurrectione carnis". Характерный принцип монтанизма заключался в признании, что откровение Спасителя и апостолов еще не закончено, а завершается последовательно благодаря воздействию Св. Духа. В сочинениях, трактующих об отношениях христиан к язычникам, Тертуллиан тщательно старается об устранении всего языческого. Например, он защищает солдата христианина, отказавшегося возложить на свою голову венок. Он порицает христиан, старающихся бегством спастись от мученичества, требует, ссылаясь на Писание, природу и церковную дисциплину, чтобы христианские девушки носили не только на улицах, но и в церкви покрывало, запрещает вступление во второй брак, требует поста, ставшего необходимым вследствие того, что Адам вкусил запретного плода, но полезного и как средство предохраняющее от гнева Божия. В трактате о стыдливости ("De pudicitia") он устанавливает 7 смертных грехов (delicta ad mortem: yбийство, идолопоклонство, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние и разврат).[16] Только грехи, совершенные до крещения, могут быть церковью прощены; после крещения церковь может прощать лишь легкие грехи (remissibilia), но не смертные (non remissibilia); первые заслуживают наказания, вторые - вечного осуждения; лишь божественное милосердие может дать прощение смертного греха. И мученики за веру не могут отпускать смертных грехов. Сочинения Т. против ереси Гермогена, Валентина и Маркиона имеют большое значение для истории церкви и ересей. Т. любит настаивать на противоположности нравственности и чувственности, божественного откровения и человеческого разума. Учение Христа сделало излишней любознательность; Евангелие уничтожило необходимость в науке. Христианин не должен спрашивать и искать большего, чем то, что разрешено апостолам. Всякий христианин-ремесленник нашел Бога, в то время как Платон утверждает, что трудно найти строителя Mиpa. Противоположность веры и знания выразилась в знаменитой формуле Т.: credo quia absurdum est. Из древних писателей только стоики, в особенности Сенека, нравятся Т. Причина этой симпатии понятна; в мышлении Т. мы встречаемся с попыткой соединить такие же противоположности, какие соединяли стоики.

Чувства не обманывают, все существующее - телесно; даже Бог, сотворивший из ничего материю, имеет тело; бессмертная душа точно также телесна. Если б душа не была телесной, она не могла бы влиять на тело. Душа ребенка переходит от отца через семя. Таким образом Тертуллиан является представителем традуцианизма, в противоположность теории Платона о предсуществовании. Все души людей суть отпрыски души Адама. Качества души наследственны, чем и объясняется первородный грех. Бог един, вечен, свободен; Св. Дух произошел из Бога, как луч солнца из Солнца. Бог первее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром. Mиp не вечен, а сотворен Богом из ничего[17].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: