Лекция №2 Организация внеклассной и кружковой работы по технологии




 

 

Каждый учитель технологии кроме учебной работы должен заниматься внеклассной работой по своему предмету, кроме этого, он может руководить как предметным кружком, так и объединением технического, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и др., получая оплату за работу также и от системы дополнительного образования.

Внеурочная работа учителя технологии включает три направления:

1. Внеклассная работа по предмету.

2. Кружковая работа.

3. Работа учителя как классного руководителя.

Рассмотрим первое направление подробнее.

Задача внеклассной работы в школе состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства работой школьников заключается в осуществлении воспитательного влияния на их жизнь, деятельность, поведение не только в процессе занятий, на уроках, но и через внеклассные и внешкольные мероприятия, включение школьников в различные виды творчества, развитие кругозора, привитие интереса к технике и труду.

Основная цель организации внеклассной работы по технологии с учащимися — содействовать наиболее полной реализации учебных задач предмета и вместе с тем рассматривать их в комплексе с общими задачами учебно-воспитательной работы в школе.

Внеклассная работа по технологии призвана способствовать:

· расширению и углублению знаний о технологии;

усилению практической направленности обучения;

· повышению эффективности профориентационной работы и трудового воспитания школьников;

· развитию творческих способностей обучающихся, их творческой активности, коммуникативных умений;

· реализации межпредметных связей с другими предметами: физикой, математикой, химией, биологией, изобразительным искусством, черчением и т.д.

Несколько слов о системе дополнительного образования, о которой уже было сказано выше.

Термин «дополнительное образование» введен вместо термина «внешкольная работа» в законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. Этим же законом системе дополнительного образования детей придан образовательный статус. Согласно новым указаниям вместо общеизвестного слова «кружок» введено слово «объединение». Педагоги системы дополнительного образования продолжают применять оба эти термина, что будем делать и мы.

Само словосочетание «дополнительное образование» определяет его место в школе. Задачи его общеизвестны: обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого труда детей, укрепления здоровья и профессионального самоопределения обучающихся, оказание помощи учи- телям в расширении знаний по своему предмету, развитие индивидуальных творческих способностей, активизация школьников в определенном виде деятельности, организация содержательного досуга, формирование общей культуры и т.д.

В начале 90-х гг. прошлого века система дополнительного образования была практически разрушена, и только к концу ХХ в. начались ее возрождение и подъем. К сожалению, одно из ведущих направлений дея- тельности учреждений дополнительного образования — техническое творчество — так и не удалось довести до уровня прошлых лет. Причин здесь много: это необходимость материально-технической базы, особенно станочного парка, высокая стоимость материалов и инструментов, низкая оплата труда педагогов дополнительного образования, а главное — падение интереса у части школьников к технике. Последнее объясняется изменением направленности профориента- ционной работы. Если раньше коллективы общеобразовательных школ, выполняя социальный заказ общества, ориентировали выпускников на рабочие профессии, то уже более двух десятков лет идет массированная ориентация на вузы, в первую очередь гуманитарного профиля.

Большинство профильных классов комплектуются в расчете на гуманитарные профессии.

Как выйти из этой ситуации? Необходимо вернуться к старому, но уже в другой плоскости, на другом уровне: усилить профориентационную работу в школе по техническому направлению, улучшить технологическую подготовку и материально-техническую базу предмета «Технология», продумать и внедрить систему многоступенчатого образования, обратить особое внимание на развитие системы среднего профессионального образования, активизировать работу объединений дополнительного образования технического направления.

Учитель технологии в школе сталкивается с проблемами эффективной организации не только учебного процесса, но и внеклассной работы по своему предмету. Во-первых, надо составить ее план; во-вторых, опреде- лить предметный кружок, который можно создать, сообразуясь со своими склонностями, возможностями и интересами учащихся; в-третьих, продумать, какие индивидуальные, групповые и массовые мероприятия можно провести с целью развития у школьников интереса к предмету. Кроме того, учителя технологии нередко руководят творческими объединениями в системе дополнительного образования и должны быть знакомы с организацией и методикой работы в объединениях.

На учителя технологии возлагается ведущая роль в организации детского технического творчества в школе. Его психолого- педагогическая, методическая и специальная подготовка во многом определяет технологическую активность учащихся. Для эффективного руководства детским техническим творчеством учитель технологии должен знать методы и приемы развития познавательной активности, технического мышления, смекалки и наблюдательности, уметь подобрать формы и методы организа- ции творческой деятельности в конкретных условиях, привить интерес к творческому поиску.

Все организационные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися по технологии можно разделить на три группы:

1) индивидуальная работа учащихся;

2) групповые занятия в кружках, клубах, обществах и других творческих объединениях по интересам;

3) массовые мероприятия.

Индивидуальная работа со школьниками заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога начинают заниматься моделированием и конструированием, углубленно изучают вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготовляют различные устройства, приборы, наглядные пособия, девочки проявляют интерес к раз- личным технологиям — вязания, вышивки, макраме, кулинарии и т. п. Они ходят на дополнительные занятия, факультативы.

В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области приводит к организации кружка.

К индивидуальным формам работы относятся:

— работа с технической литературой;

— подготовка докладов, сообщений, рефератов;

— решение технических задач;

— выполнение творческих заданий, проектов;

— изготовление экспонатов, моделей;

— индивидуальная учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа школьников;

— изготовление стендов, приспособлений для мастерских и др.

Всю индивидуальную работу со школьниками учителю желательно фиксировать в специальной тетради индивидуального учета. Это поможет проследить творческий рост школьника, проанализировать успехи и недочеты с целью определения оптимальных направлений в работе в дальнейшем.

К групповым формам работы по технологии относят: объединения (кружки); лаборатории, технические клубы; школьные конструкторские бюро; научно-технические общества учащихся.

Основной групповой формой организации работы школьников во внеурочное время является объединение (кружок) — добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к конкретной области техники или технологии и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области. Кружки — это не только место пробы сил учащихся и организация рабо- ты по выявлению склонностей и способностей, развитию творческого мышления, но и коллектив учащихся, объединенных общи- ми интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Все кружки технологического направления носят практико-ориентированный характер.

Развитие сети технических кружков и рост активности кружковцев приводят к необходимости создания на их базе более крупных объединений, которые могли бы предоставить учащимся (преимущественно старшеклассникам) более широкие возможности для научного и технического творчества. Это творческие объединения учащихся: конструкторские бюро, группы и бригады, научные общества учащихся.

Для того чтобы у всех учащихся воспитать творческую активность, любознательность, инициативу и стремление к научному поиску в той области производства, где они будут работать, должны быть также использованы и разнообразные формы массовой работы по технике и технологии.

К массовым формам работы относят: недели науки и техники; выставки технического творчества; олимпиады, конкурсы, соревнования; научно-технические конференции; встречи с учеными, инженерами- новаторами, рационализаторами; устные журналы; экскурсии; викторины; вечера вопросов и ответов и др.

Массовые мероприятия привлекают значительное количество как участников, так и зрителей и являются эффективным средством развития интереса к технологии, творческого мышления, любознательности.

Рассмотрим некоторые распространенные виды мероприятий, проводимых в школе.

Конкурсы трудового мастерства по рабочим профессиям (конкурсы профессионального мастерства) проводятся с целью совершенствования трудового обучения, повышения качества знаний, воспитания любви к труду, организации соревнования между учащимися за право быть лучшими. В школах конкурсы могут про- водиться по профессиям слесаря, токаря, столяра, швеи, электрика, строителя, кулинара и др. Все организационные вопросы конкурса решает оргкомитет, а итоги подводит жюри.

При подготовке к конкурсу надо разработать план, в котором предусмотреть все до мелочей: определить время и место про- ведения конкурса, подготовить мастерскую, приобрести материалы, разработать теоретические и практические задания, технологические карты, критерии оценок, приобрести призы. В школе надо издать приказ о проведении конкурса, где указаны его тема, время и место проведения, утвержден состав орг- комитета и жюри по подведению итогов.

Состав участников — не более 15 человек, (т.к. мастерская рассчитана на это количество обучающихся), обычно по 3–5 человек из соревнующихся классов одного возраста. Если от классов представляют группы участников (команды), то каждая из них может иметь свою эмблему, название, девиз. Вместе с приказом директор утверждает и положение о проведении конкурса, где указывается порядок его проведения и подведения итогов, определяются составляющие конкурса (обычно это теоретическая и практическая части), а также уточняется — групповой он или индивидуальный.

Кроме этого, разрабатываются сценарий проведения конкурса, вся необходимая технологическая документация. По итогам конкурса можно выпустить стенную или фотогазету, информационный листок, победителей наградить грамотами, памятными призами.

При подведении итогов учитывают сложность изготовления, качество выполненной работы, оригинальность решения, индивидуальное мастерство исполнителя. Критерии оценки разрабатывают и доводят до участников выставки заранее.

Выставки технического и декоративно-прикладного творчества учащихся пропагандируют опыт лучших кружков и отдельных учеников, способствуют привлечению школьников к творческой деятельности.

За несколько месяцев до проведения выставки издается приказ о ее проведении, разрабатывается положение, в котором указываются требования к экспонатам, план подготовки выставки. Экспонатами могут быть предметы как технического, так и декоративно-прикладного, художественно- го творчества, изделия народных промыслов, действующие модели, элементы оформления кабинетов и др.

Экспонаты выполняют и оформляют в соответствии с требованиями технической эстетики. Большое значение имеют художественное оформление выставочных стендов и организация работы с посетителями.

Научно-технические вечера помогают в интересной занимательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, привлекают внимание школьников к миру новых научных и технических идей, способствуют развитию интереса к науке и технике.

В практику внеклассной работы вошли вечера занимательной науки и техники (преимущественно для учащихся 5–7 классов); тематические вечера, посвященные отдельным научно-техническим проблемам; юбилейные вечера, приуроченные к знаменательным датам в жизни и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных деятелей науки и техники; праздничные вечера, связанные с некоторыми датами, такими, как День авиации, День космонав- тики, День радио, День знаний, День машиностроителей и др.; вечера, посвященные итогам работы технических кружков, и др.

В программу вечеров включают сообщения, подготовленные членам кружков; опыты, иллюстрирующие основные положения сообщений и докладов; демонстрацию технических устройств (моделей, макетов, образцов настоящей техники и т. п.); встречи со специалистами в данной отрасли знаний; просмотр и обсуждение отрывков из научно- популярных кинофильмов по теме вечера; проведение викторин, аттракционов, конкур- сов с подведением итогов этих мероприятий и поощрением участников, показавших разносторонние и глубокие знания; концерты учащихся, соответствующие тематике вечера. В процессе подготовки и проведения вечера решается целый комплекс различных учебных и воспитательных задач.

Готовя доклады, сообщения, опыты к вечеру, ученики развивают свое умение самостоятельно работать, творчески мыслить, ориентироваться в мире книг и научных идей, извлекать ценные сведения из прочитанного, критически осмысливать и отбирать материал. Благодаря телевидению возникли новые формы проведения научно-технических и технологических вечеров учащихся: «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». Форма их проведения общеизвестна. Глав- ное, чтобы на них предлагались вопросы, связанные с трудовым обучением, различные эвристические задания.

Неделя технологии (науки и техники) проводится обычно с понедельника по субботу. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать: тематические вечера, конкурсы профессионального мастерства, выставку творчества учащихся, экскурсии на промышленные предприятия. Еже- дневные мероприятия проводятся после уроков по специальному плану. Так, например, для проведения конкурса профессионально- го мастерства необходим специальный план подготовки, сценарий проведения. В зависимости от местных условий, от возможностей мастерских и количества участников конкурс может проводиться в один день или в 3–4 дня по графику с разными классами.

Игры «Поле чудес», «КВН» и др. должны соответствовать содержанию обучения технологии, уровню знаний школьников, участвующих в конкурсе. Например, научно-технический вечер «История научных открытий» готовят совместно учителя физики, химии, биологии, математики и др. С сообщениями о тех или иных открытиях выступают учащиеся. Некоторые сообщения можно сопровождать опытами, отрывками из фильмов, диафильмов.

Выставка технического творчества обычно завершает неделю. Итоги подводят после ее окончания, отмечают и награждают победителей конкурсов и активных участников. Можно организовать в школе много других мероприятий, связанных с технологией. Идеи возникают под воздействием новых телепередач, компьютерных игр, кинофильмов

 

 

Литература

Литова, З.А. Основы обучения школьников творческой деятельности [Текст] / З.А. Литова. 2-е изд., перераб. и доп. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. — 205 с.

Литова, З.А. Организация внеклассной и кружковой работы по технологии [Текст] /





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: