Существует большое многообразие типов и форм дискуссий.




Методика подготовки и проведения урока-дискуссии по истории в 10-11 классе.

Актуальность исследования. На сегодняшний день существует многообразие методик и технологий, которые позволяют разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся. Интерактивные технологии являются эффективным средством обучения, так как позволяют реализовать требования ФГОС и улучшить качество знаний, получаемых учениками. К таким технологиям относятся: дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра и др.

Интерактивные технологии подразумевают получение и закрепление знаний с помощью коллективной или групповой деятельности. Также интерактивные технологи помогают достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

При использовании интерактивных формируются коммуникативные и аналитических способности, умение применять свой опыт и знания на практике, критически мыслить. Данные технологии позволяют сделать из ученика активного участника процесса обучения.

Конечно, интерактивные технологии не могут быть использованы на каждом уроке так как требуют большой подготовки как учителя, так и учащихся, но их внедрение в учебный процесс необходимо.

Степень изученности проблемы. Для написания работы были использованы труды по методике преподавания истории и психологии отечественных авторов.

Первый блок литературы представлен литературой по методике преподавания истории В.В. Барабанова, М.В. Коротковой, Н.Ю. Никулиной, О.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникиной и др.

Второй блок литературы посвящён изучению возрастных особенностей учащихся 10-11 классов Л.С. Выготского, Т.Н Князевой, В.С. Мухиной, Г. Крайга.

Характеристика источников. Источниковедческой базойдля написания послужили ФГОС среднего общего образования, Концепция нового учебно-методического комплекса по истории, федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, учебники по истории России и Всеобщей истории, рекомендованные ФГОС, а также рабочие программы.

Цель работы: рассмотреть методику подготовки и проведения урока-дискуссии по истории в 10-11 классе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие, типы и формы дискуссии на уроках истории;

2) рассмотреть методические рекомендации по подготовке и проведению урока-дискуссии;

3) определить психолого-педагогические особенности учащихся 10-11 классов;

4) разработать и проанализировать конспекты урока-дискуссии по истории.

Объектом исследования является методика подготовки и проведения урока-дискуссии по истории в 10-11 классе.

Предмет исследования – методический материал по подготовке и проведению урока-дискуссии по истории в 10-11 классе.

Гипотеза исследования: при проведении урока-дискуссии в 10-11 классах необходимо изучить методику подготовки и проведения урока-дискуссии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дискуссия – это форма познавательной деятельности, которая является эффективным средством в получении знаний и цель которой обмен идеями, суждениями, мнениями для поиска истины.

2. Существует большое многообразие типов и форм дискуссий.

3. Методический материал по применению урока-дискуссии разработан с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 10-11 классов.

4. Разработаны и проанализированы конспекты уроков-дискуссий по истории.

Положение, выносимое на защиту.

Существует большое многообразие типов и форм дискуссий.

Среди дискуссий на уроках истории, можно выделить несколько типов. У структурированной или регламентированной дискуссии имеется четкий план, структура и регламент. Суть дискуссии заключается в следующем – «малые группы» изучают проблему, являющуюся частью общей глобальной проблемы, которую предстоит решить на уроке. Учащиеся в группе могут быть:

· ведущий – организатор обсуждения;

· аналитик – задает вопросы участникам;

· протоколист – фиксирует решения, предложенные группой и представляет позицию группы на заключительном этапе;

· наблюдатель – дает оценку участия каждого члена группы.

Еще одним типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. Дискуссия проводится с элементами игрового моделирования. В такой дискуссии можно взглянуть на проблему с точки зрения представителей определенного социального лагеря (движения, партии и др.). Особенностью такого урок-дискуссии заключается в том, что дается и современная оценка событий, и оценка прошлого, то есть с позиции «очевидцев».

Следующим типом дискуссии, является проектная дискуссия. Данная дискуссия представляет собой подготовку и защиту проекта по определенной теме. Учащиеся выявляют предпосылки возникновения проблемы и истоки, выявление возможного решения проблемы. Группы готовят свои варианты решения проблемы, которые после обсуждаются в дискуссии.

Четвертый тип дискуссии – дебаты, которые проходят на основе соперничающих групп. Группы ведут спор на основе четко сформулированного тезиса, где одна группа этот тезис опровергает, а другая защищает, приводя аргументы, очень часто аргументы и опровержения, учащиеся готовят заранее.

Кроме данных типов на уроке истории можно использовать такие формы дискуссионного диалога как, круглый стол на котором участники дискуссии обсуждают проблему, и весь класс участвует в обсуждении. «Вертушка» – дискуссия, направленная на одновременное включение всех участников в активный спор с разными партнерами по общению. Заседание «экспертной группы», где несколько учеников выступают с сообщениями по данной проблеме, а затем весь класс обменивается мнениями по поводу этих сообщений. Можно провести урок по типу «симпозиума», когда учащиеся готовят серьезные доклады с противоположными оценками проблемы, выступают с ними перед классом, а затем слушатели задают вопросы и участвуют в обсуждении. Заседание экспертной группы и симпозиум, чаще применяются в старших классах, так как для этих форм требуется исследовательская работа, большая подготовка учащихся к уроку, и более четкое представление по рассматриваемым проблемам. «Форум» – дискуссия, в ходе которой группа учащихся рассматривает определённую проблему и вырабатывает определенную позицию, которую потом обсуждает с остальными. Данный вид похож на заседание «экспертной группы», но не требует особой подготовительной работы и предусматривает активный обмен мнениями. «Круглый стол» – проводится между учащимися небольшой группы, которые обсуждают вопрос. Участники имеют равные права на выражение собственного мнения. Обязательным условием участия в дискуссии является аргументация личной точки зрения каждого участника. Цель такой дискуссии – обобщить идеи и мнения относительно одной проблемы. «Концентрические круги» – обсуждение проблемы осуществляется небольшой группой участников, которую привлекают к дискуссии другие участники. Учащиеся дискутируют, остальные слушают, затем производится «смена позиций». Данная дискуссия дает возможность привлекать к обсуждению как можно большее количество учащихся. «6*6*6» – дискуссия, в ходе которой в шести группах в течение 6 минут учащиеся обсуждают проблему, затем образуются новые шесть групп, в которых должен находиться ученик, работавший в предыдущей дискуссионной группе. Каждый ученик должен познакомить других учеников с результатами работы предыдущей группы.

Существуют также формы дискуссии, которые проводятся как правило только на уроках истории – уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты и др. На таких уроках учащиеся выясняют положительные и отрицательные стороны политики, анализ политики с точки зрения современности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дискуссия – это форма познавательной деятельности, которая является эффективным средством в получении знаний и цель которой обмен идеями, суждениями, мнениями для поиска истины. Данная интерактивная технология способствуют развитию коммуникативных компетенций учащихся, инициативности, а также умению анализировать различные точки зрения и результаты деятельности. Существует большое многообразие типов дискуссий. Есть такие дискуссии, которые востребованы не только на уроках истории, но и на других уроках, так же есть формы дискуссий, которые применяются преимущественно на истории, это такие формы как, урок-суд и урок-митинг, относящихся к типу игрового моделирования. Специфика их заключается в том, что ученики могут на данных дискуссиях играть роль исторических деятелей и политиков, сторон «за» и «против» и отстаивать их позицию, даже если сами участники придерживаются иного мнения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: