Интересы Португалии распространялись в первую очередь на Африку, Индию и Южную Азию. На побережье Африки находилось множество удобных бухт, в которых останавливались португальские суда, курсировавшие между Европой и Азией. Захватив важные опорные пункты, португальцы строили в этих бухтах крепости. Если коренные жители Северной Африки оказывали сопротивление, европейцы уничтожали их без сожаления.
В Африке португальцами были найдены месторождения золота. За пятнадцатый и шестнадцатый века они вывезли из Африки восемьдесят четыре тонны ценного металла. Но больше всего Португалия дорожила своими колониями в Индии. В начале шестнадцатого века она прочно обосновалась на юго-восточном побережье полуострова Индостан. На протяжении столетия Португалия безраздельно господствовала на водах, омывающих берега Азии и Африки. Однако она никогда не стремилась к завоеванию восточных стран, армии которых превосходили европейские своей численностью, а правители – богатством и могуществом. Португальцы, насколько могли, развивали и укрепляли с этими странами торговые связи. Они добились таких договоров, которые обеспечивали бы им односторонние преимущества: низкие закупочные цены, исключительные права на торговлю в этих землях, то есть торговую монополию.
Совсем другой колониальной политики придерживались испанцы. Они считали, что народы Нового света нужно подчинить своей власти с помощью военной силы, обратить в христианство и овладеть их богатствами. Испанцы хотели напрямую управлять новыми территориями. Поэтому испанских колонизаторов стали называть конкистадорами, то есть завоевателями. Их девизом стали слова: «Бог, слава и золото!»
|
Острова Карибского моря, которыми испанская корона владела уже в конце пятнадцатого века, были небогаты золотом. Поэтому испанцы устремились дальше на континентальную Америку. В одна тысяча пятьсот девятнадцатом году губернатор Кубы снарядил экспедицию из одиннадцати кораблей, пяти сотен солдат и шестнадцати всадников в центральные районы Мексики, где располагалась держава ацтеков. Главой отряда был назначен испанский дворянин Эрнандо Кортес, у которого, по словам одно из участников похода, «денег было мало, а долгов много». Вскоре без единого выстрела испанцы вступили в древнюю индейскую столицу Теночтитлан. Правитель ацтеков Монтесума принял испанцев за потомков индейского бога Кетцалькоатля. Ацтеки представляли его себе белым человеком с волнистой бородой, которая не росла у индейцев. По преданиям, он приплыл из «страны, где восходит солнце», на крылатом корабле. Дав ацтекам мудрые законы и религию, научив их ремеслам и обычаям, белолицый бог покинул их. Однако уходя, он предсказал индейцам появление из-за моря белых людей, которые будут его потомками.
Поэтому, увидев европейские корабли и белых людей на них, ацтеки решили, что пророчество исполняется. Кортес умело использовал выгодную для него легенду. Монтесума не рискнул послать против белолицых воинов, владеющих громами и молниями (так ацтеки называли ружья), свои войска. Кортес вступил с ними в переговоры. Дары индейских послов, с помощью которых Монтесума надеялся купить мир, только разожгли алчность испанцев. Сделав Монтесуму своим пленником, Кортес приказал грузить на испанские корабли золото ацтеков. Тогда индейцы осадили Теночтитлан, в котором находились испанцы. Конкистадоры были вынуждены покинуть город. Но в одна тысяча пятьсот двадцать первом году они вернулись в столицу ацтеков и предали его огню и мечу. По свидетельству очевидцев, весь город был устлан телами убитых индейцев. Держава ацтеков пала. Кортес был назначен первым наместником «Новой Испании», так называли завоеватели державу ацтеков. Он стал богатейшим землевладельцем в колониях.
|
Завоевав Центральную Америку, конкистадоры обратили свои взоры на юг. Испанцы передавали друг другу индейские легенды, в которых рассказывалось о сказочной стране Эльдорадо, где золота было больше, чем жителей во всей Европе. В двадцатых годах шестнадцатого века европейцы, среди которых был и разорившийся испанский дворянин капитан Франсиско Писарро, совершили несколько путешествий в Южную Америку. Во время одного из них, возник мятеж. Решительный и властолюбивый Писарро, участвовавший некогда в знаменитой экспедиции Бальбоа, провел мечом линию на песке и предложил тем участникам похода, кто желает и дальше искать богатства и славы, переступить эту черту и следовать за ним в неизведанные земли. Под его командованием осталось всего двенадцать человек, веривших в своего предводителя и его обещаниям озолотить их. С этими двенадцатью вояками Франсиско Писарро удалось обнаружить империю Инков. Индейцы встретили неизвестных им белых людей с большим радушием и гостеприимством. С известием, что найден легендарный город Эльдорадо, Франсиско Писарро победно возвратился к месту начала экспедиции. Для наглядного доказательства он прихватил награбленные золотые изделия, неизвестных европейцам домашних животных – лам, а также несколько коварно плененных инков.
|
В одна тысяча пятьсот тридцать первом году он вновь возглавил небольшой отряд испанских солдат, который должен был покорить открытое государство. Конкистадоры без труда проникли в один из городов инков, где жил их правитель Атауальпа. Испанцы никогда не видели такого количества изделий из золота и серебра. Они предложили правителю инков принять христианство. Но, услышав отказ, взяли его в плен и стали требовать у индейцев выкуп за жизнь правителя. Атауальпа пообещал Писсаро наполнить золотом огромную комнату так, чтобы изделия возвышались до уровня поднятой руки. Со всех концов империи индейцы везли золото, чтобы спасти своего вождя. Получив выкуп, Писсаро разделил его между всеми участниками экспедиции. Он и не думал отпускать правителя инков. Конкистадоры осудили его на смерть как язычника. Так как перед смертью он все же принял христианство, испанцы заменили сожжение более «гуманной» казнью и задушили его. Затем Писсаро захватил столицу оставшегося без правителя царства инков - город Куско и сделал его центром новой колонии Перу.
Но, завоевав Центральную и Южную Америку, испанцы не нашли того количества золота, о котором мечтали. Надежды конкистадоров стали осуществляться только в одна тысяча пятьсот тридцать пятом году, когда они открыли в Южной Америке богатые месторождения серебра. Затем ими были найдены и природные запасы золота. Для освоения новых месторождений были нужны рабочие руки. Поэтому Карл V издал указ, объявлявший индейцев-язычников потомственными рабами испанских колонизаторов. Это дало европейцам возможность широко использовать местное населения на самых разных работах. Труд на серебряных рудниках и золотых приисках был невыносимо тяжелым. Тех индейцев, которых угоняли туда на работу, родные заранее оплакивали как умерших. Индейцы трудились на латифундиях, то есть на огромных землевладениях и поместьях европейцев. В этих поместьях производились товары для отправки в Европу. Широкое распространение в это время получила культура сахарного тростника, из которого изготовляли сахар, патоку, ром. Эти продукты пользовались в Европе большим спросом. Тяжелые условия труда и жизни, в которых оказались индейцы, привели к резкому сокращению численности коренного населения, а на Кубе, острове Эспаньола и Ямайке индейцы были полностью истреблены. Поэтому с середины шестнадцатого века в Америку стали привозить рабов из Африки, которыми успешно торговали португальцы.
Под знаменем обращения язычников в христианство европейскими священниками и монахами были разграблены и разрушены храмы индейцев, переплавлены в золотые слитки скульптуры и фигурки их богов, уничтожены памятники индейской литературы. В защиту индейцев выступил монах Бартоломе де Лас Касас. Всю свою жизнь он посвятил борьбе против угнетения коренного населения Америки. В одна тысяча пятьсот четырнадцатом году Лас Касас получил во владение земли на Кубе, но не стал превращать индейцев в своих рабов, как это делали другие европейцы. Занимая различные должности в колониях, он старался доказать европейцам, что на их землях могут трудиться свободные индейцы, расположение которых можно добиться мирными средствами. Лас Касас писал книги, где рассказывал о непосильном труде индейцев, пытках и казнях, которым они подвергались. Прочитав книгу Лас Касаса «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий», испанский король издал указ, запрещавший порабощение индейцев и захват их земель. Однако этот закон так и не был проведен в жизнь. В своих работах Лас Касас говорил о равенстве всех народов и получил за свою деятельность прозвище «Апостол индейцев».
Значение Великих географических открытий. Несмотря на трагические последствия влияния европейцев на жизнь и культуру народов Африки и Америки, пятнадцатый и шестнадцатый века не зря называют эпохой великих географических открытий. Благодаря им, исчезла изоляция двух миров. Зарождающееся новое общество Европы сблизилось с традиционными обществами Азии, Африки и Америки. В это время стал складываться единый мировой рынок, налаживались торговые связи между многими странами и целыми континентами. Изменились зоны влияния определенных стран. Свое значение главного торгового пути утратило Средиземное море, а вместе с ним статус торговых столиц утратили Венеция и Генуя. Зато новыми торговыми центрами стали порты Севилья, Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам. Из вновь образованных колоний в Европу хлынул поток драгоценных металлов. Это привело не только к развитию торговли и предпринимательства, но и к революции цен, вызванной падением ценности золота. Европейцы обогатились не только новыми знаниями по географии, астрономии и истории, но и получили представление о новых веществах и продуктах: табаке, картофеле, томатах, фасоли.
С эпохи географических открытий начинается отсчет Нового времени для стран всего мира.
Карта 1
Карта 2
Карта 3
Карта 4