ВОЗМОЖНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ МИРА
Языковое многообразие мира
Принципы классификации языков
О статусе различных классификаций
Языковое многообразие мира
Язык возник раньше таких важнейших событий в истории человечества, как искусство (декорированным деревянным и костяным предметам - более 25 тыс. лет, наскальной живописи - около 14 тыс.), как приручение животных и окультуривание растений (это произошло 10 - 6 тыс. лет назад). Примерно 6 тыс. лет назад появились пиктография и иероглифика, 5 тыс. - звуковое письмо. По-видимому, первоначальный язык человека существовал как один (единый) язык. Около 30 тыс. лет назад люди расселились по Западной Евразии. В период между 20-м и 10-м тысячелетиями до нашего времени язык человека разделился на несколько языковых макросемей (таких, как ностратическая семья языков), из которых позже произошли языковые семьи, существующие в наше время. Общее число языков в современном мире определяют в интервале от 2,5 до 5-6 тысяч. Такие огромные расхождения в оценках (более чем на 100 %) вызваны трудностями разграничения языка и диалекта, в особенности для бесписьменного состояния. Исследователи языков в отдельных регионах Земли называют цифры, которые в сумме существенно превосходят 5 - 6 тысяч языков. Так, в Африке к югу от Сахары примерно 2000 языков. В Южной Америке не менее 3000 туземных языков; в трех государствах Океании - Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова и Республика Вануату - более 900 языков: в Индонезии - 660. Число австралийских языков иногда оценивается в 500 - 600; австронезийских языков - около 800. В Индии, самой полиэтнической и многоязычной стране мира, - 1652 языка4; в Нигерии, самой полиэтнической стране Африки, - около 300. В современной России - около 150 языков.
|
Поразительно структурное разнообразие языков мира. Есть языки, в которых ни имена, ни глаголы не изменяются, а есть языки, где, напротив, - около 40 падежей. Есть языки, (например, славянские), где существительные делятся на три грамматических класса (рода), в языке насиой (Новая Гвинея) именных классов свыше 40, а во многих языках именных классов нет вовсе. В некоторых тюркских языках насчитывается 12 наклонений, но есть языки не толькобез наклонений, но и без грамматического числа, без глагольного времени. Есть языки, в которых всего 10 фонем, а в других - фонем более 80. Возможен язык всего с одной гласной (и таких языков известно три), а в некоторых кавказских языках гласных 24. Бывают языки с очень редкими и потому странными звуками, - похожими на щелчки, на звук "тушения свечи", на "прочищение горла". А вот звуки [t], [p], [j] или [s] никому не покажутся странными - они есть в любом языке. Почти не бывает языков без носовых согласных ([n] или [m]), в то время как носовые гласные - большая редкость. Видимое разнообразие языков издавна приводило также к вопросам о причинах и следствиях различий между языками. В чем совершенство языка? В какой мере разные языки могут быть катализатором или, напротив, тормозом в истории познания и культуры? Что определяют языки в различиях между народами? Влияют ли на судьбы народов? Отчего зависят судьбы самих языков? На вопросы такого рода стремятся ответить социальная типология языков, философия языка, философия истории.
|
Разнообразие судеб языков, различия их коммуникативных ролей, функций, социальных статусов, юридических рангов - все это важная часть той реальности, в которой протекает языковое существование человечества. Без социолингвистической панорамы наше знание о человеке и обществе было бы неполным. Исключительно разнообразны взаимоотношения между отдельными языками, с одной стороны, и некоторыми другими социальными параметрами человека и человечества, с другой. В ряду таких базисных параметров ("измерений"), вслед за языком, обычно называют этничность (национальность), гражданство (подданство), вероисповедание. Легко видеть кардинальные диспропорции между основными измерениями человечества: если языков на Земле 5 - 6 тысяч, то этносов - примерно 1300; государств - около 220, в том числе государств-членов ООН - примерно 200; число же отдельных конфессий, если включать в него бесчисленные культы и верования в странах Третьего мира, неопределенно велико. Эти цифровые "разбежки" говорят о том, что на карте мира географические границы языков, этносов, государств и религий отнюдь не совпадают. Тем не менее конфигурации четырех географических карт мира - языковой, этнической, политической и конфессиональной - взаимозависимы и соотносимы, особенно в исторических объяснениях. Наиболее близки друг другу карта языков и карта народов мира, поскольку обе они основаны на генеалогической классификации языков.
Коммуникативно-функциональное разнообразие языков поражает не меньше, чем их структурная пестрота. На Земле нет двух тождественных языковых ситуаций, нет двух языков с равным объемом коммуникации, с одинаковой историей и с одинаковым будущим. Есть языки, на которых говорят и пишут миллионы людей в разных странах на всех континентах, и есть языки, родные всего для нескольких сот человек в одном-единственном селенье. Есть языки, письменная история которых насчитывает тысячи лет, - таковы ведийский язык и санскрит (разновидности древнеиндийского языка, начало литературной традиции - ХV в. до н.э.), древнееврейский язык (время сложения "Торы", первых пяти книг Ветхого Завета, - XIII в. до н.э.), вэньянь (литературный древнекитайский язык, начало иероглифического письма - IX в. до н.э.). И есть языки, которые возникли в XIX - XX вв. в считанные годы, причем возникли обычным для языков путем - сами собой, стихийно (не "в кабинете"), в результате длительных контактов разноязычных людей и смешения их языков. Это пиджины и креольские языки, и их известно около 100. Из 5 - 6 тысяч языков Земли только около 600 языков имеют системы письма, но лишь около 300 из них реально используются в письменной коммуникации. Есть языки, которые, хотя и имели письменность и литературную традицию, однако утратили коллектив исконных носителей, и стали поэтому языками мертвыми. Таковы древнеегипетский язык (на нем сохранились самые ранние в истории человечества иероглифические записи, датируемые IV тысячелетием до н.э.), авестийский язык (тексты с X в. до н.э.), латынь (собственно латинская письменность - с IV в. до н.э.), старославянский язык (первые памятники - 863 г.). И есть язык возрожденный, через две с половиной тысячи лет вновь ставший средством живого общения народа - так произошло с древнееврейским языком (ивритом). Есть языки, в которых литературная ("правильная") речь еще почти неотличима от диалектной. А в исландском языке эта оппозиция отсутствует по другой причине: в нем просто нет диалектов. Известны литературные языки, которые не используются в неофициальном, частном, дружески-фамильярном общении - например, литературный арабский язык. У каждого языка - неповторимая социальная и культурная история, свое место в своем социуме, свои перспективы в будущем. Однако уникальность судьбы отдельного языка не означает, что нет общих закономерностей, типичных линий развития, типологически близких судеб. Вот почему для социальной лингвистики мало перечня отдельных ярких случаев: требуется типологическое освещение всего разнообразия языков. Это и составляет содержание социальной (функциональной, или социолингвистической) типологии языков.
|