1. Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального и (или)физического развития, которые вызваны серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.
2. Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.
3. Детский алкоголизм – форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.
4. Безнадзорность – отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их поведением и времяпрепровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет.
5. Благотворительность – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения.
6. Виктимология – учение о поведении жертвы насилия.
7. Воспитательные колонии – пенитенциарные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в этом учреждении до достижения ими возраста 21 года.
8. Государственный образовательный стандарт – документ, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и максимальному объему учебной нагрузки обучающихся.
9. Гуманизм – система воззрений, признающая ценность ребенка как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости – нормой отношений между людьми.
|
10. Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям, человеческому достоинству.
11. Девиантное поведение - поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствуют ожиданиям группы или всего общества.
12. Делинквентное поведение – поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящие к правонарушениям: проступкам и нарушениям.
13. Детская проституция – форма девиантного поведения детей, выражающаяся в беспорядочных половых отношениях, осуществляемых за плату.
14. Жизнедеятельность – бытие, природная функция личности, проявляющаяся как поведение и осуществляющаяся как деятельность среди людей в конкретных условиях и отрезке времени благодаря задаткам и способностям, унаследованным через родителей и развитым в процессе воспитания.
15. Квалификационная характеристика – документ, содержащий должностные обязанности, характеристику труда, основные знания и умения, которыми должен обладать специалист.
16. Конфессии – разновидность исповедания (в христианстве чаще всего используется по отношению к протестантскому вероучению), обладающая соответствующей организацией, особенностью вероучения и социальным устройством.
17. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
|
18. Культуросообразность – процесс воспитания и социализации ребенка должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа.
19. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
20. Методика социально-педагогической деятельности – совокупность содержания, форм, методов, средств и контроля социально-педагогической деятельности.
21. Наркомания – болезнь, характеризующаяся неопределенным влечением к наркотикам, приводящая к тяжелым нарушениям функций организма.
22. Детская наркомания – форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологической зависимости их от наркотиков, постепенно приводящая организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации детей.
23. Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) детей.
24. Одаренность социальная – способность человека к лидерству, способность увлекать других, вести за собой. Одаренность социальную часто называют лидерской.
25. Опекун (попечитель) – физическое или юридическое лицо, на которое возлагается обязанность заботы о человеке, признанном недееспособным по возрасту или состояния здоровья. Опекуном не может быть недееспособный гражданин, лицо, лишенное родительских прав.
26. Опека и попечительство – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для содержания и воспитания, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет
|
27. Педагогика социальная – педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.
28. Педагогическая работа – педагогические аспекты в практической деятельности социального работника, определяющие активизацию человеческого фактора, объекта социальной работы, реализующие его потребности в общении.
29. Права ребенка – совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
30. Природосообразность – воспитание, обучение и социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребенка.
31. Профессиональная компетентность социального педагога – теоретическая и практическая готовность специалиста к осуществлению социально-педагогической деятельности, характеризующая его профессионализм.
32. Преступность детская – негативное социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех фактически совершаемых несовершеннолетними противоправных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
33. Правонарушение – любое деяние, нарушающее какие-либо права. Правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
34. Преступления – форма делинквентного поведения, представляющая собой предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на личность, а также на иные охраняемые уголовным законом объекты и причиняющие им существенный вред.
35. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.
36. Социальный педагог – специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование по специальности «социальная педагогика», профессионально подготовленный для социально-педагогической работы с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждениях, по месту жительства.
37. Социальный работник — специалист, в соответствии со своими должностными и профессиональными обязанностями оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них проблем.
38. Социализация ребенка – процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
39. Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
40. Социальная дезадаптация ребенка – процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению к условиям социальной среды.
41. Социальные нормы – правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
42. Социально-педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.
43. Социальное обучение – целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.
44. Социальное воспитание – целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.
45. Социология воспитания – наука, исследующая воспитательные силы общества, процесса социализации человека, воспитание как социальный институт.
46. Среда воспитания – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр.
47. Социально-педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации ребенка, теории и истории социальной педагогики, методике и технологиях социально-педагогической деятельности.
48. Семья – социальный институт, устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, быт, первичная социализация детей и другие.
49. Семья группы риска – семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действие.
50. Семья неблагополучная (по отношению к детям) – семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного ребенка, достойного гражданина своего отечества.
51. Семья неполная – семья, в которой есть только один из родителей, заботящийся о детях.
52. Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующих и т.д.
53. Сирота – ребенок, у которого умер один или оба родителя.
54. Полусирота – ребенок, не имеющий одного из родителей.
55. Социально-педагогическая профилактика – организационно-воспитательные мероприятия, направленные на предупреждение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающие социальные отклонения негативного характера в поведении детей.
56. Социально-педагогическая реабилитация – систем мер, направленная на восстановление разрушенных или утраченных ребенком общественных связей вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма (дети-инвалиды), изменением социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющимся поведением ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-правонарушитель и др.).
57. Специальные учебно-воспитательные учреждения – общеобразовательные школы и профессиональные училища, обеспечивающие психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную реабилитацию детей с общественно опасным поведением.
58. Технология социально-педагогической деятельности – это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующаяся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария.
59. Усыновление (удочерение) – юридический акт, закрепляющий за усыновителем и усыновляемым такие же права и обязанности, которые существуют между родителями и детьми.
60. Христианство – одна из мировых религий, происходящая от учения Иисуса из Назарета (Христа) с 1-го века н. э., насчитывающая около двух миллиардов последователей, состоящая из разнообразных течений и исповеданий; католичество, православие и протестантизм.
61. Ценности – идеалы или конечные цели; основные оценочные стандарты желаемого. Один из элементов культуры.