Чем увлечь детей на экологической тропе
Екатерина Мельникова
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
Светлана Герасина
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
Алевтина Шипаева
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
Татьяна Широкова
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21 “Теремок”» г. Павлово Нижегородской области
ФГОС ДО требует, чтобы педагоги максимально использовали образовательный потенциал территории детского сада. В летний период большую часть времени они проводят с детьми на улице. Узнайте, чем воспитатели планируют занять воспитанников на участках групп. Совместно разработайте маршрут экологической тропы и включите в него интересные объекты. Предлагаем пример такого маршрута.
Экологическое воспитание – важная часть работы педагога. Территория ДОО предоставляет для этого большие возможности. Обратите внимание на предметы живой и неживой природы, которые расположены на ней. Каждый из них можно превратить в объект для наблюдения и исследования. Организуйте прогулки с детьми так, чтобы развивать у них наблюдательность, любознательность, воображение.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. |
Работа по формированию основ экологической культуры должна быть продумана. Прежде всего, необходимо сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу поможет экологическая тропа – элемент развивающей среды экологической направленности. Благодаря ей воспитанники научатся познавать окружающий мир, выделять в нем взаимосвязи, наблюдать за объектами живой и неживой природы, активно взаимодействовать с ними.
Как создать экологическую тропу
Чтобы создать экологическую тропу:
· соберите фольклорный и биолого-экологический материал о природных объектах, которые есть на территории детского сада;
· разработайте маршрут экологической тропы, включите в него интересные природные объекты;
· максимально используйте территорию ДОО;
· разработайте экскурсионную программу.
Организуйте на экологической тропе экскурсии, учитывая особенности времени года. Для каждого месяца и объекта продумайте содержание образовательной деятельности.
Включите в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:
· познавательно-исследовательскую: в процессе наблюдений и экспериментирования развивайте у детей познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;
· восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативную: читайте сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, загадывайте загадки по теме;
· изобразительную: рисуйте и лепите вместе с детьми объекты экологической тропы;
· конструирование: сооружайте домики для птиц;
· двигательную: проводите пальчиковые и подвижные игры;
· игровую: организовывайте сюжетно-ролевые игры;
· элементарный бытовой труд: собирайте вместе с детьми опавшие ветки, шишки, проводите экологические акции.
Благодаря такой содержательной деятельности дети познакомятся с процессами, происходящими в природе, изучат живые объекты в их естественном природном окружении, получат навыки простейших исследований, смогут выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытаются решить их.
Такой маршрут экологической тропы разработали педагоги МБДОУ «Детский сад № 21 „Теремок“» г. Павлово. Тематика объектов подобрана так, чтобы дети понимали необходимость беречь и охранять природу.
На экологических экскурсиях дошкольники узнают об особенностях природы и фольклора родного города, изучают многообразие растений и насекомых, наслаждаются красотой природы. Так формируются основы экологической культуры.
В ходе совместной с детьми деятельности педагоги используют разнообразные формы, методы и приемы. Их выбор зависит от возрастной группы. Но все они обеспечивают непосредственное участие воспитанников, стимулируют их интерес, дают возможность проявить себя.
Наиболее любознательные старшие дошкольники сами выступают в роли экскурсоводов, проводят познавательные игры на лесной поляне: «Про какой грибок загадка», «Я начну, а ты продолжи» (про животных леса) и др.
В качестве примера в приложении представлен план работы на экологической тропе со старшими дошкольниками.
Предлагаем познакомиться с тем, какие занятия можно организовать с детьми на экологической тропе в летний период.