Потери мощности в цепи ротора, которые часто называют потерями скольжения, выраженные через механические координаты АД, представляют собой разность электромагнитной и полезной механической мощности, т. е.
(1)
Потери мощности в роторе, выраженные через электрические величины, определяются как
(2)
Приравняв (1) и (2), получим
(3)
Подставим в (3) значение тока: (*), получим
(3.1)
Исследовав полученную зависимость M(s) на экстремум, т. е. взяв производную dM/ds и приравняв ее нулю, обнаружим наличие двух экстремальных точек момента и скольжения:
; (4)
; (5)
причем знак «плюс» здесь относится к области скольжения s > 0, а знак «минус» - к области s < 0. Значения момента Мк и скольжения sк АД, соответствующие экстремальным точкам, получили название критических.
Если разделить выражение (4) на (5) и выполнить несложные преобразования, то можно получить другую, более компактную и удобную форму записи для построения механической характеристики
; (6)
где
Характерные точки механической характеристики следующие:
s = 0, ω=ω0, М = 0 - точка идеального холостого хода;
s = 1, ω =0, М = Мкз= Мn - точка короткого замыкания;
s = sк.д, M = Мк.д; s =-sк.г, M =-Мк.г - критические точки соответственно в двигательном и генераторном режимах;
s →± ∞, ω→± ∞, М→0 - асимптота механической характеристики, которой является ось скорости.
На рисунке 3 приведена механическая характеристика АД. Отметим, что она соответствует определенному чередованию фаз питающего
напряжения сети U1 на зажимах статора АД. При изменении порядка
чередования двух фаз АД будет иметь аналогичную механическую характеристику, расположенную симметрично относительно начала координат.
Рис. 2
В некоторых случаях при построении механической характеристики используют приближенные формулы. Если пренебречь активным сопротивлением статора, т.е. считать а = 0, выражения (6), (5) и (4) примут
соответственно вид
(7)
(8)
(9)
Если в (7) вместо текущих значений момента и скольжения
подставить их номинальные значения Мном и sном и обозначить кратность максимального момента Мк/Мном через λм, то получим формулу,
связывающую критическое и номинальное скольжения
(10)
Эта формула может использоваться для определения sк по
каталожным (паспортным) данным АД. Для серии 4А кратность ,
определяющая перегрузочную способность двигателей, лежит в пределах 1,8...2,6, соответственно критическое скольжение sк превышает
номинальное sном (при знаке «+» в (10)) примерно в 3...4 раза.
Дальнейшее упрощение (7) возможно для области малых скольжений, в которой можно пренебречь отношением s/sк. В этом случае выражение (7) примет вид
(11)
Формула (11) описывает так называемый рабочий, близкий к
линейному участок характеристики двигателя, на котором находится точка номинального режима с координатами Мном, ωном, sном.
АД может работать во всех возможных энергетических режимах,
которые определяются значением и знаком скольжения, а именно:
s = 0, ω=ω0 – режим идеального холостого хода;
s = 1, ω = 0 – режим короткого замыкания;
0<s<1, 0< ω < ω 0– двигательный режим;
s < 0, ω > ω0 – генераторный режим при работе АД параллельно с сетью (рекуперативное торможение);
s > 1, ω < 0 – генераторный режим при работе АД последовательно с сетью (торможение противовключением).
Кроме того, АД может работать в генераторном режиме независимо от сети переменного тока, который называется режимом динамического торможения. В этом режиме обмотка статора АД, отключенная от сети
переменного тока, подключена к источнику постоянного тока, а цепь
ротора замкнута накоротко или на добавочные резисторы.
Полученные формулы для механической характеристики позволяют назвать возможные способы регулирования координат АД, которое, всегда связано с получением искусственных характеристик двигателя. Из (*) следует, что регулирование (ограничение) токов в роторе и статоре в переходных режимах может быть обеспечено изменением подводимого к статору АД напряжения, а также с помощью добавочных резисторов в цепях
статора и ротора.
Формула (3.1) определяет возможные способы получения
искусственных механических характеристик, требуемых при
регулировании момента и скорости АД, а именно: изменение уровня и
частоты подводимого к двигателю напряжения; включение в цепи статора и ротора добавочных активных и реактивных резисторов; изменение числа пар полюсов магнитного поля АД. Применяются и другие способы
регулирования координат, реализуемые с помощью специальных схем включения АД, – каскадные схемы, схемы электрического вала.