Кафедра экономической теории




Минск 2004

 
 


УДК 304(476)

ББК 65.9

Б 81

 

А в т о р

Л. В. Бондарь, заместитель заведующей кафедрой экономической теории Частного института управления и предпринимательства, доцент

 

Р е ц е н з е н т

И. В. Насонова, заведующая кафедрой экономической теории
Частного института управления и предпринимательства, к.э.н., доцент

 

Бондарь Л. В.

Б 81 Совершенствование социальной политики Республики Беларусь
в условиях реформирования экономики: Учеб.-метод. пособие.– Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2004.– 19 с.

 

Приведены общие указания и рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов; раскрываются цели и направления социальной политики, способы ее реализации.

Предназначено для студентов Частного института управления и предпринимательства, изучающих курс «Макроэкономика».

 

УДК 304(476)

ББК 65.9

© Бондарь Л. В., 2004

© Частный институт управления и предпринимательства, 2004

 
 


I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение самостоятельной работы – одна из форм индивидуального изучения курса «Макроэкономика» по теме «Социальная политика государства».

Цель выполнения работы – приобретение навыков самостоятельного анализа важнейших проблем социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь на основе изучения сущности и основных направлений социальной политики и практического опыта, накопленного
в нашей республике в области социальной защиты населения.

Выполнению самостоятельной работы должна предшествовать предварительная проработка всех основных вопросов вышеназванной темы. Предполагается, что студенты одновременно с изучением теоретических и практических основ избранной темы будут работать над важнейшими государственными документами, статистической информацией (сборниками Госкомстата и Национального банка), законодательными актами, регулирующими процессы рыночных преобразований в республике.

Самостоятельная работа должна включать изучение представленного в учебном пособии теоретического материала по теме, а также подготовку и написание одного текстового вопроса (реферата) по представленной ниже тематике.

Номера и содержание вопросов для каждого студента в отдельности приведены в таблице.

 

Таблица

Указатель вопросов самостоятельной работы (реферата)

Начальная буква фамилии студента Номер вопроса Начальная буква фамилии студента Номер вопроса
А   П  
Б   Р  
В   С  
Г   Т  
Д   У  
Е   Ф  
Ж   Х  
З   Ц  
И   Ч  
К   Ш  
Л   Щ  
М   Э  
Н   Ю  
О   Я  

Каждый вопрос должен иметь соответствующую структуру и включать:

1) краткое введение, содержащее цели и задачи исследования, обоснование актуальности темы;

2) теоретическую часть;

3) анализ исследуемого вопроса с привлечением статистического материала Республики Беларусь;

4) анализ опыта постсоциалистических стран;

5) заключение, которое должно содержать самостоятельные выводы и предложения;

6) список используемой литературы.

Общий объем самостоятельной работы должен составлять 10–15 страниц компьютерного или машинописного текста (формат А4), включая таблицы, графики, схемы, диаграммы.

В тексте работы необходимы ссылки на используемые источники,
с указанием авторов, названий работ, года и места издания, страниц.

План работы студента над избранной темой

1. Подбор материала:

– посещение библиотеки;

– просмотр информационных программ.

2. Изучение учебной литературы и представленного в данной работе текста.

3. Изучение научных работ.

4. Изучение статистических показателей, опросов, данных анкет.

5. Изучение законов и нормативных актов по теме.

6. Изучение статей, материалов периодической печати.

7. Формирование последовательности освещения вопросов темы.

8. Оформление самостоятельной работы в виде реферата.

Лучшая работа студента может быть представлена на конкурс или студенческую конференцию.

Подготовленная работа студента может быть защищена на семинарском занятии или коллоквиуме.

На титульном листе работы указываются следующие данные:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»

Кафедра экономической теории

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По теме:

Студент(ка)

Группа

Специальность

Минск 200___ г.

II. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, обеспечения роста его благосостояния и системы социальных гарантий.
В любом обществе общей конечной целью производства является удовлетворение конкретных потребностей людей.

В связи с тем, что в Республике Беларусь намечен переход к социально ориентированной рыночной экономике, то одной из важнейших задач является выработка эффективной социальной политики.

Основная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед многодетными семьями, пенсионерами, инвалидами и другим нетрудоспособным населением. Достижение поставленной цели будет обеспечиваться решением следующих основных стратегических задач:

– созданием экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развитием предприимчивости и проявлением деловой инициативы трудоспособного населения;

– нормализацией и улучшением демографической ситуации, снижением смертности населения, особенно детской;

– обеспечением эффективной занятости населения, повышением конкурентоспособности рабочей силы;

– достижением улучшения материального положения и условий жизни населения;

– гарантиями конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, культуры, обеспечением жильем.

В современных условиях ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого потенциала человека, то есть это означает, что человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Данное утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений совершенствования социальной политики, в качестве которых выступают:

1) политика в области занятости населения;

2) регулирование доходов;

3) обеспечение социальной защиты и другие.

Реализация политики в области занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест с учетом демографической ситуации, разработке программ занятости инвалидов и борьбы
с безработицей.

Регулирование доходов населения связано с поддержкой беднейших слоев населения, формированием системы социальной защиты.

Обеспечение социальной защиты определяется тем, что государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения
и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Реализация перечисленных направлений социальной политики будет способствовать уменьшению разрыва в удовлетворении потребностей населения и уровне доходов, создаст условия для достижения такого уровня благосостояния, при котором каждый человек может реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Государство в настоящее время обеспечивает определенный уровень материального благосостояния населения. Это находит свое отражение
в увеличении доходов малоимущих слоев населения, создании системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже минимальной заработной платы (МЗП); представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Возникает вопрос о пределах участия государства в решении социальных вопросов. Так, размеры социальных выплат должны согласовываться с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то такое перераспределение ведет к инфляционному повышению номинальных доходов, что не способствует росту благосостояния населения. Поэтому границы участия государства в реализации социальной политики определяются, прежде всего, состоянием экономики. Причем при определении объемов и сроков социальных выплат необходимо учитывать возможные негативные последствия. Например, при социальной помощи безработным важно установить такой объем пособий
и сроки их выплаты, чтобы люди не теряли стимулов к поиску рабочих мест.

Государство стремится сделать социальную политику эффективной, не допустить инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.

Социальная политика базируется на следующих принципах:

– всеобщности в сочетании с дифференцированным подходом к различным социально-демографическим слоям и группам населения;

– гибкости системы социальных гарантий;

– наличии ресурсного обеспечения.

Студентам необходимо видеть два подхода к сущности социальной политики государства:

– рыночный;

– социальный.

Рыночный подход предусматривает обязанность государства только лишь создавать условия каждому члену общества для проявления экономической активности и получения дохода, что не позволит населению опуститься ниже черты бедности.

Рыночный подход означает, что рыночное распределение дохода осуществляется на основе конкурентного механизма спроса и предложения и приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора производства (труда, капитала, земли и предпринимательских способностей) происходит в соответствии с его предельным продуктом. Этот принцип известен нам из курса «Микроэкономики» (максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт переменного фактора в денежной форме равен цене этого фактора: MRPL = W; MRPK = RK; MRPT = RT).

Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в реальности можно наблюдать значительное неравенство в их распределении.

Социальный подход говорит о гарантировании государством каждому члену общества дохода, позволяющего удовлетворять общественно значимые потребности.

Социальный подход должен означать справедливое распределение дохода. Однако в рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение дохода справедливо, просто не существует.

Позитивная экономическая теория утверждает, что справедливым можно было бы считать распределение, соответствующее двум условиям: во-первых, оно должно быть равноправным; во-вторых, оно должно быть эффективным по Парето. (В. Парето – итальянский экономист и социолог, сформулировавший закон распределения доходов.)

Однако такое состояние экономического развития общества соответствует его потенциальному уровню. Поэтому в реальной экономике социальная справедливость – это проблема приемлемой степени неравенства
в распределении доходов.

Основными критериями обоих подходов в реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся:

– удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте (ВВП) и национальном доходе (НД);

– абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения;

– уровень занятости трудоспособного населения;

– условия труда и производства;

– состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;

– уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;

– состояние экологической среды обитания людей и др.

Социальная политика государства реализуется посредством двух способов:

– социальных гарантий;

– социальной защиты.

Социальные гарантии – это система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению необходимых потребностей. Они включают:

– общедоступность и бесплатность образования;

– гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

– гарантию недопустимости принудительного труда;

– гарантию минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности и др.

Социальная защита населения – это меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

В Беларуси социальная защита означает:

– воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

– создание условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

– обеспечение процесса трудовой и предпринимательской деятельности;

– создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными.

Система социальной защиты в Беларуси состоит в основном из двух направлений:

Программы социального страхования. Возмещают потери заработков с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов. Пенсии, оплата по больничному листу и пособие по безработице считаются заработным правом и не несут отпечатка благотворительности.

Программы государственной социальной помощи. Предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Финансирование этих программ осуществляется за счет общих налоговых поступлений.

Целью социальной защиты в среднесрочной перспективе в Республике Беларусь является недопущение снижения жизненного уровня населения, и, прежде всего, наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей). Меры социальной защиты направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования
и прочих социально слабыми, малообеспеченными слоями населения.
В категорию малообеспеченных попадают лица с уменьшающимися доходами или полностью их теряющие в результате ухудшения состояния здоровья и инвалидности, рождения детей или старости, потери работы или кормильцев и другие.

Основные направления и задачи социальной защиты в Республике Беларусь предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту [11, с. 46].

В этих целях в Беларуси предполагается:

– обеспечение финансирования социальных программ за счет республиканского и местных бюджетов, а также негосударственных финансовых институтов;

– совершенствование пенсионного обеспечения;

– более широкое использование социального страхования и страховых выплат в сфере социальной защиты населения;

– проведение политики, ориентированной на повышение реальных денежных доходов населения;

– социальное страхование на случай потери работы, временной или постоянной нетрудоспособности [11, с. 46].

В Беларуси основную тяжесть по социальной защите несет государство, которое оказывает помощь наименее социально защищенным группам населения. Эта помощь идет по линии государственного страхования (выплата пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца и прочее). Она охватывает более широкую категорию нуждающихся людей, таких как престарелые, слепые, многодетные семьи, студенты. Эта помощь включает не только денежные пособия, но и материальную помощь, школьные завтраки и обеды, специальное питание беременным женщинам и грудным детям и прочее.

Для нетрудоспособной части населения правительством Республики Беларусь предусмотрены гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования и бюджетных средств.

В основу реформирования системы социальной поддержки граждан положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума.

В настоящее время в Республике Беларусь проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению [11, с. 47]. Особое внимание уделяется разработке научно обоснованных подходов, требований к объему и качеству оказываемых населению социальных услуг, социальной помощи, порядку и условиям их оказания. В этих целях в ряде регионов реализованы «пилотные» программы по оказанию адресной социальной помощи, с учетом результатов которых будет разработана и распространена типовая методика для использования на всей территории страны.

Расширится ресурсное обеспечение программ адресной помощи за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования и бюджетных дотаций производителям товаров и услуг, а также отмены социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан. В связи с этим в среднесрочной перспективе в Республике Беларусь предполагается:

– упорядочить систему пособий, выплат и льгот;

– законодательно закрепить право на получение социальной помощи;

– постепенно заменить большинство льгот, предоставляемых различным категориям населения, адресными формами социальной помощи;

– провести некоторые виды льгот, установленных отдельным категориям граждан в натуральной форме, в форму денежных выплат.

При этом будут сохранены льготы для групп населения, имеющих особый статус в соответствии с законодательством (инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, жертвы политических репрессий и другие).

В целях повышения эффективности адресной социальной помощи предусматривается постепенная ликвидация неэффективных пособий и льгот с целью перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. На решение данных задач направлены Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000–2005 гг., а также мероприятия по ее реализации [11, с. 47].

В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи
и стабилизации рождаемости в республике намечается:

– совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

– развитие социального обслуживания семьи;

содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;

– совершенствование налоговой политики в интересах семьи;

– проведение ежегодного мониторинга социально-экономического потенциала семьи.

Размеры пособий будут увеличиваться в зависимости от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.

Молодежная политика в Беларуси направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики, воспитание патриотизма
и добросовестного отношения к труду.

В перспективе, как и сегодня, эта поддержка будет состоять в первую очередь в предоставлении каждому молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи стало повышение уже в 2001–2002 гг. в два раза стипендий, а к 2005 г. размер стипендий будет составлять 25–30% от средней заработной платы по стране [11, с. 48]. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.

Продолжается работа по реформированию пенсионной системы республики на основе рационального сочетания государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования.
В этих целях предстоит ввести индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов в системе государственного социального страхования, а уровень пенсионного обеспечения привести в соответствие
с бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе – с минимальным потребительским бюджетом. Особое внимание будет уделено совершенствованию механизма расчета пенсий в зависимости от периода и объема уплаченных взносов на пенсионное страхование.

Необходимо подготовить и принять ряд законопроектов по вопросам пенсионного страхования и обеспечения: «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь», «О государственном пенсионном страховании» и других, а также законодательство об общих началах и механизмах организации профессиональных пенсионных систем и принципах их взаимодействия с государственным пенсионным страхованием [11, с. 48].

Соотношение среднего размера пенсии по возрасту и величины минимального потребительского бюджета в Беларуси составило в 2003 г. 72%. Экономические затраты на социальные программы, за исключением здравоохранения и образования, составляют сегодня около 14% ВВП [9, с. 1].

С января 2001 г. в Республике Беларусь начала осуществляться выплата адресной социальной помощи. Основным принципом данной программы является установление гарантированных норм, по которым семья или гражданин имеют право на получение адресной помощи. Уже за 9 месяцев 2002 г. в органы социальной защиты населения за помощью обратились
42 тыс. семей. Адресная помощь назначена 36 тыс. многодетных и неполноценных семей [11, с. 48]. В последнее время в общем объеме социальной помощи увеличилась доля оказываемых социальных услуг престарелым
и инвалидам. В республике функционируют 46 центров социального обслуживания населения. Количество занятых социальных работников составляет 24 тыс. человек. Такая малообеспеченная категория, как престарелые, пенсионеры, которые составляют четверть населения республики
(92 тыс. человек), обслуживаются на дому, что обходится государству
в 20 раз дешевле, чем их нахождение в стационарных учреждениях.

Большой проблемой по-прежнему остается выплата пособий на
детей. И несмотря на то, что за последние годы их размер увеличился
в 4 раза, сумма остается незначительной. В будущем году на детские пособия предусмотрено только 173 млрд. рублей.

Существующий механизм оказания адресной социальной помощи имеет ряд недостатков и нуждается в доработке. Поэтому разработанная
в рамках реализации Гранта правительства Беларуси и Всемирного банка
и одобренная Совмином Концепция формирования единой программы адресной социальной помощи предусматривает создание принципиально новых механизмов оценки нуждаемости и оказания помощи.

Образовались позитивные тенденции в развитии образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма. Они выразились в дальнейшем повышении образовательного уровня населения, сокращении детской и материнской смертности, посильной государственной поддержке учреждений культуры и ее кадрового потенциала. У населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха. Однако медленно укрепляется материально-техни-ческая база, особенно районных и сельских учреждений социальной сферы, сохраняется тенденция снижения темпов строительства объектов социально-культурного назначения.

В сложном финансовом положении находятся медицинские учреждения, растет их задолженность за медикаменты. Обучение в общеобразовательных школах проводится в двухсменном и трехсменном режиме, слаба их оснащенность учебно-наглядными пособиями, компьютерной техникой (53%), оздоровительными и физкультурными залами (60%) [3, с. 25]. Не хватает также средств для улучшения комплектования библиотек, музейных экспозиций. Продолжается рост стоимости платных услуг. Подорожали услуги культуры, в результате чего снизился интерес к ее массовым видам. Недоступными оказались для большинства населения и платные медицинские услуги.

 

 

III. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами
и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг (12 групп) характеристик условий жизни:

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия.

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

Для оценки исчисления уровня жизни используют:

– информационные показатели;

– национальный доход;

– валовой внутренний продукт на душу населения с учетом среднегодовых коэффициентов их роста.

Денежные доходы населения являются главным индикатором уровня жизни населения. Уровень и структура денежных доходов населения, их распределение предопределяют социальную стабильность в обществе. В то же время они могут нести в себе определенный заряд социальной напряженности. К причинам такой напряженности относят: низкий уровень реальных денежных доходов, включая заработную плату; бедность населения; высокую дифференциацию доходов различных социальных групп;
задержку с выплатой заработной платы. В нынешней социально-эконо-мической ситуации повышение реальных денежных доходов страны – это глобальная проблема, причем не только социальная, но и политическая.

«Повестка дня» на XXI век рассматривает повышение уровня жизни населения как доминирующую цель устойчивого развития. В связи с этим социально-экономические индикаторы, характеризующие уровень жизни населения, носят задающий характер, что определяет направленность развития экономики Республики Беларусь на повышение благосостояния населения.

Социальная политика государства в период 1996–2003 гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума (БПМ); уменьшить дифференциацию доходов различных групп населения и масштабы бедности.

В соответствии с целевой установкой Президента Республики Беларусь происходит постепенный, хотя и недостаточный рост заработной платы как основного источника формирования приемлемого уровня денежных доходов населения. В 2003 г. денежные доходы, полученные населением, составили 17682,4 млрд. руб. и по сравнению с 2002 г. возросли на 32,6% при росте потребительских цен на 29%.

Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе – сентябре 2003 г. по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. увеличились на 2,8%, а реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) –
на 2% [16, с. 6].

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, уровень жизни населения в республике остается низким и сопровождается бедностью. На основе анализа величины и структуры расходов низкодоходных групп населения рассчитываются бюджет минимума, минимальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность напрямую связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению. В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении старого определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе «потребительских корзин», дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимума поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно-приемлемых условий существования; на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономи-ческих факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен. Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления
и доли затрат на питание в семейных бюджетах.

Бюджет прожиточного минимума в Республике Беларусь в ценах октября 2003 г. в среднем на душу населения составил 110,9 тыс. рублей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) на одного члена семьи из четырех человек в октябре 2003 г. (по расчетам Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь) составил 178,1 тыс. руб.

Начисленная средняя заработная плата работников в народном хозяйстве Беларуси в 2003 г. составила 281,3 тыс. руб.

Номинальная величина зарплаты в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилась на 3,3%, а реальная зарплата – на 1,4%.

Соотношение средней заработной платы в республике и минимального потребительского бюджета в 2003 г. составил 157,8%, а по отношению к бюджету прожиточного минимума зарплата составила 253,6%.

Несмотря на рост, средняя заработная плата не обеспечивает расширенного воспроизводства рабочей силы для большинства населения. Заработная плата фактически перестала выполнять свою стимулирующую
и социальную функции.

Кроме того, с точки зрения социальной справедливости, является
недопустимым нарушение связи между количеством и качеством труда
и благосостоянием, уровнем заработной платы и пенсиями. Сформировался экономически необоснованный, крайне низкий уровень государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда: минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

Даже многократные повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда за последние годы практически не меняют ситуацию с уровнем минимальных гарантий в оплате труда относительно величины прожиточного минимума.

По-прежнему острой остается проблема низкой заработной платы
в важнейших социальных отраслях бюджетной сферы. В здравоохранении средняя зарплата в 2003 г. составила 79,6% от уровня зарплаты в промышленности, в образовании – 77,8%, культуре и искусстве – 71,6%.

Самая низкая заработная плата оказалась у работников сельского хозяйства. В сельском хозяйстве в 2003 г. соотношение средней заработной платы (149,3 тыс. руб.) со среднереспубликанским уровнем составляло 53%. Третья часть работников отрасли получает заработную плату ниже бюджета прожиточного минимума.

Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без анализа уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть населения страны. Это одна из самых острых социальных проблем. Основная ее суть – низкие размеры пенсий, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов и вместе с тем недостаточность средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.

Политика в области пенсионного обеспечения в Беларуси направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработка в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.

За 1996–2000 гг. средний размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличился в 1,6 раза (ежегодный прирост составил 9,9%), в 2001 г. – в 1,35. Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен.

Средний размер пенсии в 1996–2000 гг. не превышал прожиточного минимума в среднем на душу населения и составлял около 80% его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 2000 г. составило 40,9% (в 1995 – 42,9%). В сравнении с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения 60–70%, это низкий уровень.

В 2000 г. пенсии повышались более высокими темпами, чем заработная плата и пособия на детей. В результате доля малообеспеченных семей, имеющих детей, оказалась выше других социально-демографических типов семей. Средний размер пенсий в 2003 г. составлял 113,9 тыс. руб. (69% от величины МПБ). Реальный размер назначенной месячной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен) в 2003 г. по сравнению с 2002 г. уменьшился на 2% [16, с. 8].

Оценка экономического положения семей, воспитывающих детей, показывает, что одной из острейших проблем является снижение их жизненного уровня. За период реформ именно семьи с детьми заметно пополнили число бедных. Причем в числе бедных оказались не только те семьи, чье благосостояние в прошлом находилось ниже черты бедности, но и значительная часть работающего населения, до недавнего времени относящегося к среднедоходному слою. В целом в 2003 г. численность семей с доходами ниже прожиточного минимума составила 26%.

Пособия на детей, являющиеся основной формой денежной помощи семьям, в общей сумме доходов домашних хозяйств занимают незначительное место (около 3%). Размер пособий существенно ниже реальных затрат на содержание и воспитание детей и составляет примерно 50% от БПМ детям до трех лет и около 20% – детям 3–16(18) лет. При этом следует учитывать, что система распределительных отношений в стране не обеспечивает достаточный материальный уровень семьям через трудовые доходы.

Общее состояние материального обеспечения семей характеризуется отношением имеющихся доходов к прожиточному минимуму. Практически действующая сегодня величина прожиточного минимума в состоянии обеспечить поддержание жизни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: