Назначение централизованной циркуляционной системы жидкой смазки
На предприятиях черной и цветной металлургии применяются следующие циркуляционные системы жидкой смазки:
1) индивидуальные циркуляционные системы;
2) централизованные системы.
Индивидуальные циркуляционные системы применяются преимущественно для обслуживания отдельных машин, потребляющих 50-Д 50 л масла в минуту. В этих системах масло под давлением подается насосом из маслосборника к узлам трения, стекает в картер машины и далее самотеком поступает в маслосборник. При необходимости масло может быть профильтровано и охлаждено (или подогрето).
Для подачи смазки к нескольким машинам, потребляющим масло одного сорта, применяются централизованные циркуляционные системы полуавтоматического и автоматического действия. Наиболее крупные и совершенные системы жидкой смазки применяются в прокатном производстве, имеют значительное количество смазываемых точек и достаточно сложное устройство и оборудование. Они снабжены всеми необходимыми предохранительными, очистными, контролирующими устройствами и приборами.
Особенностью использования систем является многократное использование масла благодаря непрерывной циркуляции.
Устройство и работа лабораторной установки
Началом циркуляционной системы жидкой смазки (рис. 2) является резервуар для масла 1, откуда по маслопроводу всасывания (с пробковым краном) 2 масло поступает в шестеренный насос 3. Приводимый во вращение электродвигателем, насос нагнетает масло в напорную сеть через обратный клапан 16. Масло очищается в пластинчатом фильтре 5. Величина потери давления масла (сопротивление фильтра) определяется как разность показаний двух манометров общего назначения 7, установленных до и после фильтра. Для возможности временной работы системы без фильтра (чистка, ремонт, замена фильтра) в схеме предусмотрена обводная напорная линия, перекрываемая пробковым краном 15, а перед и за фильтром установлены пробковые краны 4 и б.
Заданное постоянное давление в системе поддерживает предохранительный клапан 11. Он также предохраняет систему от перегрузок из-за повышения давления, открывая своим переливным золотником проход масла в резервуар по переливному маслопроводу 1О.
Объектом смазки является одноступенчатый цилиндрический редуктор 13, на узлы которого масло подается из напорной сети через визуальные указатели подачи масла 14. Величина подачи масла регулируется запорной иглой. Наличие подачи масла и её величина наблюдается через смотровые окна. Для выпуска воздуха из внутренней полости корпуса предусмотрен воздушный кран.
Из корпуса редуктора масло самотеком сливается по трубопроводу отработанного масла с пробковым краном 12. На резервуаре для масла установлены электроконтактный манометр 8 и термометр сигнализирующий (электроконтактный) 9, служащие для контроля работы и автоматического управления системой.
Резервуар 1 сварен из стальных листов и служит для заливки свежего и сбора отработанного в узлах трения масла. Внутри резервуара имеется перегородка, разделяющая его на две камеры. Такая конструкция и соответствующий выбор мест врезки сливных и всасывающих маслопроводов способствуют использованию резервуара для отстаивания масла от воды и механических примесей. Сверху резервуар имеет смотровое окно, закрытое оргстеклом. Резервуар и остальное оборудование системы смонтировано на специальном столе, по периметру которого приварено обрамление для сбора случайных утечек масла.
Предохранительный клапан типа Г52-1 с переливным золотником в своем корпусе заключает переливной золотник, шариковый клапан и две пружины. Сравнительно слабая пружина переливного золотника постоянно стремится сдвинуть золотник в нижнее положение. В самом золотнике по центру сделано сквозное демпферное отверстие, через которое масло проходит под золотник, выравнивая давление. Далее масло проходит под шариковый клапан, прижимаемый к седлу регулируемой пружиной.
Пока давление масла, действующее на шарик, не превышает величины усилия регулировки пружины шарикового клапана, шарик остается прижатым к седлу, переливной золотник - в нижнем положении, проход масла из напорной сети по переливному маслопроводу 10 в резервуар 1 остается закрытым, масло с заданным давлением подается к объекту смазки.
При увеличении давления масла, больше заданного оно отожмет шариковый клапан, через него небольшое количество масла будет идти на слив в резервуар. В результате нарушения равновесия над и под золотником давление масла приподнимает золотник, и часть масла из напорной сети пойдет на слив. Этим будет поддерживаться постоянное давление.
Демпферное отверстие в переливном золотнике обеспечивает работу предохранительного клапана без шума и вибрации. Ступенчатая форма дает необходимую чувствительность переливного золотника. Давление в системе регулируется нажимным винтом пружины шарикового клапана: при вращении винта по часовой стрелке давление в системе поднимается, при вращении против часовой стрелки - падает. Основная характеристика системы представлена в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п | Характеристики системы | Показатели |
1 | 3 | |
Вместимость резервуара, я | ||
Тип насоса | шестеренный ВГ11-11А | |
Производительность, л/мин. | ||
Рабочее давление, МПа | 0,5 | |
Частота вращения, мин-1 | ||
Объёмный КПД, % | ||
Приводной электродвигатель насоса: • тип • мощность, кВт | ДПТ-21/4-62 0,27 | |
Тип обратного клапана | шариковый Г51-23 | |
Тип фильтра | однопатронный пластинчатый Г41-21 | |
Тип кранов | муфтовый сальниковый пробковый Ру=1 МПа | |
Предохранительный клапан, тип | с переливным золотником Г52-12 | |
Расход масла, л/мин.: • наибольший | ||
• наименьший | ||
Рабочее давление, МПа • наибольшее | 5,0 | |
• наименьшее | 0,3 | |
Тип указателя течения масла | ШАЛО | |
Электроконтактный манометр | ЭКМ-1У | |
Пределы измерения давления, МПа | 0-2,5 | |
Электроконтактный термометр | ЭКТ-1 | |
Пределы измерений, °С | 0-100 |