Диалектический материализм Ф.Энгельса и исторический материализм К.Маркса.




Лекция 7. Неклассическая философия XIX – начало XX вв.

  1. Философия позитивизма.

Диалектический материализм Ф.Энгельса и исторический материализм К.Маркса.

Философия жизни Ницше

Философия позитивизма.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, оформившееся в тридцатых годах XIX столетия и существующее до наших дней. Термин "позитивизм" введен одним из основателей этого направления, французским философом и социологом О.Контом (1798-1857) и означает, что только наука дает истинное знание и оно должно быть позитивным, то есть положительным, проверенным на опыте. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел четыре основные стадии:

1. начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.;

2. эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX века;

3. неопозитивизм, или логический позитивизм,

4. постпозитивизм – Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос.

По мнению О.Конта позитивизм означает, что необходимо строить человеческое познание только на фактах, т.е. положительном, доказуемом и ли позитивном знании. Следовательно, философия должна быть упразднена в качестве «царицы наук», но она может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Диалектический материализм Ф.Энгельса и исторический материализм К.Маркса.

Диалектический материализм утверждает, что материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее, нет, а все бесконечное многообразие мира – это различные формы материи, которая несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, то есть обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. Неотъемлемым свойством материи с точки зрения диалектического материализма является движение, а вернее – не столько свойством, сколько способом существования: материя существует только в вечном движении, изменении, развитии. Как видим, движение в данном случае понимается не только в механическом смысле (как перемещение из точки в точку), а гораздо шире.

Маркс рассматривает главным образом исторический процесс и действия в нем человека. Человек выступает не как духовное существо и не как специфический природный феномен, а как субъект исторического дейст­вия. Он активен и практичен. Человек являет собой сложное единение природного и социального, полученного от предков и приобретенного самостоятельно, физического и духовного. Процесс его возникновения и развития объективен, и поэтому человек есть высшее достижение в организации материи.

Общество же развивается по строгим историческим законам, основанием которых является способ производства. Общество представляет собой единство двух компонентов: экономического базиса, который является основанием социальных отношений, и идеологической надстройки, которая развивается в процессе развития производительных сил. С изменениями экономичекого базиса и способа производства изменяется и идеологическая надстройка, то есть все ценности, политические установки, философские взгляды, которые существуют в обществе. Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности):

1) первичная формация (архаические доклассовые общества), которые основаны на натуральном хозяйстве;

2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства;

3) коммунистическая формация.

Смена формаций происходит скачкообразно, т.е. через революцию и образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

 

4. Философия жизни Ф.Ницше 1846-1935

1. Воля к власти - это воля к силе, могуществу, воля к полноценной, мощной, яростной жизни, как стремление сбыться, воплотить, реализовать себя наиболее полно. Воля к жизни (или к власти) - это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять.

Из этого следует, что надо встать по ту сторону добра и зла, то есть - пересмотреть и переоценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть только одно правило или закон - сила: если ты силен - делай все, что хочешь, а если слаб - уйди с дороги и уступи жизненное пространство сильному. Если силен - беззастенчиво съешь любого себе подобного, а если слаб - пеняй на себя и не стони, если кто-то станет поедать тебя.

Таким образом, рождается тезис: «Бог умер», т.е. человеку не на кого больше надеяться кроме самого себя, христианская религия привела к банкротству всех жизненных ценностей, она породила слабого и серого человека, который может находиться лишь в стаде. Первым и последним христианином был Христос. Когда утверждается, что Бог умер, то вся ответственность ложиться только на человека. Под нигилизмом Ницше понимает полностью лишенное иллюзий представление о мире. Идея сверхчеловека - центральная в философии Ницше. Сверхчеловек, тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, тот, кто свободен во всем. "Сверхчеловек - смысл земли". Человек же является тем, что должно быть преодолено. Сверхчеловек способен полагать свою собственную цель в этот мир благодаря своей воли к власти. Он противостоит людям, которых Ницше называет «последним человеком», тем, кто слаб и подчиняется лишь одному закону «Ты должен!». Чтобы стать сверхчеловеком человеческий дух должен пройти три этапа:

1. Верблюд – безропотно дает навьючивать себя всем, что существует в культуре. Собирает в себе все культурные ценности.

2. Лев – обладает храбростью, но не свободой творения, он впервые может сказать: «Я хочу!».

3. Ребенок – его чистота позволяет творить ему новое ранее еще не бывшее в мире, новую ценность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: