Задания
Для дистанционного обучения группы НО-18 по предмету «Основы педагогического мастерство»
Лекционный материал
· Тема: Культура речи педагога
План занятий
1. Техника речи в профессиональной подготовке преподавателя.
2. Речь и коммуникативное поведение педагога.
3. Формы и качества педагогической речи.
4. Функции педагогической речи.
5. Особенности речи педагога.
6. Пути совершенствования речи будущего педагога.
Речь и коммуникативное поведение педагога. Формы и качества педагогической речи. Функции педагогической речи. Особенности речи педагога. Пути совершенствования речи будущего педагога.
Литература, рекомендуемая для изучения темы
· Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.
· Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
· Радугин А.А. педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
· Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной деятельности учителя. – М., 2001.
Тема: Искусство устного и публичного выступления
План занятий
Основы ораторского искусства.
Оратор и его речь
Ораторское искусство.
Основы ораторского искусства. Оратор и его речь. «Грустные» факты. Ораторское искусство педагога. Методика публичного выступления.
Литература, рекомендуемая для изучения темы
· Введение в специальность: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Л.И. Рувинский, В.А. Как-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
· Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.
|
· Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, Н.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М., 2002.
· Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
Тема: Организация педагогического взаимодействия
План занятий
1.Культура общения преподавателя и студента (учащегося).
2.Культура в педагогической деятельности.
3.Убеждение и внушение в педагогическом процессе.
4.Техника убеждения.
5.Техника внушения.
Культура общения преподавателя и студента (учащегося). Культура в педагогической деятельности. Убеждение и внушение в педагогическом процессе. Техника убеждения и внушения. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.
Литература, рекомендуемая для изучения темы
· Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие. – Ростов-на -Дону, 2002.
· Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
· Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / в.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – м., 1998.
Тема: Педагогическое разрешение конфликтов
План занятий
1. Психологический климат педагогического и ученического коллективов.
2. Предупреждение конфликтов.
3. Разрешение конфликтов.
4. Роль педагогав разрешении конфликтов между участниками образовательного процесса.
|
Конфликт. Разрешение педагогических конфликтов. Роль и место педагога в предупреждении и разрешении конфликтов между участниками образовательного процесса.
Литература, рекомендуемая для изучения темы
· Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998.
· Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, Н.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М., 2002.
· Дмитриев А.В. Конфликтология. Учеб. пособие. – М., 2002
Задания для практической работы
Творческая работа « Каких высот я планирую достигнуть в будущей педагогической деятельности»
Тема: Конфликты – как психолого -педагогическая проблема в деятельности педагога
Тема: Педагогическое мастерство и авторитет учителя начальных классов
Тема: Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса
Задания для самостоятельной работы
Тема: Педагогическое мастерство и авторитет педагога. | Разработка критериев на определение индивидуально-типологических свойств личности учителя начальных классов. Подготовка проектов личных портфолио |
Тема: Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса | Провести психолого-педагогический анализ и оценку эффективности педагогического процесса и отдельных его элементов (анализ организации занятия, игры, трудовой деятельности). Составление психологического портрета учителя начальной школы |
Вопросы к зачету
|
№ п/п | Вопросы |
Сущность и структура педагогического мастерства учителя начальных классов | |
Авторитет учителя. Профессионально значимые качества личности учителя начальных классов | |
Требования ФГОС начального общего образования к профессиональным качествам современного учителя начальных классов | |
Педагогическая ситуация | |
Педагогическая задача | |
Педагогическое мастерство А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского | |
Самопознание – начальный этап самовоспитания | |
Основные этапы и средства самовоспитания. | |
Саморегуляция эмоционального состояния. | |
Профессиональные требования к технике речи учителя начальных классов | |
Техника речи. Голосообразование | |
1 2 | Средства выразительности речи учителя начальных классов |
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога. | |
Структура педагогической техники. Характеристика её составляющих. | |
Внешний вид педагога, его педагогическая целесообразность | |
Выразительный показ своих чувств и отношений через жесты и другие невербальные средства. | |
Эстетическая выразительность внешнего вида учителя начальных классов | |
Актерское мастерство учителя начальных классов | |
Система К.С. Станиславского в педагогических ситуациях | |
Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогическом процессе начальной школы | |
Общее и отличное в театральной и педагогической деятельности. | |
Игра в педагогическом процессе. Действие – основной метод педагогического и актерского искусства | |
Принцип активности и действия в работе учителя начальных классов | |
Творческое самочувствие педагога начальной школы | |
Убеждение в педагогическом процессе | |
Условие эффективности убеждающего воздействия на обучающихся начальных классов | |
Внушение в педагогическом процессе | |
Взаимосвязь внушения и убеждения в младшем школьном возрасте | |
Формы педагогического внушения и условия его эффективности. | |
Социально-перцептивные способности учителя начальных классов | |
Наблюдательность и внимание педагога начальной школы | |
Творческое воображение педагога начальной школы | |
Эмпатия и рефлексия учителя начальных классов | |
Педагогическое общение. Особенности педагогического общения в начальной школе | |
Коммуникативные умения учителя начальных классов | |
Стили и уровни педагогического общения | |
Приспособления и пристройка в общении | |
Баръеры в общении и их преодоление. | |
Особенности общения учителя с обучающимися разных возрастов | |
Педагогический такт учителя начальных классов | |
Создание на уроке в начальной школе благоприятной психолого-эмоциональной атмосферы | |
Создание на уроке в начальной школе благоприятной психолого-эмоциональной атмосферы | |
Критерии оценивания педагогического мастерства учителя начальных классов | |
Профессионально-педагогические особенности внимания учителя начальных классов | |
Коммуникативные способности педагога начальной школы | |
Мастерство педагогической беседы в начальной школе |