Лекция 26. Физиологические основы спортивного отбора и ориентации
1. Основные понятия спортивного отбора.
2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
3. Критические и сенситивные периоды.
4. Критерии, методы, задачи и этапы спортивного отбора
Основные понятия спортивного отбора
Неадекватный выбор спортивной специализации или стиля соревновательной деятельности, как показывают современные исследования, резко замедляет рост спортивного мастерства и ограничивает уровень спортивных достижений, а также является фактором риска для здоровья спортсмена.
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одарённых детей и подростков, их спортивная ориентация.
1. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длинный многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.
На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма и состояние здоровья спортсмена.
|
С помощью психологических методов определяются способности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Социалогические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
2. Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определённом виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которого производится выбор наиболее подходящего для него вида спортивной деятельности.
Таким образом, спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов, а спортивная ориентация – определять стратегию и тактику этой подготовки в системе обучения и тренировки.
3. Спортивные способности – это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определённой деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение.
В спорте имеют значение как:
- общие способности (обеспечивающие относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и
|
- специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта).
Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью и консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего на те, относительно мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.
Наследственность заключается в способности живых организмов передавать свои признаки следующим поколениям. В противоположность этому, изменчивость связана со способностью изменения наследственных задатков и их проявлений в процессе развития организмов.
Совокупность всех наследственных задатков называется г енотипом, а совокупность всех признаков организма - фенотипом.
Расшифровка структуры генома показала: небольшие изменения внутри генов приводят к огромным внешним различиям. Мутация (вариация) в одном гене способна повлиять на такие качества, как быстрота, сила и выносливость.
Существует научная дисциплина – генетика физической активности (спортивная генетика), которая изучает закономерности наследования моторного поведения человека.
Спортивная генетика позволяет прогнозировать индивидуальные достижения спортсмена:
а) определять возможный спортивный результат в тех случаях, когда конкретная двигательная способность наследственно ослаблена, наследственно нормальна или наследственно превосходна в развитии;
|
б) определять предрасположенность к конкретному виду двигательной деятельности еще в раннем возрасте по генетическим маркерам;
в) осуществлять помощь в повышении роста спортивных показателей и в профилактике различных заболеваний за счет оптимизации и коррекции тренировочного процесса.
Наибольшая наследственная обусловленность выявлена для морфологических показателей организма человека, меньшая — для физиологических параметров и наименьшая - для психологических признаков.
Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров: аэробные и анаэробные возможности, процент быстрых и медленных волокон в мышцах, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, систолический и минутный объем крови в покое, частота сердцебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких и жизненный показатель (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе, парциальное давление О2 и СО2 в альвеолярном воздухе и крови, содержание холестерина в крови, скорость оседания эритроцитов, группы крови, иммунный статус, гормональный профиль и некоторые другие.
Под генетическим контролем также находятся психологические, психофизиологические, нейродинамические, сенсомоторные показатели и характеристики сенсорных систем, а также большая часть показателей электрической активности коры больших полушарий, скорость переработки информации, пропускная способность мозга, коэффициент интеллектуальности, цветоразличение и его дефекты (дальтонизм), критическая частота слияния световых мельканий и др.
Существуют и некоторые различия в наследовании признаков по полу. Например, у мужчин в большей мере наследуются проявления леворукости, дальтонизма, показатели объема и размеров сердца. У женщин в большей степени запрограммированы генетически рост и вес тела, развитие и сроки начала моторной речи, проявления симметрии и функции больших полушарий. Наследственные влияния на различные физические качества не однотипны. Они проявляются в различной степени генетической зависимости и обнаруживаются на различных этапах онтогенеза.
Наследственные влияния на различные физические качества неоднотипны. В наибольшей степени генетическому контролю подвержены быстрые движения, требующие, в первую очередь, особых скоростных свойств нервной системы - высокой лабильности (скорости протекания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены возбуждения на торможение и наоборот), а также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах.
В меньшей степени генетические влияния выражены для показателей абсолютной мышечной силы. В наименьшей степени наследуемость обнаруживается для показателей выносливости к длительной циклической работе и качеству ловкости (координационных возможностей и способности формировать новые двигательные акты в необычных условиях).
Другими словами, наиболее тренируемыми физическими качествами являются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми - быстрота и гибкость. Среднее положение занимает качество силы. Проявления генетических влияний зависят от возраста. Они больше выражены в молодом возрасте (16-24 г.) по сравнению с более пожилыми людьми. Влияния генотипа также зависят от мощности работы - они нарастают с увеличением мощности работы.