Жизненный путь М. Акмуллы.




Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович (1831–1895) — башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. Родился 11 декабря 1831 года в деревне ТуксанбаевоБелебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). В бассейне реки Дема проживали башкиры рода мин. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла.

Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия ШамсетдинаЗаки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор. Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин-отец не в состоянии был понять бунтарской природы своего сына, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят. После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана.

Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.

Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышахсэсэнов и акынов. МифтахетдинАкмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться.

Один из них — казахский бай БатучИсянгильдин — оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Манем минем — зиндан») и др. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 27 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

Несмотря на сложную жизнь Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане.

Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства.

Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. Многие произведения поэта или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям.

Творчество М. Акмуллы.

Развитие культуры и общественной мысли в Башкортостане в XIX веке, особенно во второй половине, шло в жестокой идейной борьбе просхоластики, религиозного фанатизма и феодальной мистики. На самых передовых позициях этой борьбы неизменно выступали просветители - неутомимые глашатаи идей обновления во всех сферах общественно-политической, социально-исторической и культурной жизни народа. В фарватере этого движения, практически на всем его протяжении, находится фигура МифтахетдинаАкмуллы, выдающегося поэта-просветителя, сесена-скитальца, передового мыслителя и педагога, чей поэтический талант до сих пор продолжает будоражить умы и сердца любителей прекрасного, чьи жизнь и творчество всегда будут оставаться ярким примером беззаветного служения народу.

Первый же жизненный опыт, полученный маленьким Мифтахетдином в большой семье отца, под «кулачным воспитанием» мачехи, зародил в его характере черты бунтарства, стремление отстоять свое человеческое достоинство. «Палочное воспитание» продолжается и в медресе, схоластические порядки которого пробудили в нем ненависть ко всему косному.

Религиозные воззрения Акмуллы сами по себе явление очень сложное, неоднозначное. Башкирской просветительской мысли, как и просветительской мысли многих других восточных народов, присуще рассмотрение культурного всеобщего обновления, прогресса в неразрывной связи с учением ислама. И Акмулла в религии видит силу, способствующую культурному развитию общества: его философские воззрения тесно переплетены с каноническими утверждениями Корана. Акмулла мечтал об очищении ислама от фанатизма. Направляя весь огонь своего сарказма против невежественных мулл и ишанов, он беспощадно изобличал реакционную суть фанатического духовенства. Сам он еще в годы учебы в различных медресе самостоятельно изучал литературу, устно-поэтическое творчество народа, восточную классическую поэзию, восточные языки; любил подчеркивать свое прилежание к персидскому языку и поэзии на «фарси».

Акмулла всю жизнь учил детей, тем и зарабатывал на жизнь. В своей педагогической практике он старался избегать метода механической зубрежки, придавал большое значение осмысленному, сознательному усвоению детьми материала, что, в свою очередь, было осуществимо лишь на их родном языке. Акмулла писал свои стихи на так называемом «тюрки». Но в школе детей старался обучать на том языке, на котором они разговаривали. Например, в казахской школе преподавал по-казахски, в башкирской - по-башкирски». Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимают проблема нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он непосредственно связывает будущее народа. В решении этой проблемы он главную роль отводит просвещению, ибо, по его мнению, корнем всего зла, источником всего морально-безобразного в обществе является невежество. Поэтому весьма естественен его страстный призыв к просвещению, к овладению науками, и прежде всего, - светскими. Акмулле пришлось общаться со многими людьми, с представителями различных слоев населения. Среди мулл и ученых он старался сблизиться с теми, кто отличался более прогрессивными взглядами. Все же большую часть своего времени он проводил среди бедноты, среди неимущих и обездоленных. Поэтому он прекрасно понимал их душевный настрой, старался, по возможности, им помочь.

Четырехлетнее тюремное заключение по сфабрикованному власть имущими обвинению еще более усилило социальное звучание поэзии Акмуллы. Тюремная жизнь на многое открыла ему глаза, заставила пересмотреть, переосмыслить жизненные принципы. Трезвый, реалистический взгляд на жизнь, стремление к философскому осмыслению общественных явлений становятся все более определяющими мотивами. Вопреки всем невзгодам и преследованиям, поэт продолжал бороться; в этой борьбе крепла его духовная сила, развивался его неиссякаемый поэтический талант. Произведения этих лет составили одну из самых ярких страниц его творчества. Изображая ужасающие картины тюремного быта, он глубоко реалистически раскрывает отвратительные стороны загнивающего общества, и на этом фоне показывает борьбу, идущую в обществе между добром и злом, жестокостью и гуманностью. Сатира Акмуллы была качественно новым явлением в башкирской литературе. Да, пожалуй, и не только в башкирской. Ни у кого из поэтов ни до, ни после него, вплоть до Г.Тукая в татарской и до Ш.Бабича - в башкирской литературе она не смогла достичь такого совершенства, такой высокой художественности, как у Акмуллы. Именно сатира и явилась одной из причин чрезвычайной популярности его стихов. А.И.Харисов справедливо утверждает, что «корни сатиры, начало художественного высмеивания в башкирской письменной литературе выходят к Акмулле», что «в литературе Поволжья и Урала до Тукая и Бабича не было поэта-сатирика, могущего заменить его. Даже в начале XX века имя Акмуллы являлось синонимом слова «смех». И выход в 1911-1916 годах в Троицке сатирического журнала «Акмулла» был явлением не случайным»

Огромна роль Акмуллы в демократизации литературного языка. Насыщенному арабизмами и фарсизмами литературному языку того времени он предпочитал живую разговорную речь народа - новое, жизненно-реальное содержание требовало соответствующей себе формы. Ведь, в самом деле, развитие искусства на демократической основе стало возможным лишь благодаря просветительской идеологии, что, в свою очередь, не могло не наложить отпечатка на литературный язык как на главное средство выражения поэтической мысли.

Акмулла был поистине поэтом-новатором. Его яркий талант, самобытная, полная сарказма поэзия была, по сути, первой мощной волной, ударившейся о скалы доселе неприступных, но уже одряхлевших феодальных правопорядков, религиозного фанатизма и средневековой схоластики - уродливых, архаичных форм общественных отношений. Поэтому его творения пронизаны страстным желанием помочь своему народу преодолеть тяготы беспросветного существования, желанием просветить его.

Поэтические жемчужины этого поистине народного поэта, передаваясь из поколения в поколение и в рукописной, и особенно в устной форме, поныне служат предметом вдохновения и эстетического наслаждения. Многие известные поэты, пришедшие в литературу после Акмуллы, в своем творческом становлении испытали его благотворное влияние. Такую преемственность исследователи отмечают в творчестве великого татарского поэта Г.Тукая. А народный поэт Башкортостана М.Гафури, выдающийся поэт-сатирик Ш.Бабич, не говоря уже о менее известных поэтах начала XX века Ш.Тамъяни, Н.Юмрани и многих других, выросли и возмужали непосредственно в созданной Акмуллой поэтической школе. Дошедшее до нас творческое наследие МифтахетдинаАкмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: