Юность
Насир бин Олу Дара Джонс родился 14 сентября 1973 в Бруклине, Нью-Йорк Его отец, Олу Дара, являлся джазовым и блюзовым музыкантом из Миссисиппи. Его мать, Фанни Энн Джонс, работала в почтовой службе Северной Каролины . У Насира имеется брат по имени Джабари Фрэт, который является участником хип-хоп группы Восточного Побережья Bravehearts и выступает под псевдонимом Jungle. ДНК Насира указывает, что он имеет корни в странах с высокой численностью народностей Йоруба и Фульбе. Вдобавок гаплогруппа Насира свидетельствует, что его предками являлись скандинавские викинги.Будучи ребёнком, Насир вместе со своей семьей переезжает в Квинсбридж, Лонг-Айленд. Родители Насира расторгают брак в 1985, после чего он бросает учёбу после восьмого класса. Затем Насир начинает посещать и обучаться африканской культуре в радикальных афроамериканских религиозных организациях, вроде Five-Percent Nation и Nuwaubian Nation. В юные года Насир учится игре на трубе, после чего делает первые шаги на пути к хип-хоп культуре, занявшись написанием рифм.
Карьера
Конец 1980-х — 1994: Начало карьеры и дебютный альбом
Будучи подростком, Насир заручается поддержкой своего лучшего друга и соседа сверху Уильяма Грэхема. Перед тем как Насир обретёт популярность под псевдонимом Nasty Nas, изначально он именуется как Kid Wave. В конце 1980-х Насир знакомится с музыкальным продюсером Large Professor, который приглашает юного поэта к себе в студию, где записываются Rakim и Kool G. В перерыве между записями, когда в студии никого не оставалось, юный Насир записывает свои наработки; ни одна запись так и не была опубликована. Позднее участник группы «3rd Bass» MC Serch берет на себя обязанности менеджера Насира: в 19 лет Насир подписывает контракт с Columbia Records. Его профессиональный дебют возникает с гостевого куплета к треку MC Serch «Halftime», который являлся официальным саундтреком к драме Оливера Стоуна Zebrahead. Поэтические способности Насира привлекают колоссальное внимание хип-хоп сообщества, которое окрестило Насира новым Ракимом. В 1994 публикуется дебютный альбом Насира под названием Illmatic. Над технической фазой альбома работают DJ Premier, Large Professor, Pete Rock, Q-Tip, L.E.S и сам Насир. Альбом стилизован под жанр хардкор рэпа, начиненный множеством многосложных духовных рифм и подземных нарративов, основанных на опыте жизни Насира в Квинсбридже, Нью-Йорк. Американский журнал The Source характеризует Illmatic как лучший альбом 1994 года.
|
1995—1997: Новое звучание и The Firm
Columbia Records начинает оказывать на Насира давление, призывая его двигаться в коммерческом направлении, как это делает The Notorious B.I.G., чьи треки сочетали уличный мотив и поп-вокал. Заручившись поддержкой Стива Стаута, Насир завершает сотрудничество с MC Serch. Летом 1996 выходит второй студийный альбом Насира — It Was Written. Альбом кардинально отличается от первого прежде всего уходом от грубого, «подземного» звучания к более полированному и коммерческому. Вдобавок пластинка охватывает мафиозные и гангстерские темы, присущие хардкор рэпу того времени. На альбоме впервые появляется супергруппа The Firm, в которую входили Foxy Brown, AZ, Cormega и сам Насир. Будучи подписанными на лейбл Dr. Dre Aftermath Entertainment, The Firm теряет одного участника — Cormega, который ссорится со Стивом Стаутом и покидает супергруппу. Впоследствии Cormega становится одним из самых ярких неприятелей Насира, записав на второго обилие дисс-треков. Альбом The Firm The Album выходит осенью 1997, заполучив смешанные отзывы критиков. Вскоре группа распадается.
|
Вражда с Jay Z и возвращение на пьедестал
В конце 1998 Насир начинает работу над двойным альбомом I Am… The Autobiography. Альбом, по словам артиста, задуман как компромисс между Illmatic и It Was Written, где каждый трек повествует о различных событиях из жизни Насира. Затем большинство треков с альбома просачиваются в интернет, что заставляет Насира записать новый материал и заменить им похищенные треки. Весной 1999 I Am… дебютирует под первым номером в хит-параде Billboard 200 и, по прошествии времени, удостаивается одобрительных отзывов музыкальных критиков. Затем на сингл «Hate Me Now» создается видеоклип, в котором Насир и Шон Комбс предстают распятыми на кресте подобно Иисусу. После того, как видеоклип проходит все стадии технического процесса, Комбс требует удалить сцену, в которой он показан распятым. Однако спустя некоторое время на MTV появляется та версия клипа, в которой Комбс предстает распятым. Согласно некоторым сообщениям, в первые минуты премьеры видеоклипа Комбс со своими телохранителями ворвался в офис Стива Стаута и избил его, в одну минуту разбив бутылку шампанского об голову последнего. Позднее Стаут выдвинул обвинения, но в итоге конфликт был исчерпан так и не добравшись до здания суда. Позже Columbia Records планирует обнародовать сборник из слитых в сеть треков из альбома I Am… The Autobiography, однако Насир решает записать новый полноценный альбом, назвав его Nastradamus. Его четвёртый студийный альбом выходит в свет осенью того же года, что и третий, однако удостаивается холодного приема со стороны критиков. В 2001, на фоне личной неприязни, разгорается конфликт между Насиром и Jay Z. Последний выпускает дисс-трек «Takeover», в котором осуждает музыкальную карьеру Насира и называет его «подделкой». В свою очередь Nas отвечает треком «Ether», который начинается со слов Тупака Шакура «F*ck Jay Z». По прошествии времени Насир включает «Ether» в свой пятый студийный альбом Stillmatic, который публикуется зимой 2001. В то же время радиостанция Hot 97 создает опрос на тему: «У кого дисс-трек лучше?», по итогам которого в пользу Насира проголосовало 58 % респондентов. В декабре 2002 Nas выпускает God’s Son — шестой студийный альбом, в котором задевает лирические темы, вроде религии, насилия и собственных переживаний в связи с утратой матери. Альбом получает лестные оценки от критиков, а журнал Time и вовсе удостаивает его статусом «Лучший хип-хоп альбом года». Второй сингл «I Can», в котором переработаны элементы знаменитой фортепианной пьесы-багатель Людвига ван Бетховена «К Элизе», оказывается одним из главных хитов лета 2003. God’s Son играет ключевую роль в борьбе между Jay Z и Nas за право именоваться «Королем Нью-Йорка».
|