ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЬКА СО ЛЬДОМ




Характер взаимодействия конька со льдом зависит от трех основных факторов: силы трения, положения вектора силы тяжести тела относительно опорного конька и сгибательно-разгиба-тельных движений толчковой ноги. Надежная связь конька со льдом является решающим обстоятельством, обеспечивающим уверенность и стабильность движений фигуриста. Особое значение она приобретает в моменты отрыва от льда в многооборотных прыжках. Здесь надежная связь конька со льдом обеспечивается стопором, резко увеличивающим силу трения, положением тела, близким к вертикальному, при котором линия действия силы тяжести проходит вблизи опоры, а также активным разгибанием тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, значительно увеличивающим величину опорной реакции и акцентирующим стопорящее движение.

Взаимодействие конька со льдом в процессе толчка в значительной степени зависит и от маховых движений конечностями и туловищем. Эти движения влияют на величину опорной реакции и должны быть согласованы с другими движениями в толчке, в первую очередь со сгибанием и разгибанием толчковой ноги. Маховые движения можно считать согласованными, если они дополнительно загружают толчковую ногу перед началом ее активного разгибания и уменьшают нагрузку на нее к концу толчка.

На практике надежная связь конька со льдом ощущается спортсменом как «удобство толчка», попадание в толчок, что положительно влияет на исполнение прыжка в целом, особенно на его высоту, начальное вращение и устойчивость тела в полете.

Амортизационная перегрузка. В начальный момент приземления на тело фигуриста действует сила, называемая амортизационной перегрузкой— Fam. Эта сила возникает в результате того, что перед началом приземления тело фигуриста обладает некоторой величиной кинетической энергии (энергии движения). В конце фазы амортизации величина кинетической энергии движения по вертикали равна нулю, т. е. вертикальная составляющая скорости тела (VB) уменьшается до нуля. Процесс погашения вертикальной составляющей скорости полета сопровождается появлением дополнительной нагрузки на опорно-двигательный аппарат фигуриста. Средняя величина амортизационной перегрузки может быть приближенно определена по формуле:

где m — масса тела фигуриста, VB — вертикальная составляющая скорости центра тяжести тела перед приземлением, Δу — вертикальное перемещение центра тяжести тела при амортизации.

Анализ выражения для Fam позволяет сделать один важный практический вывод: увеличение Δу позволяет уменьшить величину амортизационной перегрузки. Вот почему оптимальным следует считать приземление на вытянутый носок конька, что увеличивает путь амортизации и таким образом уменьшает величину амортизационной перегрузки.

Рис. 10. Направление движения центра тяжести тела и конька в приземлении

При скольжении центр тяжести тела движется параллельно полозу конька или в направлении близком к параллельному (рис. 10). Приближенно считая, что траектории центра тяжести тела и конька опорной ноги тождественны, можно выявить связь между параметрами движения тела перед приземлением и параметром скольжения в приземлении — радиусом дуги приземления R:

где Vx — горизонтальная составляющая скорости тела перед приземлением, ω — угловая скорость тела перед приземлением.

Чем больше радиус дуги приземления, т. е. чем положе выезд, тем он качественнее и надежнее. Значит, для улучшения качества /приземления следует стремиться увеличивать горизонтальную скорость движения тела в полете и уменьшать остаточную угловую скорость вращения.

Результаты биомеханических исследований, выраженные в числовых параметрах и систематических зависимостях, очень важны. Однако их нельзя считать самоцелью. Конечный результат предполагает соединение, осмысливание этих промежуточных данных на основе педагогических наблюдений и экспериментов. На основе такого синтеза могут быть созданы новые способы выполнения движений, новые упражнения, средства и методы тренировки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь