Искусство – это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении.




Искусство

является универсальной формой мировосприятия, которая присуща только человеку. Поэтому, можно сказать, что искусство является уникальным способом выражения именно человеческого бытия.
Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.

В самом широком смысле понятие «искусство» употребляется в двух значениях:

1. Искусство – это искусность, мастерство, умение, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу. Часто так оценивают человека, который не просто профессионально выполняет свою работу, но делает это красиво, легко или как-то особенно вдохновенно. Поэтому и дворник, разметающий листья, может сам себя чувствовать или восприниматься другими как поэт.

2. Искусство – это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.

Если соединить эти два значения, то получится следующее определение:

Искусство – это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении.

Традиция понимания искусства как мастерства и умения сложилась уже в Античности, когда были сформулированы такие фундаментальные понятия как Poesis, Mimesis, Techne.

Первое понятие, Poesis, означает акт творческого действия, основанный на вдохновении. Важнейшим условием создания или восприятия произведения искусства является особое состояние. Не случайно в мировой художественной культуре так распространен сюжет посещения поэта или художника Музой, символическим образом вдохновения:


А. С. Пушкин «Муза» Таким образом, состояние вдохновения, переживаемое как появление «из ниоткуда» чего-то нового, характеризуется особой открытостью по отношению к миру и готовностью к творческому диалогу, как с реальностью, так и со своим ощущением этой реальности.

Диалогичность искусства нашла выражение и во втором понятии. Mimesis означает «подражание природе». По мнению древних греков, человек не может придумать ничего, чего не было бы в природе, поэтому в искусстве он только и может подражать ей.

Третье понятие, Techne – это ремесло, наука, ловкость, сделанность, завершенность. Идея находит выраженность, воплощенность, только когда мастер воплотил ее в материале, приложил к созданию произведения искусства физические усилия.

Таким образом, искусство воспринимается как постоянный возврат к природе, диалог с миром, в котором живет художник:

1. Искусство на протяжении всей истории мировой культуры является специфической системой накопления
и передачи опыта в особой языковой системе, использующей в качестве инструментов цвет, ритм,
формы, объемы, звуки и т.д. Информация хранится в образах, знаках, символах, в текстах и вещах
и т.д. Существуют институты, занимающиеся накоплением и сохранением культурной информации:
музей, галерея, театр. То есть художественная культура – естественная память общества человека,
коллективная память и индивидуальные впечатления.

Во-первых, за счет приобщения человека к этой памяти реализуется и воспитательная функция. Воспитание в искусстве происходит опосредованно, так как воспитание – это не цель искусства, оно менее важно, чем процесс. Художественное воспитание и образование являются подсистемами художественной культуры.

Во-вторых, функция накопления и передачи опыта, включает в себя и объединяющую функцию, которая подразумевает интеграцию общества посредством искусства.

1. Специфика искусства как способа трансляции информации заключается в том, что искусство
диалогично. Поэтому диалогическая функция является одной из центральных. Если рассматривать искусство
как средство общения, то можно сказать, что в нем закрепляется связь между человеком и культурой;
благодаря искусству человек может не только вступать в диалог со своими современниками, но и переноситься
в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (даже вымышленными).

 

1.2

Религия очень тесно связана с искусством. Во–первых, при самом возникновении своем, можно сказать, у самой колыбели своей религия владела искусством. Есть даже теория (мы считаем ее весьма односторонней), которая доказывает, что самое происхождение искусства религиозно. Во–вторых, религия в течение всего своего существования широко пользовалась искусством как орудием воздействия на человеческое сознание, как орудием укрепления своей власти над людьми.

существует теория, которая предполагает, что искусство обязано своим происхождением религии. Согласно этой теории изображения крестов, кружков, животных на первобытных рисунках носили религиозный характер и предметы эти были изображаемы с целями колдовскими. Действительно, присматриваясь к искусству современных дикарей, мы находим там много подтверждений этой теории, например в разного рода хороводных танцах с изображением диких животных, что особенно развито у охотничьих племен и чего нет у народов — скотоводов и земледельцев, танцы которых носят уже другой характер.

Первобытная религия диких племен пользовалась искусством в виде украшения одежд, украшения жилищ, в виде плясок, пения и заклинаний. Но с развитием общества развиваются и средства, при помощи которых религия привлекает к себе на службу искусство для того, чтобы давить на воображение, на чувства трудящегося, утешать его в земных горестях обещанием будущих благ и тем самым порабощать его. Для полноты овладения человеком религия пользуется музыкой, которая имеет в «богослужении» громадное значение; дома молитвенных собраний получают особую форму — «дом божий» высится над всем городом, шпиль колокольни как бы вкалывается в самое небо; вся церковь построена так, что каждая линия, каждый штрих устремляется ввысь, как молитва к богу. Войдите, например, внутрь костела: длинные узкие окна с разноцветными стеклами, раскрашивающими в различные цвета проникающие солнечные лучи и дающими таинственный полусвет; звучит музыка, поет хор, разносится дым кадильного фимиама, — так что не только производится воздействие на слух и зрение молящихся, но даже на их обоняние!

Всегда актуальна тема разговора о том, что искусство и политика связаны между собой, причём часто гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд. Для начала можно привести несколько очевидных примеров из совсем недавней истории ХХ века, которые часто упоминаются как наиболее яркие и экстремальные случаи самого непосредственного взаимодействия искусства с политикой. Причём интересно, что в каждом случае этому взаимодействию придаются разные роли и значения. Ещё интереснее, что роль эта в большей мере определяется именно политическим контекстом, и лишь во вторую очередь художественными критериями.

Так, например, когда речь заходит о футуризме, неизменно рассматривается его тесная связь с идеологией итальянского фашизма и проявление этой связи как в произведениях искусства, так и в политических пристрастиях самих художников (например, политическая карьера основоположника футуризма Филиппо Томмазо Маринетти в качестве советника Муссолини по культуре). Тем не менее, зарождение и существование футуризма как направления в искусстве до прихода фашистов к власти уберегло его от уничижительного статуса, и в наши дни можно рассуждать о художественных достоинствах футуризма.

 

Совсем не так обстоят дела с тесной связью неоклассицизма и германского нацизма, особенно в контексте сотрудничества архитектора Альберта Шпеера с Адольфом Гитлером. Историки искусства (углублённо этот вопрос изучал Пол Джескотт) обнаружили, что именно идеи Шпеера по преображению столицы Третьего рейха стали одной из причин систематической депортации и уничтожения евреев и важным катализатором создания особый трудовых лагерей в Германии и использования подневольного труда для реализации грандиозных замыслов архитектора. Проекты Шпеера всегда рассматриваются в контексте политики Гитлера, и вряд ли кому-то придет в голову говорить о них как о самодостаточных и отчужденных от правящей идеологии архитектурных объектах – они стали неотъемлемой частью осуждённой политики нацизма. Аналогично со скульптурами Арно Брекера и Йозефа Торака, хотя скульпторам повезло больше, и время от времени предпринимаются попытки реабилитации их творчества со ссылкой на его художественное значение.

Так, например, великие художники античной Греции запечатлели картину крушения старых, родовых связей и становления новых общественных отношений. Важнейшие коллизии, порожденные эпохой, нашли свое художественное преломление в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. С тех пор и до наших дней социальные конфликты являются существенным моментом содержания искусства; это особенно отчетливо выражается в тех видах искусства, которые (прежде всего литература) имеют своим непосредственным предметом изображение общественной жизни. Ее конфликты выражаются в судьбах и столкновениях героев произведений, создаваемых художниками, в характере этих героев.

Случайно ли, например, в искусстве рабовладельческого общества мы не находим опоэтизированного изображения освободительного движения рабов? Конечно, нет! Политические представления «свободнорожденного» гражданина города-полиса исключали возможность такого изображения. Для него раб — не человек, а «говорящее орудие», лишенное самых элементарных человеческих прав; он — вне общественной жизни, достойной быть материалом искусства.

Влияние политической идеологии на содержание искусства выступает наиболее явственно при сравнении художественной культуры антагонистических классов, ведущих между собой непримиримую борьбу. Так, например, искусство аристократического классицизма, отражавшее политические интересы и устремления абсолютной монархии, зиждется на ряде канонических требований, понимаемых как требования «хорошего вкуса».

В истории художественной культуры известно немало примеров того, как восприятие произведения искусства повлекло за собой совершение поступков, изменяющих образ жизни.

 

Таким образом, истоки искусства таятся в действительности, но произведения искусства – это особый мир, подразумевающий восприятие, отличающееся от ощущений в реальной жизни.

Искусство воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь то интеллект или эмоция, а в целом на человека. Его целью не является побудить человека к какому-то конкретному поступку. Оно формирует, порой безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок, действие которых рано или поздно проявится и зачастую непредсказуемо. Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к человеческой совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть.

Слушая чудесную музыку, вглядываясь в прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто загадочное, необъяснимое научным познанием.

В этом и заключается тайна мощного воздействия искусства на нравственный мир человека, его образ жизни и поведение. Именно поэтому человек остро нуждается в искусстве.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

§ эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

§ социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

§ компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

§ гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

§ познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

§ прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

§ воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическаяфункция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функцииискусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

 

Возникновение искусства относится к истории первобытного общества.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Найдены были фигурки, изображающие женскую фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохе палеолита относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из них были созданы примерно двадцать - десять тысяч лет назад. Пещерные росписи сохранили облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей.

Самые интересные пещерные росписи в Европе находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко во Франции.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения.

К эпохе бронзы относятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие название менгиров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительное искусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.

Другие жанры искусства возникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейших государств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностью пользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).

В настоящее время жанров искусства насчитывается намного больше:

· художественная литература· архитектура· декоративное искусство

· живопись· графика· музыка· хореография· театр

· искусство фотографии· кино· телевидение· эстрада· цирк

Под синкретизмом первобытного искусства понимается слияние основных форм художественного творчества - изобразительного искусства, музыки, пляски, драмы и т.д. Но важнее, что все эти формы связаны с многообразной жизнью коллектива, его трудовой деятельностью, обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев.

Одним из элементов первобытного художественного творчества является создание орудий труда.
Почти всё, что выходит из рук первобытного творца, даже самые заурядные бытовые предметы, имеет большую художественную ценность, но особое место принадлежит орудиям труда, на создании которых с древнейших времен воспитывалось эстетическое чувство первобытного мастера. Ведь эстетическое отношение к действительности формировалось в самом творческом освоении и преобразовании человеком материального мира. Оно выковывалось исторически, в труде, и значение орудий труда в развитии эстетического чувства было теснейшим образом связано с их основной, производственной функцией. Орудия труда были, вероятно, первыми произведениями прикладного пластического искусства. Усовершенствуясь в практической целесообразности и приобретая вместе с тем эстетическую ценность, орудия труда заложили основы искусства скульптуры

Искусство – это эстетическое отражение действительности. Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.

 

Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.

Образность достигается в искусстве не простым копированием натуры. Образ – это такое воспроизведение единичного явления, которое содержит в себе обобщение, т.е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейное значение. Воплощая идеи, оно становится явлением идеологии. Поэтому в искусстве всегда проявляется борьба идей, за которой, в конечном счете, стоит борьба классов. Примером может быть борьба рус. худ-ков – передвижников против мертвых канонов классицизма, за современность, жизненность искусства и его активное участие в общественной жизни.

Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Но в отличие от науки искусство познает мир не в форме отвлеченных понятий, а в конкретно-чувственных, непосредственно воспринимаемых, живых образах, подобных явлениям самой реальной действительности. Искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы (так само название картины И.И.Ге «Что есть истина?» говорит об этом). Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки, раскрывает проблемы отношений личности и общества.

Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства). Круг явлений реальной действительности, который изображает искусство, отражается в содержании. Это содержание воплощено в чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, особых в каждом искусстве. Художественная форма представляет собой конкретную, многогранную структуру произведения, созданную при помощи особого изобразительно-выразительного языка и воплощающую его образное содержание. Совершенными художественными произведениями называются такие, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства. Это единство является основой красоты искусства. Воплощая идеал художника (его представления о современной жизни), произведения искусства создаются по законам красоты, становятся воплощением и олицетворением прекрасного.

Несомненно, одно из главных состояний, сопровождающих творчество любого художника - способность и потребность жить в вымышленных ролях, непрерывная самоидентификация то с одним, то с другим персонажем. Каждый замысел, каждое творческое увлечение довольствуются не частью внутреннего мира художника, а поглощают его целиком, тотально. Более того, история хранит множество примеров, когда писатель, актер, художник могли отдавать себя без остатка сразу нескольким творческим заданиям или заниматься абсолютно несовместимыми проектами в одно и то же время, достигая при этом исключительной убедительности в претворении противоположных замыслов и ролей.

Когда эта потребность безостановочного вживания становится системой, она создает своеобразную надстройку над жизнью и ставит художника в трудное положение. Он должен последовательно переходить от действительности к вымыслу и от вымысла к действительности, и такая смена положений, одновременное обладание сразу несколькими формами существования вносит в его душу заметную дисгармонию. Множество самонаблюдений художников свидетельствует об этом. Гете вспоминает, что писал "Вертера" в каком-то забытьи и внутреннем жаре, не отличая поэтического от действительного, и боялся прочитать свой роман, чтобы снова не впасть в то "патологическое" состояние, в каком он его писал. Гейне считал это постоянное "переселение душ" болезненным состоянием, говорил о необходимости особого усилия воли, чтобы положить этому конец. Флобер, описывая нервный припадок Эммы Бовари, словно переживает его сам, он должен открыть окно, чтобы успокоиться. Голова его как в тумане, он дрожит от возбуждения. "Когда я описывал отравление Эммы Бовари, на самом деле ощутил во рту вкус мышьяка, чувствовал, что отравился, дважды мне становилось не на шутку плохо, так плохо, что меня даже вырвало".

Гений в искусстве – это высшая способность личности раскрывать в художественных образах тенденции общественного развития, создавать непреходящие художественные ценности, которые становятся достоянием человеческой культуры.

 

Гениальность имеет качественное отличие от таланта, для которого характерно наличие природных предпосылок, которые реализуются в создании оригинальных художественных произведений, выражающих задачи времени.

 

Гений обладает не только природными предпосылками художественного творчества, но и глубочайшим проникновением в глобальные проблемы человеческой жизни, способностью видеть то, что еще только зарождается в социальной и духовной жизни общества. Если художественный талант – это неповторимая индивидуальность с оригинальным мышлением, то гений есть выдающаяся личность, которая, в более широком социальном смысле, обладает способностью выйти за пределы интересов своей социальной группы и более четко и сознательно выразить общечеловеческие тенденции развития общества. В этом смысле гений является великим человеком и героической личностью.

 

Г. В. Плеханов писал: «…Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других… Он герой. Не в том смысле герой, что но будто бы может остановить и изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода».

 

Поэтому гениальный художник почти всегда бывает не признан современниками сразу, оказывается в драматической или даже трагической ситуации, а талант, как правило, поощряется и признается. Гению свойственна убежденность в правоте того дела, которому он служит. Именно поэтому он в силах преодолеть трагические коллизии, и это делает его исключительной личностью. Но гений исключителен не в том смысле, что он оторван от общества, а, наоборот, в том, что он более глубоко и тесно связан с этим обществом, потому что все свои духовные и нравственные силы отдает на служение ему. Гений не может быть злодеем. Эта его особенность глубоко и точно была раскрыта А. С. Пушкиным: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». И само творчество, и личность А. С. Пушкина убедительно подтверждают это, так же как и творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, которые своими великими творениями опровергали ницшеанские идеи «сверхчеловека» - сильной личности, которой дозволено все, даже убийство другого человека. Ф.М. Достоевский гениально показал, что убийство Раскольниковым старухи-процентщицы было убийством им самим в себе человека, нравственным самоубийством.

 

Выражением гениальности в искусстве является создание новых форм художественного мышления, новых направлений и методов художественного творчества. К тому же гений обладает огромной работоспособностью и огромным интеллектуальным потенциалом. То есть природа сама наделила его жизненной силой. И именно в искусстве огромное значение имеет «природное» бытие художника и личностное отношение к миру. Без этого искусство существовать не может.

Оригинальность таланта влияет на процесс создания художественного произведения. Поэтому оригинальны не только результаты творчества художника – его произведения, но и способы их воплощения, стиль творчества, которые определяют неповторимость созданных им образов.

Гениальность и талант художника могут быть реализованы в конкретных социально-экономических и духовных условиях. В истории человеческого общества известны определенные эпохи, когда были созданы наиболее благоприятные условия для реализации творческих возможностей личности: классическая античность, высокое Возрождение, Ренессанс на Востоке, возрождение древнего стиля в средневековом Китае, Новое время в Европе, 18 – 19 век в России.

Всеми признано, что художник является не только продуктом своей эпохи, но и ее творцом. А в реализации таланта огромное значение имеют субъективные моменты: величайшая трудоспособность, волевое напряжение, мобилизация всех духовных, интеллектуальных и эмоциональных сил, сосредоточенность и стремление к глубокому проникновению в сущность времени, в котором он живет, постоянная творческая жажда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: