Методы исторического исследования (познания)




Любое исследование – это процесс, который во многом обусловлен применяемыми методами.

Метод – это некоторые действия, которые помогают в достижении цели работы. Как правило, в исследовании применяется совокупность методов – методология.

Выбор методов зависит от:

- объекта исследования;

- от цели исследования;

- от субъекта исследования (т е. самого исследователя).

Различия методологических подходов, наряду с особенностями творческих индивидуальностей исследователей, приводят к разнообразию трактовок исторических сюжетов, складыванию научных школ, возникновению конкурирующих концепций, создают основу для научных дискуссий.

Научных методов – огромное количество.

Существуют различные классификации научных методов, т.е. их можно по-разному сгруппировать в зависимости от того, какой принцип заложить в основу этой классификации.

Например, можно составить классификацию методов по принципу проведения этапов исследования. Т.е. получится группа методов сбора информации, группа методов обработки информации и группа методов анализа информации.

Однако бывает, что классификации по одному принципу, но составленные разными учеными, отличаются друг от друга. Это означает, что в области методологии существуют спорные вопросы.

Современная система методов исследования (познания) содержит:

1. методы, которые применяются как в науке, так и в прочих отраслях знания;

2. методы, которые применяются во всех отраслях и сферах науки (к ним относятся т.н. общенаучные методы и логические (или философские) методы);

3. специфические методы, конкретно-научные методы (конкретно-проблемные), применяемые в определенных разделах науки или дисциплинах.

Когда ведется специализированное исследование, т.е. историк изучает историческую проблему, экономист – экономическую, юрист – юридическую и т.д., то, прежде всего, он использует методы конкретно-научные, т.е. историк – исторические, юрист – юридические и т.д., т.к. это и есть специализированные методы, позволяющие наиболее успешно решать задачи в области данной науки.

Однако необходимо знать, что в любой научной области эти конкретно-научные методы (каждый из них) складываются из совокупности общенаучных и философских методов, использованных с учетом конкретного объекта познания и исследовательской задачи.

Философским методам присуща наибольшая обобщенность. Они раскрывают не конкретные пути и способы исследования, а лишь общие подходы и принципы.

Например, в основе многих конкретно-исторических методов лежит философский метод диалектики, т.е. необходимости рассмотрения всего в многообразии проявлений, разносторонности, взаимосвязях и непрерывном развитии и изменении.

Конкретизация философских принципов осуществляется с помощью общенаучных методов

 

Общенаучные методы, которые наиболее часто используются в исторической науке.

При характеристике общенаучных методов выделяются три основные группы (категории):

- эмпирические методы: наблюдение, измерение, сравнение, аналогия, эксперимент, моделирование, описание и т.д.;

- теоретические методы: абстрагирование, индукция, дедукция и т.д.;

- методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях: объяснение, анализ, синтез и т.д.

1.Наблюдение – это метод научного познания, состоящий из действий, направленных на восприятие явлений действительности. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов.

2.Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

3.Измерение для историка связано в основном с использованием статистических материалов.

4.Анализ представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение. Этот метод исследования, бесспорно, является самым часто используемым при написании курсовых и дипломных работ.

5.Синтез наряду с анализом также часто используется при написании курсовых и дипломных работ. Данный метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое.

Т.о., суть анализа и синтеза ‑ фактическое или мысленное разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Его формами являются классификация предметов и явлений, выделение этапов в их развитии, обнаружение противоречивых тенденций и др. Синтез дополняет анализ, ведет от существенного к его многообразию, к объединению в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа.

6.Сравнение ‑ это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации существующего материала. С помощью сравнения выявляются количественная и качественная характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Его простейшими типами являются отношения тождества и различия.

7.Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту. Она должна основываться на как можно большем числе отношений, на существенных свойствах, на установлении более тесной связи результирующего и факторных признаков.

8.Индукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков.

9.Дедукция – способ рассуждения, обратный индукции, то есть от общего к частному.

Если индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям и возможно вероятным, то дедукция призвана построить научную теорию. Дедуктивный метод применяется, как правило, после накопления и теоретического осмысления эмпирического материала с целью его систематизации и выведения из него всех следствий.

10.Метод обобщения похож на метод дедукции. При применении этого метода научного познания делаются выводы об общих свойствах исследуемых объектов.

Обобщение ‑ переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций). Обобщение является одним из важнейших средств научного познания. Если, например, индуктивный метод необходим при накоплении материала, а дедуктивный ‑ в познавательном процессе, то прием обобщения позволяет унифицировать и по единой формуле отождествлять множество различных фактов, суждений, теорий.

11.Классификация представляет собой деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака. Данный метод исследования часто используется в гуманитарных науках.

12.Моделирование – создание и исследования копии или модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. При этом модель должна соответствовать объекту исследования в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.

Поскольку многие факты, явления, события и т.п. не могут быть исторически засвидетельствованы вследствие слабости источниковой базы, они могут быть восстановлены, реконструированы лишь гипотетически. Именно тогда используется метод моделирования. Моделирование ‑ способ установления связей между объектами с целью определения их места в системе, которая указывает на свойства этих объектов. При логическом моделировании чаще всего применяется прием экстраполяции, под которой подразумевается распространение выводов, сделанных в результате изучения одной части явления, на другую часть этого явления; нахождение по ряду данных значений функций других ее значений, выходящих из данного ряда.

13.Эксперимент – это испытание изучаемых признаков в управляемых исследователем условиях. В исторической науке – это историческая реконструкция.

14.Метод прогнозирования представляет собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.

К традиционным специальным историческим методам исследования в основном относятся 4:

· историко-генетический метод;

· историко-сравнительный метод;

· историко-типологический метод;

· историко-системный метод.

 

Также к историческим методам исследования относятся, например:

· метод диахронического анализа (заключается в изучении, анализе, обобщении и изложении явлений, фактов, событий мировой истории в хронологической последовательности их появления и протекания);

· метод исторической периодизации (существует разный взгляд на историю как процесс: как смену исторических эпох, как смену исторических формация, как смену цивилизаций).

Междисциплинарные методы исследования.

В современной исторической науке активно используются научно-конкретные методы других наук:

· количественные методы;

· социально-психологические методы (например, из социологии в историю пришел контент - анализ; из психологии – методы психоанализа для изучения менталитета и мотивов поведения отдельных личностей)

· лингвистические методы;

· методы семиотики (наука о знаках);

· метод искусствоведческого анализа.

Также весьма плодотворными в современной науке являются междисциплинарные исследования, т.е. исследования на стыке нескольких научных дисциплин, что позволяет изучать проблемы под новых углом зрения, привлекать новые знания, расширять научные горизонты. В связи появляются новые научные дисциплины: историческая география, историческое языкознание, историческая демография и т.д. Сама история всё чаще рассматривается как часть более широкой науки ‑ социальной антропологии

И в зарубежной, и в отечественной исторической науке постоянно появляются новые методы, что связано с потребностями самой науки и с заимствованиями из смежных дисциплин. Совершенствуется категориально-понятийный аппарат исторической науки. Опыт исторических исследований последних столетий показал, что названные и иные методы позволяют более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, дать ключ к решению конкретных исследовательских задач, но не могут претендовать на универсальный характер. Обычно в историческом исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач.

 

Также можно посмотреть:

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. Монография. М.: Мысль, 1974

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: