Осознанное чтение. Пояснительная записка




Осознанное чтение

 

 

Авторы-составители:

Белова Н.В.

Булаева Е.Э.

Макеева Е.С.

 

Срок реализации: 1 год

 

 

г. Саранск, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа «Осознанное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение.

Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках научно-познавательного направления и рассчитана на детей9 -10лет.

О низком качестве литературного образования свидетельствуют устойчиво низкие результаты российских школьников в международных исследованиях качества чтения PISA. Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на качестве чтения современных школьников. По наблюдениям доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И.И. Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:

детский читательский негативизм;

отказ от добровольного чтения серьезной литературы;

превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг;

низкая культура чтения;

утрата детьми чувства языка.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, председателя Российской Ассоциации чтения, одной из важных задач современной школы является формирование круга досугового чтения современного ребенка, а также освоение им культуры чтения, формирование необходимых для этого умений и технологий работы с текстом.

По данным психологов, представленным на Международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре», к 13 годам ребенок должен испытывать потребность в чтении, самостоятельно осуществлять отбор художественных произведений, отвечающих его духовным запросам. Если этого не происходит в детстве, то маловероятно обращение человека к книге в последующей жизни. Поэтому одной из важнейших задач литературного образования является формирование личной читательской мотивации ученика.

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать также более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Цель программы «Осознанное чтение» –возрождение системы занятий по досуговомучтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

· совершенствование навыка чтения учащихся;

· формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

· знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

· формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

· формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

· формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

· выработка привычки к осознанному чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

· формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;

· развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Формы организации занятий:

* занятие-диспут,

* занятие-спектакль,

* занятие-праздник,

* занятие-интервью,

* интегрированное занятие,

* конференция,

* устный журнал,

* конкурсы,

* литературная игра

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Программа «Осознанное чтение» рассчитана на обучающихся 4 классов начальной общеобразовательной школы, увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по

30-40 мин. Продолжительность курса занятий в начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю).

Основные принципы:

· Принцип ориентации на читательские интересы ребенка. Поэтому в программу включены произведения, интересные для юного читателя и соответствующие его возрасту.

· Принцип новизны чтения. Программой предусмотрена работа над произведениями тех авторов, которые уже знакомы детям по их читательскому опыту, но главной задачей занятий является расширение читательского кругозора, формирование самостоятельной читательской деятельности ребенка за счет знакомства с новыми авторами и книгами.

· Принцип разнообразия тематики и жанров литературных текстов.

· Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

· Принцип «интересности» чтения. Одна из важных особенностей занятий во внеурочной деятельности заключается в том, что они должны быть увлекательными, интересными для младшего школьника. Поэтому в программу включены игровые методы и приемы ведения занятий: литературные игры, кроссворды, тесты, соревнования и т.д.

· Принцип добровольности чтения. Ребенок вправе прочитать часть произведения, выполнить те задания, которые ему интересны. Важными мотивами обучения ребенка должны стать самостоятельность в выборе произведения, соревновательность в учебном процессе. Важнейшим стимулятором чтения является читательская самооценка учащегося, которая формируется при выполнении оригинального задания «Мое читательское мнение».

· Принцип свободного выбора вида чтения. При подготовке к занятию маленький читатель имеет право на разные виды чтения: наряду с изучающим он может ограничиться просмотровым чтением текста или общим знакомством с книгой (обложка, содержание, иллюстрации). Как вариант – знакомство с экранизацией указанного произведения.

· Принцип положительного оценивания деятельности ученика. В целом обучение в рамках внеурочной деятельности не предполагает каких-либо оценок читательской деятельности обучающегося. Не прочитанная к занятию книга, невыполненное задание, ненаписанная творческая работа не служат поводом для негативной оценки (как устной, так и письменной) работы ученика.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: