Учет возрастных и психологических особенностей детей.




Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Планируемые результаты обучения

Реализации программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.

2) Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

3) Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.

4) Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) Использование знаково-символических средств представления информации.

4) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.

6) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

1) Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.

2) Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).

3) Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).

4) Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).

5) Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).

6) Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).

7) Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.

В соответствии с «Классификацией результатов внеурочной деятельности учащихся» результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням (приобретение школьником социальных знаний; получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; получение опыта самостоятельного общественного действия). Все эти результаты могут быть достигнуты в ходе освоения программы «Осознанное чтение».

Содержание программы

Содержание программы «Вдумчивое чтение» разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в традиционных педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).

Содержание программы определяет художественно-эстетический подход. К изучению предлагаются произведения, вошедшие в золотой фонд мировой детской литературы, а также произведения современных русских и зарубежных авторов. В круг внеклассного чтения младших школьников включены классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника, в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная «уральская» литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина). При этом программа предусматривает возможность варьирования материала.

Тема занятия Кол-во часов Основное содержание работы
    Знакомство с «Читательским портфелем»   Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа. Заполнение читательской анкеты. Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.  
  «Подвиги моего детства»   Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации. Самостоятельная работа учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. Просмотр фрагментов телефильма «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991 г., режиссер Елена Стрижевская).
  «Мечты моего детства»   А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь». Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Просмотр интерактивной презентации-представления об авторе сказки «Маленький принц» – Антуане де Сент-Экзюпери. (https://www.lit-studia.ru/method/present.html). Литературный диктант для знатоков сказки. Работа над главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем. Творческое задание: графические иллюстрации к произведению. Проблемный диалог по нравственным и философским вопросам сказки. Пробы выразительного чтения. Вдумчивое вычитывание текста книги. Обобщающее проблемное задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей?
  «Приключения моего детства»   М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. Индивидуальные информационные проекты о всемирно известном американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями. Литературная викторина «Узнайте героев по портретным характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель». Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов из художественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» («Одесская киностудия», режиссер Станислав Говорухин, 1981 г.). Выразительное чтение по ролям диалога между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?»
  «Сказки моего детства»   Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой. Урок-путешествие на остров Нетинебудет. Выставка разных изданий сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов американского фильма «Капитан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов биографического фильма «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр М. Форстер, 2004 г., Miramax, США). Сопоставительный анализ главных героев сказки. Читательский рейтинг.
  «Сказочное путешествие по Швеции»   С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. Урок-путешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о сказке. Защита творческих проектов: литературный отзыв о сказке по плану. Чтение и обсуждение статьи о С.Лагерлеф из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ учителя об истории создания повести. Просмотр фрагментов советского мультфильма «Заколдованный мальчик» («Союзмультфильм», Режиссер Владимир Полковников, 1955 г.). Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное творческое задание.
  «Удивительный мир растений и насекомых»   Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Урок-путешествие в страну биологических знаний. Выставка книг. Чтение и обсуждение статьи о Я. Ларри из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести. Просмотр начальных эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер – Валерий Родченко, в главной роли – Василий Ливанов), либо мультфильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Россия, 2005 г., режиссер– Александр Люткевич). Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами главных героев сказки. Защита творческих работ.
  «Приключение длиною в жизнь»     Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. Просмотр фрагментов художественного фильма «Робинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Джордж Миллер, в главной роли – Пирс Броснан). Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о писателе из Читательского портфеля». Обмен читательскими впечатлениями. Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на острове». Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова». Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики. Просмотр интерактивной презентации-викторины по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (https://www.lit-studia.ru/method/present.html).
  «Отважные капитаны»   Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. Урок-приключение по материкам и океанам. Прослушивание увертюры И.О. Дунаевского к первой советской экранизации романа «Дети капитана Гранта» (1936 г.). Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов художественного фильма «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер Станислав Говорухин). Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве всемирно известного французского писателя. Рассказ учителя об истории создания книги. Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа. Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». Награждение лучших авторов. Просмотр интерактивной презентации-викторины по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (https://www.litstudia.ru/method/present.html).
  «Музыканты и вовсе немузыканты». Самая романтическая сказка   Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой. Просмотр фрагментов мультипликационного фильма «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из учебного пособия. Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ ключевых глав сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на «музыкантов» и «вовсе немузыкантов». Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов, связанных образом главной героини. По возможности просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в театре. Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и балета.
  «Все страньше и страньше». Самая необычная сказка   Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Просмотр фрагментов российского мультипликационного фильма «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Ефрем Пружанский). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из тетради. Выставка разных изданий сказок Кэрролла. Литературная викторина «Алиса в стране Чудес». Выборочное чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты жителей Страны Чудес?». Просмотр интерактивной презентации «Знаешь ли жителей Страны Чудес?» по сказке Л. Кэрролла (https://www.lit-studia.ru/method/present.html). Игровой диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Индивидуальное выполнение творческого задания. Анализ «Главы никакой», написанной Заходером-переводчиком. Работа над характеристикой главной героини Алисы.
  «Неведомое Средиземье». Самая героическая сказка   Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Урок-приключение по неведомому Средиземью. Выставка книг Д. Толкина. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты об истории создания, опубликования и экранизации книги всемирно известного английского писателя. Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкина?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?». Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Просмотр фрагментов фильма «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр Питер Джексон). Работа над образом главного героя сказки – Бильбо Бэггинса Обсуждение проблемного вопроса, направленного на осмысление нравственных уроков сказки.
  «Сказка о дружбе и верности»   В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве известного уральского писателя. Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги. Просмотр фрагментов художественного фильма «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр Анарио Мамедов).
  Заключительное занятие   Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
       

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

· Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

· Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

· Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

· Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

· Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

· Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

· Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

· Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

· Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: