Декоративно-прикладное искусство. В период феодальной раздробленности продолжало развиваться декоративно - прикладное




В период феодальной раздробленности продолжало развиваться декоративно - прикладное искусство. Крупные города славились своими мастерами - ремесленниками. Мастера Галича, Новгорода, Владимира совершенствовались в мастерстве гравировки, резьбы по дереву, вышивки золотом на ткани и т.д. Особое развитие на Руси получило производство оружия и военных доспехов. Мастера-оружейники изготавливали мечи, боевые топоры, копья, сабли, ножи, щиты, кольчуги.

Новгородские мастера оружейного дела в XII - XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости. Далеко за пределами Новгорода славились изделия новгородских златокузнецов. Сохранились два подписных кратира мастеров Братилы и Косты и два сиона середины XII в. Новгородцы достигли большого мастерства в изготовлении изделий их кости, стекла, дерева, металла.Крупным ремесленно - торговым центром становится Владимир. Его населяют тысячи искусных архитекторов, строителей, каменщиков, резчиков, ювелиров, живописцев. Среди них значительную роль играли кузнецы и оружейники. О высоком уровне владимиро-суздальских оружейников и златокузнецов свидетельствует так называемый шлем Ярослава Всеволодовича, третьего сына Всеволода Большое Гнездо и отца Александра Невского. Найден он был в 1808 г. недалеко от Юрьева - Польского на месте Липицкого сражения, которое состоялось в 1216 г. между сыновьями Всеволода Большое Гнездо, решавшего судьбу отцовского наследства. Форма шлема традиционная, но в техническом отношении он сильно отличался от шлемов IX - X вв.

Весь корпус выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. Шлем украшен серебряными чеканными накладками. На накладках верхней части - изображения архангела Михаила, рядом - святых Федора и Георгия, а сзади- святого Василия. По краям пластины идет надпись: "Великий архистратиже Михаиле помози рабу своему Федору". Федор - имя Ярослава Всеволодовича в крещении. Ныне шлем является одним из ценнейших экспонатов коллекции оборонительного вооружения Оружейной палаты Московского Кремля. Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо - татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

 


Заключение

 

Общество обязательно оставляет следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства. Они и служат для нас источниками. На крутых поворотах истории исследование этих источников поможет осознать, кто мы такие и куда мы должны идти. Источники могут «дать» ответы на те вопросы, которые им «зададут», а формулируют их исследователи, которые вольно или невольно подвержены влиянию своего общества, цивилизации. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения, меняется и история. Отсюда, процесс познания истории бесконечен, во всяком случае, настолько, на сколько бесконечно само человечество.

Проанализировав представленные источники, можно сделать вывод о том, что культуру Киевской Руси можно назвать самой молодой в европейском регионе и хронологически, и содержательно: по ее ученическому характеру в усвоение веры и книжной мудрости у византийских учителей, уверенности в своих молодых ратных силах, легкости в присвоении обширных территорий на Севере и Севере– Востоке, по детской настойчивости и озорству в соединении привычных языческих традиций с новшествами христианской культуры. Этот образ Киевской Руси – ребенка- отрока многое позволяет увидеть и понять.1

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались до сих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар. Культура Руси - это культура "пограничья", форпоста.

В период создания и развития государства Русь была создана мощная культура, европейская по типу и направленности. Материальная и духовная культура средневековья развивалась постоянно по пути прогресса, хотя на этом пути были и задержки, и движения вспять, что определялось конкретно-историческими условиями страны. Поэтому вряд ли верны существующие и поныне представления о застойности, неизменности на протяжении веков средневековой культуры. Высокий уровень культуры, созданный в X — начале XII веков, опирался на длительный предшествующий процесс развития культуры славян-земледельцев. Древнерусская культура развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних стран, в первую очередь Византии.

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культы.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

В заключение можно сделать вывод, что культура Киевской Руси - оригинальное, самобытное образование, вобравшее в себя традиции предшествующих культур и развившее их далее.

 


Литература

 

1. Балуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского: историко-библиографический очерк. Кн. 1.,IX- XVI вв., М., 1991

2. Барашков А. «Узелковое письмо древних славян».// Наука и религия, 1992, № 4—5.

3. Бадак А.Н. Всемирная история. Т. 7.- Минск, 1997.

4. Греков Б.Д. Киевская Русь.- М., 1953.

5. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Т. 1.- М., 1995.

6. Добрынина В.И. и др., История культуры России.-М.,1993.

7. Зуев М.Н. История России с древности до наших дней.- М., 1995.

8. Карамзин Н.М. История государства Российского, IX-XII вв. Т.1. - М., 1989.

9. Карпущенко С.В. История российского государства.- С-Пб., 1994.

10. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций в 3-х кн., кн. 1. - М., 1993.

11. Костомаров Н.И. Господство дома Святого Владимира. - М., 1993.

12. Миронов Г.Е. История государства российского: хрестоматия, X-XIV вв. - М., 1996.

13. Мироненко С.В. История Отечества. Люди, идеи, решения (очерки истории России IX - начала XX вв.).- М., 1991.

14. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2000.

15. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. - М., 1997.

16. Пашков Б.Г. История России (IX - XX вв.). - М., 1998.

17. Петрушевский А. Рассказы про старое время на Руси. - Ярославль, 1994.

18. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. - М., 1999.

19. Платонов О.А. Святая Русь. - М., 2000.


[1] Барашков А. «Узелковое письмо древних славян».// Наука и религия, 1992, № 4—5.

1 Добрынина В.И. и др., История культуры России.-М.,1993.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского, IX-XII вв. Т.1. - М., 1989

1 Добрынина В.И. и др., История культуры России.-М.,1993



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: