Почему я никого не зову в Церковь или мысли о будущем РПЦ




В свое время я закончила Миссионерский факультет ПСТГУ. Но миссионером в Церкви мне так и не пришлось стать. Во-первых, потому что я так и не попала в школу преподавать детям ОПК (основы Прав культуры). Но самая главная причина, наверное, заключается в том, что наша земная РПЦ с годами становится все более несовершенной, и звать в нее с каждым годом хочется все меньше. Несовершенства копятся и копятся и … не решаются нами - членами Церкви. Сверху – заметывание сора под ковер, замалчивание внутрицерковных проблем, а внизу – подчас разобщенность, равнодушие и недоверие друг к другу. В нашей РПЦ плохо с дружбой. Человек придя в храм, увидит там богослужение, услышит проповедь о Христе, но есть вероятность, что он не почувствует там любящей и дружеской атмосферы. Его могут не заметить, прихожане с ним могут не общаться, он может испытывать одиночество на приходе. И даже если есть приходская община, она может не принять новичка как человека нового, а значит - чужого. В общем, в Евангелие – одно, а в земной РПЦ – другое. Говорится много речей (с амвона и со СПАСа), пишется много книг, а «воз и ныне там»: семинарии пустеют, молодежь не идет в храмы, внутрицерковные конфликты не утихают. О множестве недостатков в РПЦ я уже писала (Женский взгляд на современную РПЦ [Электронный ресурс] - URL: https://ahilla.ru/zhenskij-vzglyad-na-sovremennuyu-rpts/), не буду здесь повторяться. И это не мой пессимизм, а мой реализм.

Церковь растет в кризисе, она растет, когда переживает некомфортные условия своего существования, гонения, например. Именно преодоление, подвиг оживляет Церковь, а еще - ожидание Христа.

Я надеюсь, что когда-нибудь государственная власть перестанет поддерживать РПЦ, давать ей преференции, и тогда окажется, что «король-то голый». Все «одежды» РПЦ – 70 % крещенных и якобы верующих в РФ испарятся, Церковь как идеологическая прислужница станет не нужна государству, и она окажется наедине с собой, лицом к лицу перед своими нерешенными проблемами и с 1 % верных чад. Церкви от многого придется отказаться и, в первую очередь, от претензий на свою значимость в обществе. РПЦ без бюджетных денег станет скромной, но настоящей. Она останется со старушками - «белыми платочками», но верными чадами, преданными храму и батюшкам. Конечно, это разочарует «князей Церкви», возможно, кто-то из них даже снимет с себя свой высокий сан, но думаю, произойдет оздоровление церковной среды. Вместе с аристократизмом уйдут карьеризм, угодничество, ложь. В Церкви окрепнут «горизонтальные» связи, станет больше общения и общин, взаимопомощи и дружбы. РПЦ уменьшится в размере, маргинализуется, закапсулируется, но очистится от всего ложного и не-евангельского в себе самой. Станет скромной, но чистой. Вот в такую скромную РПЦ и надо будет звать людей, чтобы строить дружественную, а не административную Церковь, чтобы строить в Церкви горизонталь общения, а не вертикаль власти. Надеюсь что когда-нибудь, претензия на византийский аристократизм и имперские замашки навсегда покинут нашу РПЦ, чтобы в нее могли войти и найти себе в ней место простые верующие люди. Церковь – Невеста Христова. А невесту украшает скромность. Скромность, например, исключает категоричность и командный тон. Значит, из Церкви уйдет армейский дух, рухнет пресловутая система подчинения, но порядок останется. И этот порядок обеспечит такт. Скромность – это понимание своих границ, пределов и возможностей. Значит, Церковь уже не будет спешить со своими советами по поводу прививок или закрытия секс-шопов, например. Да, со скромностью Церковь может стать очень уж женской, но может изначально она такой и была задумана Богом, если вспомнить, во-первых, что в Раю Бог задумал не патриархат, а матриархат: Адам, а не Ева в браке прилепится: «“Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть”... перед нами формула классического матриархата! Мужчина оставляет своих отца и мать и приходит к жене в дом. В последующих культурах ведь было совсем иначе: невеста оставляла дом родителей и приходила под крышу к мужу. Отголоски этого сохраняются до сих пор: если муж переселяется на квартиру к жене, это воспринимается как нечто ненормальное. Библия же изначально предполагает нечто совершенно непривычное для нас: муж прилепляется к жене»[1], а во-вторых, что в момент Распятия Матерь Божия и жены-мироносицы, в отличие от избранных апостолов, не покинули Христа. В истории Церкви мы почти не слышим женщин, мало дошло до нас написанных ими сочинений: «Нам известны лишь отдельные изречения так называемых амм (вот у нас мама, а в Египте амма: авва – это отец, а амма – мать). Мы знаем всего несколько их удивительных изречений»[2]. Мужчины в Церкви не жаловали земную, не канонизированную ими, женщину, держали ее в «ежовых» семейных «рукавицах» подальше от образования. Но сейчас времена изменились, изменились и мужчины. Они уступили в Церкви дорогу женщинам, потому что или отошли от веры, или пострадали за веру во Христа: «к концу XIX века ситуация начала меняться. Сначала женские голоса сменили мальчиков в церковных хорах. Поначалу – «де факто». Затем уже всерьез (кажется, Александр Гречанинов стал первым композитором, который стал писать специально для женских голосов в церковных хорах). После революции, когда мужчины ушли из храмов, женщины стали исполнять прежде чисто мужские послушания церковных чтецов и даже алтарников. Особняком стоит дата 1971 года. В этот год впервые в истории Церкви делегатами Поместного Собора стали женщины (даже на архидемократическом Соборе 1917-1918 годов женщин, в том числе и игумений, не было). В 90-е годы пришла пора религиозной свободы – и отнюдь не все вернулось «на круги своя». Женщины стали проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактировать богословские журналы, вести уроки Закона Божия в церковных и светских школах, богословия в светских университетах (в XIX веке законоучитель это только батюшка). В Тихоновском Богословском институте даже литургику – науку о богослужении – преподает женщина!. И там же уже прошло несколько успешных защит богословских диссертаций женщинами … В современной же культуре наконец-то зазвучали те голоса, которые принадлежали прежде «молчащему большинству». В Церкви зазвучал голос женщин. Православная женская богословская мысль рождается только на наших глазах. … именно монастырь, причем укорененный в древнейшей и славнейший обители Руси – московское подворье Троице-Сергиевой Лавры издает богословские труды женщин (Олеси Николаевой и Ирины Силуяновой). … именно монахи дают возможность зазвучать в Церкви голосу женщин»[3].

ХХ век изменил и мужчин, и женщин. Недавно я посмотрела македоно-сербо-хорватский фильм «Бог существует, её имя - Петруния» (2019 г.). Фильм мне понравился. Он показывает отношение к женщине в мужском (патриархальном) обществе. В Македонии, в маленьком городе Штипе в праздник Крещения Господня (Богоявления-Теофании) незамужняя девушка Петруния взяла у православных мужчин символичный деревянный крест, бросаемый каждый год в воду. Мужчины за ней стали гоняться и давить на нее, чтобы отобрать этот символ. Гонялись все мужское сообщество: государство в лице полиции, Православная Церковь в лице местного митрополита и конечно, семья. На ее стороне было только столичное (из Скопье) светском СМИ в лице женщины-репортера. В конце фильма Петруния добровольно отдает крест, но ставит перед мужским обществом вопрос: «Что бы они делали, если бы Бог был (явился-Теофания – Л.З.) женщиной?». И хотя этот фильм светский, а не религиозный («Выловленный крест ей нужен был только из принципа, а не для удачи»[4]), но он затрагивает отношение к женщине со стороны Православия, которое в фильме показано не лицеприятно: местный православный митрополит курит, решает какие-то свои финансовые дела. Если бы Бог явился на земле в образе женщины, то женщине не пришлось бы подстраиваться под мужчин, чтобы получить от них какие-либо блага. Она сама бы раздавала эти блага (например, выловленный Петрунией символ-крест) мужчинам. Мысль этого фильма возвращает нас в райский матриархат Эдема.

Думаю, сейчас и в Церкви, и в обществе - время женщин. Женщинам – дорога, мужчинам – почет.

 


[1] Кураев А., диак. Женщина в Церкви [Электронный ресурс] - URL: https://predanie.ru/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/

[2] Кураев А., диак. Женщина в Церкви [Электронный ресурс] - URL: https://predanie.ru/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/

[3] Кураев А., диак. Женщина в Церкви [Электронный ресурс] - URL: https://predanie.ru/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/

[4] Таежная А. «Бог существует, её имя - Петруния»: Фильм года о женской независимости [Электронный ресурс] - URL: https://Wonderzine.ru …



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: