Практическое занятие № 2
«Гомеровский эпос»
План:
1. Сюжетная основа «Илиады» и «Одиссеи», особенности композиции.
2. Художественное мастерство Гомера. Особенности эпического стиля (строгий эпический стиль и свободный эпический стиль, единство художественного стиля Гомера).
3. Художественная действительность (Человек и судьба, люди и боги в произведениях Гомера).
4. Поэтическая техника.
5. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира в «Илиаде».
6. Гомеровский вопрос.
7. Обстоятельства и место возникновения поэм.
8. Гомер в России (переводы, оценка, изучение)
Литература:
1. Гомер «Илиада», «Одиссея» - любое издание. Лосев А.Ф. Гомер [текст] – М, 1960.
2. Сахарный Н. Гомеровский эпос [текст] - М., 1976.
3. Шталь И.В. Гомеровский эпос [текст] - М., 1975.
4. Шталь И.В. «Одиссея - героическая поэма странствий» [текст] - М, 1978.
5. Кравчук А. Троянская война [текст] - М., 1991.
6. Штоль Г. Шлиман (Мечта о Трое) [текст] - М., 1965.
Практическое занятие № 3
Тема: Древнегреческий театр. Древнегреческая трагедия
1.Возникновение древнегреческой трагедии: социально-исторические предпосылки возникновения нового вида искусства слова, источники греческой трагедии, эволюция жанра.
2. Организация театральных представлений. Греческий театр.
3. Специфические черты древнегреческой трагедии.
4. Структура трагедии: пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод.
Литература:
1. Каллистов Д.П. Античный театр [текст] - Л., 1970.
2. Головня В.В. История античного театра [текст] - М, 1972.
3. Трубочкин Д.В. Античная литература и драматургия [текст] – М.,2010.
Практическое занятие № 4
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»
1. Интерпретация мифа о Прометее в «Теогонии» Гесиода.
2. Что нового внес в трактовку этого образа Эсхил? Чем объяснить эту трактовку? (Подтвердите ответы текстами Гесиода и Эсхила).
3. Идея трагедии «Прометей прикованный». Образ Прометея.
4. Актуальность трагедии для современников Эсхила, общечеловеческое значение.
5. Композиция трагедии.
6. Отражение пафоса трагедии в лексике и ритме трагедии (подтвердить текстом трагедии).
7. Образ Прометея в мировой литературе.
8. Приведите примеры из современной прессы, где бы журналисты, публицисты, раскрывая перед читателями актуальные вопросы общественной жизни, обращались к образу Прометея.
Литература:
1. Эсхил. Прометей прикованный. – Любое издание.
2. Каллистов Д.П. Античный театр [текст] – Л., 1970.
3. Головня В.В. История античного театра [текст] – М., 1972.
4. Ярхо В.Н. Эсхил [текст] – М., 1958.
5. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства [текст] – М., 1990.
6. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы античной трагедии [текст] – М., 1978.
7. Боннар А. Греческая цивилизация в 2 т. Т. 1. [текст] – М., 1992. -С. 209-239.
8. Нусинов И.М. История литературного героя [текст] – М., 1958. -С. 3-156.
Практическое занятие № 5
«Трагедия Софокла «Эдип-царь»
1. Сюжет и композиция трагедии. Различие между гомеровским и софокловским дискурсом.
2. Характер трагического конфликта в трагедии «Эдип-царь».
3. Образ Эдипа. Аристотель о характере Эдипа.
4. Роль и функции хора в трагедии. Аристотель и Ницше о функциях хора в аттической трагедии.
5. Стиль и язык трагедии «Эдип - царь».
Литература:
1. Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2ч. [текст] - М., 2001.
2. Тронский И.М. Античная литература. - 5-е изд. [текст] - М., 1988.
3. Аристотель. Поэтика.
4. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. [текст] – М, 1990. Т.1. - С. 57-158.
5. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы [текст] – М., 1990.
Практическое занятие № 6
«Комедии Аристофана»
1. Тема войны и мира в комедии Аристофана «Мир».
2. Тема власти и народа в комедии «Всадники».
3. Мастерство комедиографа в комедии «Лягушки»: условно-фантастический характер фабулы; пародийный элемент в комедии; гротеск и карикатура образов.
4. Агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора, функции и образ хора в «Лягушках».
5. Философские и педагогические идеи времени в «Облаках».
Литература:
1. Гиленсон Б.А. Античная литература: В 2ч. [текст] - М., 2001.
2. Тронский И.М. Античная литература. - 5-е изд. [текст] - М, 1988
3. Штейн А.Л. Веселое искусство комедии [текст] - М, 1990.
4. Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация [текст] - М., 1994. - Т.2. - Гл. VIII.
5. Гусманов И.Г. Аристофан и Менандр [текст] - Орел, 3998.
6. Ярхо В., Полонская К. Античная комедия [текст] - М, 1979.
Практическое занятие № 7
«Поэтика» Аристотеля
1. Краткие биографические данные об Аристотеле.
2. Критика Аристотелем философских принципов Платона.
3. Понятие искусства в определении Аристотеля. Укажите, чем взгляды на искусство Аристотеля отличались от взглядов Платона.
4. Почему Аристотель ставит поэзию выше всех других искусств и выше истории?
5. Определение трагедии в «Поэтике».
6. Как понимать термин «катарсис» (очищение), введенный Аристотелем?
7. Части трагедии. Какая из них, по мнению Аристотеля, основная?
8. Аристотель о композиции трагедии.
9. Учение Аристотеля о трагическом характере.
10. Аристотель о языке трагедии.
11. Какие принципы «Поэтики» Аристотеля не потеряли своего значения в наши дни?
Литература:
1. Аристотель. Поэтика. - Любое издание.
2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: Жизнь и смысл [текст] - М., 1982.
3. Зубов В.П. Аристотель [текст] - М., 1963.