Анализ, как наука – это процесс исследования явлений с целью познания их закономерностей.
Экономический анализ – это вид управленческой деятельности, задача которого спрогнозировать ход производства, обосновать принятие управленческого решения, объяснить уровень достигнутых конечных результатов, выявить резервы.
Предмет экономического анализа (что изучает наука) – это ПХД фирмы (производственно-хозяйственная деятельность) и ее подразделений, которая складывается под влиянием различных факторов (их можно разделить на внутренние и внешние) и отражается через систему технико-экономической информации.
Качество экономического анализа зависит от качества информации.
В процессе экономического анализа используют информацию:
1. Нормативную – содержится в различных нормативах, справочниках.
2. Плановую – содержится в различных планах фирмы.
3. Учетно-отчетную – бухгалтерский учет, оперативный учет, статистический учет.
4. Внеучетная – законодательство государства, учредительные документы фирмы, контракты и договоры, техническая документация, документы банков, арбитражные дела и так далее…
В экономическом анализе используются различные показатели. По степени выражения они могу быть:
1) Абсолютные –отражают размер, объем и могут быть:
А) натуральные (кг, шт., чел., м, см и т.д.)
Б) Условно-натуральная размерность (установленные условные единицы, например: завод выпускает катушки 100м, 200м и 500м, за условную единицу будут приняты катушки 100м – это условная единица)
В) Стоимостная размерность (денежная: рубли, доллары, евро. Приняты в РФ рубли)
Г) Трудовая размерность (человеко-дни, человеко-часы, машиносмены и т.п.)
2) Относительные показатели:
А) Коэффициенты – это отношение двух абсолютных показателей, имеющих одинаковую размерность. Например: показатель рентабельности (прибыльности), в числителе этого показателя всегда ставится прибыль: Р=Прибыль руб./Затраты руб. =0,4.
Б) Удельные показатели – это отношение двух абсолютных в разном измерении. Например: сколько амортизации приходится на единицу продукции. А на ед.продукции = Агодовая в рублях/В штук.
В) Структурные показатели. Структура (удельный вес) показывает, какую долю (процент) занимает каждая часть в общем целом.
Задача:
Определить структуру ОПФ (основных производственных фондов) фирмы.
Вид ОПФ | Стоимость в рублях (млн) | Структура (в процентах) |
здания | 100 | 38,46 |
Сооружения (дороги и мосты) | 30 | 11,53 |
Передаточное устройство (ЛЭП, газопроводы, нефтепроводы) | 20 | 7,69 |
Транспорт | 10 | 3,84 |
Машины и оборудование | 100 | 38,46 |
Капитальные вложения, насаждения, животные и т.п. (это пример, не переписывать) | ||
Всего | 260 |
1)100/260*100=38,46 – это процент зданий
2)30/260*100=11,53 – это процент сооружений
3)20/260*100=7,69 – это ПУ
4)10/260*100=3,84 – это транспорт
3)Средние величины (информации нет)
Экономический анализ реализуется через систему приемов:
- Прием-сравнение
- Прием детализации
- Прием средних величин
- Факторное моделирование прием
- Элиминирования прием
- Балансовый прием
- Индексный прием
- Группировки прием
- Графический прием
Прием сравнения наиболеераспространен (без него анализ немыслим). Чтобы результаты сравнения были корректные, необходимо:
- Чтобы сравниваемые показатели были взяты за один и тот же период.
- Рассчитаны по одной и той же методике (оборачиваемость оборотных средств на фирме за несколько лет, но важно брать за основу метод расчета на этой фирме за эти периоды)
- При сравнении стоимостных показателей надо соблюсти единство оценки. То есть: убрать влияние фактора цены, показатели должны быть представлены в базисных сопоставимых ценах.
Пример: как изменился выпуск предприятия в стоимостном выражении. Если предприятие выпускает разные товары, то выпуск всего будет рассчитываться только в денежном выражении.
Надо взять товар одного вида за год, помножить на цену единицы в этот период и прибавить посчитанные таким образом другие товары.
За прошлый год: кол-во товаров за тот год, умноженный на стоимость единицы того года.
Вотчетного/Впериода=Ʃвотчет*Цотч/Ʃвпериода*цпериода
Если ценники менялись, тогда выручка пересчитывается по цене плана.
Вотчет/Впериод= ƩВотчет*Цпланового/ƩВпериода*Цпланового
В – выпуск
Ц-цена
- При сравнении качественных показателей убирают влияние количественного фактора.
Зотчетного= Ʃвотчетного*Сед.отч.
Зплан=Ʃвплан*Сплан
З – затраты
С - себестоимость
Лучше сравнивать не абсолютные, а относительные показатели.
Прием использования средних величин:
Средняя величина – это обобщающий показатель, которая характеризует типичный уровень, изучаемого явления. Чтобы средняя была посчитана правильно, необходимо:
1. Чтобы осредняемых показателей было достаточно много.
2. Чтобы совокупность показателей была качественно однородна.
3. Правильно выбрать формулу расчета. Выбор формулы зависит от того, в каком виде исходные данные – интервального или моментного ряда.
Интервальный ряд – за какой период, в какой период
Моментный ряд – по состоянию на какую-либо дату (зафиксировано)
Интервальный ряд | Моментный ряд |
Х=ƩХ/n – средний показатель. Применяется, когда осредняемые показатели просто перечислены. Задача 1 см ниже | Средняя хронологическая с равно отстоящими интервалами: Х=(Х1/2+Х2+Х3/2…)/n-1 На 2 делится только 1е число и последнее См.задачу 3 |
Х=ƩX*f/Ʃf. F – частота, сколько раз встречается данный показатель. Применяется, если показатели предварительно сгруппированы и представлены в виде ряда из значений показателей Х и частот F. См. задача 2. | Средняя хронологическая с неравно отстоящими интервалами. Х=ƩХt/Ʃt, где t – это время, в течение которого сохраняется данное значение показателя Х. См.задачу 4 |
Задача 1.
Определить средний месячный пробег одной грузовой машины на автобазе.
Номер машины | Пробег в месяц. В тыс.км |
4,8 | |
5,1 | |
5,1 | |
7,2 | |
7,2 | |
7,2 | |
8,0 | |
8,0 | |
8,0 | |
8,0 | |
Всего: | 68,6 |
1)Сложили весь пробег
2)По формуле из графы решаем: 68,6/10=6,8 тыс.км проехала каждая машина
Задача 2.
Условия и таблица из задачи 1 возьмем за основу
Средний месячный пробег | Число машин |
4,8 | |
5,1 | |
7,2 | |
8,0 |
1)(4,8*1+5,1*2+7,2*3+8,0*4)/10=68,6
Задача 3.
Определить среднюю стоимость имущества фирмы за квартал.
Дата | Стоимость в млн.руб. |
01.01 | |
01.02 | |
01.03 | |
01.04 | |
Всего |
1)(10/2+12+2+6/2)/4-1=(5+12+2+3)/3=22/3=7,33.
Задача 4.
Определить среднюю численность работников фирмы за январь, если на 1.01 численность – 50человек. На 13.01 – уволено 30 человек. На 14.01 – уволено 10 человек. 20.01 – принято 40 человек. 25.01 – уволено 2 человека. Далее изменений не было до конца месяца.
Х | t | Xt |
12дней | ||
20чел | 1день | |
10чел | 6дней | |
50 чел | 5дня | |
48чел | 7дней | |
48*7 |
Прорешать по формуле.
Факторный анализ.
Основная задача факторного анализа – определить, как на изменения обобщающего итогового показателя повлияли отдельные факторы.
Факторная модель – это математическая формула вида: Y(это обобщающий показатель)=ʄ(X1,X2,Xn) - факторы
Суть факторного моделирования – установить схему взаимосвязи между обобщающим показателем У и факторами Х.
В экономическом анализе рассматриваются детерминированные и вероятностные связи.
Связь называется детерминированной, если каждому значению фактора Х соответствует определенное неслучайное значение показателя У и можно точно сказать, насколько изменится У при определенном изменении факторов Х. То есть: если эту взаимосвязь можно представить в виде формулы.
Детерминированные модели/связи могут быть:
- Аддитивные – факторы входят в модель в виде алгебраической суммы.
П=Преализ+Пнереализ.
П - прибыль
Преализ – прибыль от реализации
Пнереализ – прибыль от, например, аренды, от того, что не продается и не производится фирмой.
Вся прибыль – это доходы минус расходы.
Задача факторного анализа – посчитать, как каждый фактор повлиял на прибыль.
- Мультипликативные – факторы входят в модель в виде произведения.
В=Ч*П
В – выпуск
Ч- численность рабочих
П – производительность труда
Вотч=Чотч*Потч
Впериод=Чпериод*Ппериод
- Кратные – факторы входят в модель в виде частного.
- Смешанные модели – факторы входят в модель в виде различной комбинации.
Вероятностные модели.
Вероятностные модели – когда связь выразить формулой невозможно, но теоретически доказано ее существование.