Предмет, информационная база экономического анализа.




Анализ, как наука – это процесс исследования явлений с целью познания их закономерностей.

Экономический анализ – это вид управленческой деятельности, задача которого спрогнозировать ход производства, обосновать принятие управленческого решения, объяснить уровень достигнутых конечных результатов, выявить резервы.

Предмет экономического анализа (что изучает наука) – это ПХД фирмы (производственно-хозяйственная деятельность) и ее подразделений, которая складывается под влиянием различных факторов (их можно разделить на внутренние и внешние) и отражается через систему технико-экономической информации.

Качество экономического анализа зависит от качества информации.

В процессе экономического анализа используют информацию:

1. Нормативную – содержится в различных нормативах, справочниках.

2. Плановую – содержится в различных планах фирмы.

3. Учетно-отчетную – бухгалтерский учет, оперативный учет, статистический учет.

4. Внеучетная – законодательство государства, учредительные документы фирмы, контракты и договоры, техническая документация, документы банков, арбитражные дела и так далее…

 

В экономическом анализе используются различные показатели. По степени выражения они могу быть:

1) Абсолютные –отражают размер, объем и могут быть:

А) натуральные (кг, шт., чел., м, см и т.д.)

Б) Условно-натуральная размерность (установленные условные единицы, например: завод выпускает катушки 100м, 200м и 500м, за условную единицу будут приняты катушки 100м – это условная единица)

В) Стоимостная размерность (денежная: рубли, доллары, евро. Приняты в РФ рубли)

Г) Трудовая размерность (человеко-дни, человеко-часы, машиносмены и т.п.)

2) Относительные показатели:

А) Коэффициенты – это отношение двух абсолютных показателей, имеющих одинаковую размерность. Например: показатель рентабельности (прибыльности), в числителе этого показателя всегда ставится прибыль: Р=Прибыль руб./Затраты руб. =0,4.

Б) Удельные показатели – это отношение двух абсолютных в разном измерении. Например: сколько амортизации приходится на единицу продукции. А на ед.продукции = Агодовая в рублях/В штук.

В) Структурные показатели. Структура (удельный вес) показывает, какую долю (процент) занимает каждая часть в общем целом.

Задача:

Определить структуру ОПФ (основных производственных фондов) фирмы.

Вид ОПФ Стоимость в рублях (млн) Структура (в процентах)
здания 100 38,46
Сооружения (дороги и мосты) 30 11,53
Передаточное устройство (ЛЭП, газопроводы, нефтепроводы) 20 7,69
Транспорт 10 3,84
Машины и оборудование 100 38,46
Капитальные вложения, насаждения, животные и т.п. (это пример, не переписывать)    
Всего 260  

1)100/260*100=38,46 – это процент зданий

2)30/260*100=11,53 – это процент сооружений

3)20/260*100=7,69 – это ПУ

4)10/260*100=3,84 – это транспорт

 

3)Средние величины (информации нет)

 

Экономический анализ реализуется через систему приемов:

  1. Прием-сравнение
  2. Прием детализации
  3. Прием средних величин
  4. Факторное моделирование прием
  5. Элиминирования прием
  6. Балансовый прием
  7. Индексный прием
  8. Группировки прием
  9. Графический прием

 

Прием сравнения наиболеераспространен (без него анализ немыслим). Чтобы результаты сравнения были корректные, необходимо:

  1. Чтобы сравниваемые показатели были взяты за один и тот же период.
  2. Рассчитаны по одной и той же методике (оборачиваемость оборотных средств на фирме за несколько лет, но важно брать за основу метод расчета на этой фирме за эти периоды)
  3. При сравнении стоимостных показателей надо соблюсти единство оценки. То есть: убрать влияние фактора цены, показатели должны быть представлены в базисных сопоставимых ценах.

Пример: как изменился выпуск предприятия в стоимостном выражении. Если предприятие выпускает разные товары, то выпуск всего будет рассчитываться только в денежном выражении.

Надо взять товар одного вида за год, помножить на цену единицы в этот период и прибавить посчитанные таким образом другие товары.

За прошлый год: кол-во товаров за тот год, умноженный на стоимость единицы того года.

Вотчетного/Впериода=Ʃвотчет*Цотч/Ʃвпериода*цпериода

Если ценники менялись, тогда выручка пересчитывается по цене плана.

Вотчет/Впериод= ƩВотчет*Цпланового/ƩВпериода*Цпланового

В – выпуск

Ц-цена

  1. При сравнении качественных показателей убирают влияние количественного фактора.

Зотчетного= Ʃвотчетного*Сед.отч.

Зплан=Ʃвплан*Сплан

З – затраты

С - себестоимость

Лучше сравнивать не абсолютные, а относительные показатели.

 

Прием использования средних величин:

 

Средняя величина – это обобщающий показатель, которая характеризует типичный уровень, изучаемого явления. Чтобы средняя была посчитана правильно, необходимо:

1. Чтобы осредняемых показателей было достаточно много.

2. Чтобы совокупность показателей была качественно однородна.

3. Правильно выбрать формулу расчета. Выбор формулы зависит от того, в каком виде исходные данные – интервального или моментного ряда.

Интервальный ряд – за какой период, в какой период

Моментный ряд – по состоянию на какую-либо дату (зафиксировано)

Интервальный ряд Моментный ряд
Х=ƩХ/n – средний показатель. Применяется, когда осредняемые показатели просто перечислены. Задача 1 см ниже Средняя хронологическая с равно отстоящими интервалами: Х=(Х1/2+Х2+Х3/2…)/n-1 На 2 делится только 1е число и последнее См.задачу 3
Х=ƩX*f/Ʃf. F – частота, сколько раз встречается данный показатель. Применяется, если показатели предварительно сгруппированы и представлены в виде ряда из значений показателей Х и частот F. См. задача 2. Средняя хронологическая с неравно отстоящими интервалами. Х=ƩХt/Ʃt, где t – это время, в течение которого сохраняется данное значение показателя Х. См.задачу 4

 

Задача 1.

Определить средний месячный пробег одной грузовой машины на автобазе.

Номер машины Пробег в месяц. В тыс.км
  4,8
  5,1
  5,1
  7,2
  7,2
  7,2
  8,0
  8,0
  8,0
  8,0
Всего: 68,6

1)Сложили весь пробег

2)По формуле из графы решаем: 68,6/10=6,8 тыс.км проехала каждая машина

 

Задача 2.

Условия и таблица из задачи 1 возьмем за основу

Средний месячный пробег Число машин
4,8  
5,1  
7,2  
8,0  

1)(4,8*1+5,1*2+7,2*3+8,0*4)/10=68,6

Задача 3.

Определить среднюю стоимость имущества фирмы за квартал.

Дата Стоимость в млн.руб.
01.01  
01.02  
01.03  
01.04  
Всего  

1)(10/2+12+2+6/2)/4-1=(5+12+2+3)/3=22/3=7,33.

 

Задача 4.

Определить среднюю численность работников фирмы за январь, если на 1.01 численность – 50человек. На 13.01 – уволено 30 человек. На 14.01 – уволено 10 человек. 20.01 – принято 40 человек. 25.01 – уволено 2 человека. Далее изменений не было до конца месяца.

Х t Xt
  12дней  
20чел 1день  
10чел 6дней  
50 чел 5дня  
48чел 7дней  
48*7    

Прорешать по формуле.

 

Факторный анализ.

Основная задача факторного анализа – определить, как на изменения обобщающего итогового показателя повлияли отдельные факторы.

Факторная модель – это математическая формула вида: Y(это обобщающий показатель)=ʄ(X1,X2,Xn) - факторы

Суть факторного моделирования – установить схему взаимосвязи между обобщающим показателем У и факторами Х.

В экономическом анализе рассматриваются детерминированные и вероятностные связи.

Связь называется детерминированной, если каждому значению фактора Х соответствует определенное неслучайное значение показателя У и можно точно сказать, насколько изменится У при определенном изменении факторов Х. То есть: если эту взаимосвязь можно представить в виде формулы.

 

Детерминированные модели/связи могут быть:

  1. Аддитивные – факторы входят в модель в виде алгебраической суммы.

П=Преализ+Пнереализ.

П - прибыль

Преализ – прибыль от реализации

Пнереализ – прибыль от, например, аренды, от того, что не продается и не производится фирмой.

Вся прибыль – это доходы минус расходы.

Задача факторного анализа – посчитать, как каждый фактор повлиял на прибыль.

  1. Мультипликативные – факторы входят в модель в виде произведения.

В=Ч*П

В – выпуск

Ч- численность рабочих

П – производительность труда

Вотч=Чотч*Потч

Впериод=Чпериод*Ппериод

  1. Кратные – факторы входят в модель в виде частного.
  2. Смешанные модели – факторы входят в модель в виде различной комбинации.

 

Вероятностные модели.

Вероятностные модели – когда связь выразить формулой невозможно, но теоретически доказано ее существование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: