Автор статьи - Лейф Кемп, пастор, миссионер магистр богословия лютеранской семинарии Конкордия в Сент-Луисе, отмеченный наградой «Dissen» за отличную учёбу и верность лютеранскому исповеданию, магистр филологии английского языка университета Северный Иллинойс.
Может ли лютеранин молиться святым? Молитвы святым – неверная практика, она противоречит Библейской Христианской вере, противоречит Апостольскому учению. То, что подобная традиция была введена отцами Церкви, не делает ее правильной – отцы совершили ошибку. Говорю ли я так просто потому, что молитвы святым противоречат лютеранскому вероучению, изложенному в Книге Согласия? Нет. Книга Согласия, по сути своей, является комментарием к Священному Писанию, она истинна и правильна по одной-единственной причине: ответы на вопросы в ней даются с точки зрения Библейской истины. Итак, если Книга Согласия объясняет, что молитвы святым – ошибочная практика и ошибочное учение, то одно из двух: либо у такого подхода есть Библейское основание, либо Книга Согласия неверна. В свете этого давайте вместе рассмотрим Священное Писание и попытаемся понять, что оно говорит о молитвах святым (к лютеранским вероисповедным документам мы при этом НЕ БУДЕМ обращаться вообще).
Ветхий Завет совершенно явным образом запрещает народу Божьему общаться с умершими. См., например, Лев. 19:31: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш». Также в Ис. 8:19: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?»
|
Это объясняется, во-первых, тем, что подобная практика зачастую была связана с гаданием или колдовством. Во-вторых, взывание к предкам было (и продолжает оставаться) языческим обычаем, от которого Израиль хотел себя оградить. В-третьих, источник помощи и поддержки для нас – Бог и только Бог. Поясним это несколькими стихами из Псалмов. Пс. 61:1-2: «Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое». Пс. 123:8: «Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю». Ясно говорит об этом и Пророк Иоиль (Иоиль 2:32): «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Нигде в Ветхом Завете мы не встретим верного слугу Божьего, который молился бы кому-то еще, кроме Бога. Никто из живых иудеев на молился Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею или кому-то из почивших Пророков. Так не поступали.
Новый Завет в этом отношении ничем не отличается от Ветхого. Всё, что мы делаем, мы делаем во Имя Господа, а не во имя кого-то из святых. Всё, что мы делаем, мы делаем ради Господа, в ответ на Его любовь и милость – а не ради кого-то из святых. Кол. 3:17: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Один из доводов в пользу молитв святым заключается в том, что святые, пребывающие на Небесах, живы, ведь в Мф. 22:32 говорится: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых». Тем не менее, это не означает, что нам позволено взывать в молитве к этим живым душам (которые всё еще пребывают в ожидании телесного воскресения). Оппоненты продолжают свою мысль и говорят, что, поскольку святые, пребывающие на Небесах, живы, они могут ходатайствовать за нас – доносить наши проблемы до Бога. Существует также сбивающее с толку людей представление о том, будто бы Мария или кто-то из Святых лучше может понять нас, поскольку сами они были людьми, и, значит, ближе к нам, чем сотворивший нас Бог. Тот, кто говорит так – отвергает вочеловечение Христа, отвергает тот факт, что Христос был истинным Человеком и может сострадать нам в немощах наших. На месте Христа оказывается кто-то еще. Посредничество между Богом и людьми – не задача святых, находящихся на Небесах. В 1 Тим. 2:5 говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
|
Новый Завет также ссылается на ветхозаветного Пророка Иоиля, вновь напоминая нам, что нет иного Имени, которое нам следовало бы произносить в минуты нужды. Деян. 4:12: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Когда мы молимся святым, мы просим о помощи во имя их – во имя Марии, Иуды или Николая Второго. У нас нет обетования, что, молясь во имя их, мы получим ответ. Подобное обетование у нас есть только насчет молитв во Имя Иисуса. Ин. 14:13-14: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».
Итак, если небесные святые не сидят на облаках, не слушают наши молитвы и не ходатайствуют за нас – чем же они тогда занимаются? Они молятся, но не о наших нуждах. Они молятся о конце этого мира и о своем телесном воскресении – мы читаем об этом в Откр. 6:9-10: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»
|
Могут ли лютеране праздновать дни памяти святых? В Книге Согласия рассматривается вопрос о том, каковы истинные отношения между земной Церковью и Церковью Торжествующей (Апология Аугсбургского Исповедания, Артикул XXI, 4-6). Можем ли мы просить святых о помощи? Нет, если мы хотим превозносить Бога превыше всего. Нет, если мы хотим получить спасение, обретаемое лишь через Иисуса Христа. Нет, если мы хотим придерживаться ясного учения Святого Писания.
Если кто-то хочет отвернуться от нашего вероисповедания, проповедовать о молитвах святым и практиковать подобные молитвы – он волен выбрать свой путь.Но такой выбор противоречит учению Святого Писания, как оно определено в лютеранских вероисповедных документах. Поэтому честные люди, желающие молиться святым, должны, если у них есть совесть, присоединиться к Церкви, учение которой совпадает с тем, во что они верят.