Источник: Антипина О. Каково будущее рыночной экономики? (О книге Джастина Ифу Линя "The Quest for Prosperity") / О. Антипина // Вопросы экономики – 2013. - № 9.- С. 150-160 -https://dlib.eastview.com/sources/article.jsp?id=36113787
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. под экономикой знаний и высоких технологий понимаются «сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения». Возможны ли альтернативные стратегии развития, переход к новой структурной политике и использование успешного зарубежного опыта?
Одной из стран, демонстрирующей устойчивые темпы экономического роста в последние десятилетия, даже в условиях мирового экономического кризиса, является Китай. В этой связи особый интерес книга Джастина Ифу Линя "The Quest for Prosperity"
Концепция новой структурной экономики, реализуемой в Китае, основана на четырех идеях.
1) Сравнительные преимущества экономики зависят от первоначального запаса земли, труда, человеческого и физического капитала на определенный момент, который определяет цены факторов производства и, соответственно, сравнительные преимущества экономики. Но они изменяются со временем, а это означает, что отраслевая структура экономики будет различаться на разных уровнях развития;
В различных отраслях преобладают различные модели рынка. Каждому рынку необходима инфраструктура. Она делится на жесткую (автомагистрали, порты, аэропорты, телекоммуникационные системы, линии передачи электроэнергии и т. п.) и мягкую (институты, социальный капитал, система ценностей и другие социально-экономические факторы).
2) Развитие инфраструктуры сопровождается возникновением положительных экстерналий, требует значительных вложений, поэтому недостаточно улавливается рыночным механизмом регулирования и требует государственного вмешательства.
3) Цели модернизации развивающихся стран и развитых стран могут не соответствовать, так как они уникальны для каждого уровня развития.
4) Для снижения неопределенности и риска в развитии поддерживаемых отраслей правительства должны способствовать формированию кластеров.
Попытки реализации структурной политики, основанной на амбициях, а не на конкурентных преимуществах, поддержка с целью сохранить рабочие места находящихся в упадке старых отраслей, ведут к неудачам. Например, в 1957 - 1966 гг., правительство Ганы реализовало программу модернизации сельского хозяйства и индустриализации на основе развития государственного сектора экономики, которая в значительной степени финансировалась за счет внешнего долга. Однако внутренний спрос был недостаточным, а на мировом рынке промышленная продукция Ганы оказалась неконкурентоспособной.
В качестве примера успешной структурной политики профессор Линь приводит Чили. В этой стране государственную поддержку получили культивирование антарктического лосося и виноделие, поскольку океаническая среда у берегов страны схожа с имеющейся у берегов Норвегии и Шотландии, а климат в винодельческих районах идентичен итальянскому. В настоящее время Чили занимает второе место по объему продаж лосося на мировом рынке и пятое место в мире по экспорту вина.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие идеи положены в основу новой структурной политики?
2. Какие отрасли российской экономики могли бы стать «локомотивом» устойчивого экономического роста в России с учетом принципов новой структурной политики?
КЕЙС: "ПРОВАЛЫГОСУДАРСТВА": ТЕОРИЯ И ПОЛИТИКА
А. Радыгин, Р. Энтов "Провалы государства": теория и политика/ А. Радыгин, Р. Энтов// Вопросы экономики- 2012. - № 12- C.4-30. – [электронный ресурс] https://dlib.eastview.com/browse/doc/28436259
Проблемная ситуация
Дискуссии о роли государства в экономике развернулись в период становления рыночных отношений. Например, физиократы сводили функции государства к обеспечению условий для "свободной и неограниченной конкуренции" (Кенэ, 1960. С. 524). Классики считали, что государство должно выполнять роль «ночного сторожа» (или «сонного пастуха»), ограничиваясь по А. Смиту, чеканкой монет, образованием, национальной безопасностью и т.п.
А. Маршалл ввел понятие "внешние эффекты" (экстерналии), которые наглядно доказывают ограниченность рыночного механизма регулирования. Ученик и последователь Маршалла А. Пигу продемонстрировал, что возникающее вследствие этих эффектов расхождение между величинами частного и общественного предельных продуктов не позволяет "нормальным экономическим процессам" обеспечить возможный рост национального дохода (Pigou, 1932. Р. 173). Указанные соображения послужили основой для формулирования известного понятия "провалы рынка", которые и требуют государственного вмешательства.
Первая мировая война и Великая депрессия потребовали создания системы активного и постоянного государственного вмешательства в рыночную экономику, что нашло отражение в кейнсианской теории, обосновавшей необходимость активного государственного вмешательства. В период Второй мировой войны и после ее окончания в 1950-е - 1970-е годы четко прослеживалась тенденция к усилению роли государства в экономике промышленно развитых и особенно бывших колониальных стран.
Представители либерального ("неолиберального", "неоконсервативного") течения выступили против "чрезмерного вмешательства" государства в хозяйственную жизнь, поскольку оно, по мнению "классика" современного либерализма Ф. Хайека ведет к нарушению основных прав граждан, ограничению свободы участников рыночных отношений. Однако и он отмечает невозможность более или менее точно подсчитать убытки из-за ограничения экономических свобод.
Накопление отрицательных последствий государственной активности побудило экономистов параллельно категории "провалы рынка" сформулировать категорию "провалы государства". В 1979 г. Ч. Вульф предложил "теорию нерыночного провала" (nonmarket failure), развив затем свою концепцию в книге "Рынки или государство". Позднее чаще употребляли термин "провалы государства". О различных "провалах государства" все чаще писали и сторонники теории общественного выбора.
На масштабы провалов государства оказывают влияние следующие факторы:
- проблемы сбора и обработки информации, необходимой для выбора направления государственной деятельности;
- выбор способов финансирования общественного сектора;
- недостаточная согласованность, а, порой, и противоречивость различных ветвей власти;
- объем государственного вмешательства, формы политической организации государства, в частности, от исторически сложившейся политической культуры, степени демократизации общества и структуры действующих общественных институтов
- особенности политического процесса, в частности недостаточная прозрачность, закрытость процессов принятия решений в рамках разветвленной и нередко рентоориентированной бюрократической системы;.
Поиск решения
Следует понимать, что избавиться от ограниченности государственного вмешательства невозможно, так как, во–первых, противоречивы, а порой и взаимоисключаемы цели государственного вмешательства, во-вторых несовершенны методы и формы государственного регулирования экономики.
Присутствие государства в экономике позволяет сгладить ограниченность рыночного механизма регулирования, и далеко не все политические деятели и чиновники относится к числу коррупционеров. В этой связи речь идет об оптимальном взаимодействии государственного и рыночного механизмов о регулирования.
Для России, как никогда, актуален переход от идеологии "государства для государства" к политике "эффективного государства".
Вопросы для обсуждения:
1) Расскажите об основных концепциях государственного вмешательства в рыночную экономику. Назовите условия, в которых они формировались
2) В чем заключаются провалы рынка? Провалы государства?
3) От чего зависят масштабы провалов государства?
4) Назовите основные пути сокращения масштабов провалов государства.