Урок 4.
«КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ»
Итак, каковы же качества истинного духовного учителя?
В Шримад-Бхагаватам 11.3.21 говорится:
Тасмад гурум прападьета
Джиджнасух шрейа уттамам
Шабде паре ча нишнатам
Брахманй упашамашрайам
«Поэтому любой, кто по-настоящему желает истинного счастья, должен искать духовного учителя а, найдя его, принять у него прибежище. Квалификация духовного учителя такова: он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности. Таких великих людей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших все материальные взгляды, следует считать истинными духовными учителями».
В этом стихе говорится о двух основных и одном второстепенном качествах духовного учителя.
Основные качества:
1. Шабда-брахмани нишната – он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности.
Поэтому, истинный духовный учитель:
- никогда не говорит то, чего нет в Ведической литературе (ничего не выдумывает), т.е. мыслит категориями Священных писаний;
- постоянно изучает Священные писания, т.е. не считает себя совершенным знатоком духовного знания, но, напротив, постоянно совершенствуется в нем;
- никогда не противоречит садху (святым);
- может ответить на любой вопрос, касающийся духовной жизни;
- учит своим примером (ачарья);
- правдив и дружелюбен ко всем.
2. Пара-брахмани нишната – он принял прибежище у Верховного Господа и утвердился на духовном уровне.
Поэтому, истинный духовный учитель:
|
- никогда не говорит «Я — Бог»;
- говорит только о Боге или о том, что связано с Ним;
- погружен в пение и повторение Святого Имени Господа и проповедь Его славы;
- поглощен преданным служением Богу
Второстепенное качество:
3. Упаса-амашрайах – он равнодушен к соблазнам материального мира.
В «Нектаре Наставлении» (текст 1) об этом говорится следующее:
Вачо вегам манасах кродха-вегам
Джихва-вегам ударопастха-вегам
Этан веган йо вишахета дхирах
Сарвам апимам притхивим са шишйат
«Уравновешенный человек, способный управлять речью, совладавший с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире».
Только тот человек, который имеет два первых (главных) качества способен быть полностью отрешенным от материи и контролировать все шесть побуждений, описанных в этом стихе.
Дополнительное (но необходимое) качество духовного учителя:
Принадлежит к цепи ученической преемственности.
Существует четыре авторитетных школы передачи духовного знания, сампрадаи, которые берут начало в Абсолютной Истине: Брахма-сампрадая, Рудра-сампрадая, Шри-сампрадая и Кумара-сампрадая. Затем каждая из этих школ подразделяется на множество ветвей ученической преемственности, называемых парампарами («один за другим»). В Падма-пуране утверждается: сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах. Все мантры, которые человек повторяет, должны быть получены от представителя одной из этих сампрадай, - только тогда они помогут ему развить духовную силу; иначе ему не добиться успеха в духовной жизни. Поэтому, сокровенное знание Вед раскроется человеку только в том случае, если он получит его через посредство духовного учителя, принадлежащего к одной из этих авторитетных школ.
|
Наша цепь ученической преемственности, основателем которой является Брахма – первое живое существо во Вселенной, называется брахма-мадхва-гаудия-сампрадая.
В чём заключается главное предназначение цепи ученической преемственности?
Главное предназначение парампары — передавать Ведическое знание в неизменном виде, без искажений. Ученик принимает знание от духовного учителя неизменным. Со временем, развив необходимые качества, он сам становится духовным учителем и передает это сокровенное знание своим ученикам в том самом виде, в котором он получил его от своего духовного учителя.
Именно благодаря парампаре знание Вед передается в неизменном виде через века и сохраняет свою чистоту. Сейчас это знание стало доступно всему западному миру благодаря Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который, являясь истинным духовным учителем, перевел и прокомментировал главные писания Ведической литературы, такие как, Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам, Шри Ишопанишад и др., раскрывающие суть всей Ведической литературы.
В Бхагавад-гите (2.46) говорится:
Йаван артха удапане
Сарватах самплутодаке
Таван сарвешу ведешу
Брахманасйа виджанатах
|
«Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага».
Поэтому, просто изучая книги Шрилы Прабхупады, человек получает возможность постичь высшую цель Вед и достичь высшего предназначения человеческой жизни.
Но ведь Веды столь обширны, действительно ли достаточно изучить книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, чтобы понять суть Вед и достичь совершенства?