Классификация средств обучения




ПЛАН

Введение.. 2

Классификация средств обучения. 6

Вопросы методики использования наглядных пособий. 10

Технические средства обучения. 11

Основные и дидактические функции основных средств обучения. 14

Модели. 17

Сценарии дидактических (деловых, производственных) игр. 21

Заключение.. 31

Литература.. 32

 


Введение

 

Никакие технологии не в состоянии "сами собой" обучить или научить кого-либо. Подобное создается только подобным: знания, нравственные черты, особенности психологического и интеллектуального восприятия вольно или невольно передаются от учителя учащимся.

Образовательный процесс в современной профессиональной школе достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании преподавателем всего богатого арсенала дидактики – через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве – важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности преподавателя.

Не мало важное место в процессе обучения играют средства обучения.

Средства обучения – 1)"обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней" (В.В. Давыдов) [1]; 2)"материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося" (А.В. Хуторской) [2]; 3) Это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагогов и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития[3].

Некоторые умаляют роль средств обучения, что приводит к недостаточной технической, технологической оснащенности учащегося. А отсюда у обучающихся могут развиваться такие негативные личностные проявления, как мнительность, отчуждение, отстраненность, интеллектуальный экстремизм (т.е. нестабильность гностическая, порождающая нестабильность психологическую), беспринципность, безыдейность.

Некоторые же неоправданно завышают их роль, что приводит к некоему пресыщению обучающегося объемом информации. Сопутствующими явлениями в таком "перекосе" часто бывают апатия, инерция мышления, безынициативность, физическая вялость и пр.

Естественно, что оба эти пути в образовании неприемлемы. И единственно верным может быть лишь разумное, пропорциональное сочетание различных средств обучения.

Целью данной работы является рассмотрение важнейших средств обучения, как неотъемлемого компонента образовательного процесса.

Задачи:

1) рассмотреть классификацию средств обучения;

2) определить основные функции средств обучения;

3) выявить дидактические требования по применению педагогом средств обучения на занятии;

4) рассмотреть методики использования отдельных видов наглядных пособий.

Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.

Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных элементов: системообразующим звеном педагогического процесса является; целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели; полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

Эти элементы инвариантны. [4]

- изменяющимся элементом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.

- вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связанна со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

- следующим элементом педагогического процесса является педагогическая диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей, плоды самостоятельной работы.

- четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

- пятым структурным элементом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель - в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.


Классификация средств обучения

 

Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака[5]:

1-я классификация (по общим свойствам)

1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения).

2. По отношению к источникам появления: искусственные (книги, тетради, освещение, картины, часы) и естественные (цветы, гербарий, биологические объекты, ландшафт, климат).

3. По степени сложности: простые (образцы, модели, карты, атласы, рабочие тетради) и сложные (музыкальные инструменты, видеомагнитофон, компьютер, Интернёт).

4. По характеру использования: статичные (парта, доска, стул) и динамичные (часы, видеотехника, аудиозапись, кино, люди).

5. По характеру воздействий: аудиальные (живая речь, звукозапись, радио), визуальные (демонстрационные приборы, диаграммы, таблицы), аудиовизуальные (магнитофоны, радио, WЕВ-конференции).

6. По особенностям строения: плоские (рисунки, карты. схемы), объемные (макеты, модели, скульптуры, предметы, человеческое тело), смешанные (глобус), виртуальные (мультимедийные программы).

7. По сфере приложения: локальные (по отдельному предмету или занятию) и общие (универсальные для всего учебного процесса).

8. По носителю информации: бумажные (книги, альбомы, фотографии, атласы), магкитооптические (аудио - и видеокассеты, диафильмы, слайды), электронные (синтезатор, компьютер, приборы).

9. По уровням содержания образования: урочные (тексты, задачи, упражнения), предметные (учебники, справочники, таблицы, стенды), процессуальные (кабинеты, аудитории, лаборатории, мастерские, залы).

10. По отношению к технологическому процессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, выставки, библиотеки), перспективные (электронная аппаратура, компьютерная техника, психодиагностические материалы), инновационные (класс-синтезатор, электронное тестирование, электронный учебник, рука).

11. По способу изготовления: промышленные (книги, портреты, мебель, приборы), автономные (сделанные руками учащихся или преподавателей).

2-я классификация (по группам):

1. Натуральные объекты: образцы и коллекции (минералов, растений, детских работ); технические средства и инструменты лабораторно-испытательной принадлежности (реактивы, карточки, станки, машины, посуда, установки).

2. Изображения и отображения: модели, муляжи, иллюстрации (рисунки, картины, репродукции, фото), экранно-звуковые средства (кино - и слайд-фильмы, аудио - и видеозаписи, радио - и телепередачи).

3. Описания предметов и явлений: посредством знаковых систем (слово, символы, знаки) - в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, учебно-методической литературы.

4. Технические средства обучения (ТСО): проекторы (диа-, кино-, звуко-, видео-, мультимедиа-), приемники (радио-, теле-, телефон), оргтехника, компьютерная техника.

Рассмотрим основные виды средств обучения, требования, условия и методику их использования.


Наглядные пособия


 
 


Учебные ситуации, требующие применения изобразительных наглядных пособий:

· изучаемые объекты в натуре очень велики или малы;

· изучаемые объекты невозможно увидеть в натуре (электрический ток, строение молекул, кристаллические решетки и т.п.);

· изучаемые объекты и явления в натуре скрыты от непосредственного наблюдения (процессы в аппаратах, внутреннее устройства машин и т.п.);

· требуется наглядно выразить взаимосвязанные величины (характеристики двигателей, диаграммы испытаний, графики процессов и т.п.);

· необходимо упростить сложные объекты или показать принцип действия (схемы установок, процессов, принципиальные схемы и т.п.);

· необходимо зафиксировать и показать взаиморасположение деталей изучаемого объекта в наиболее характерных моментах движения.

Требования к содержанию и изготовлению учебных плакатов

Содержание плаката должно соответствовать его тематике, определенной заголовком, и по возможности быть простым, наглядным.

Изображения на плакате должны быть достаточно крупными, чтобы их можно было четко видеть с любого места в учебном кабинете, классе.

Объекты иллюстраций на плакате должны изображаться в их естественных положениях.

Изображения объектов на плакате должны выполняться с соблюдением масштабных соотношений их частей, особенно если это главные детали.

Наиболее существенные элементы изображений на плакате следует выделять цветом. При этом окрашивание деталей, раскрывающих принцип действия или конструкции объектов, следует выполнять в более ярких тонах, по сравнению с второстепенными деталями.

Надписи на плакатах должны быть исполнены достаточно крупным и четким шрифтом; не следует перегружать плакат текстом, набранным мелким кеглем.

При компоновке содержания плаката следует помещать на нем не более трех-четырех изображений.

В тех случаях, когда мелкие детали на плакате имеют существенное значение, следует помещать их дополнительное изображение в увеличенном виде.

При необходимости размещения на плакате большого числа изображений их следует располагать в поле плаката в последовательности изучения.

Требования к отбору и изготовлению натуральных наглядных пособий

Следует отбирать для использования в качестве наглядных пособий натуральные объекты, имеющие ярко выраженные типичные признаки.

Пособие необходимо оснащать устройствами, позволяющими демонстрировать натуральный объект (особенно объект значительных размеров и значительной массы) со всех характерных для изучения сторон, - вращающимися подставками, поворотными устройствами, кантователями и т.п.

Выделять наиболее важные части пособия окрашиванием в разные цвета, кодированием цифрами, буквами и т.п.

Натуральный объект нужно освободить от кожухов, ограждений, защитных устройств, крышек и т.п. в целях возможности демонстрации его внутреннего устройства. Применять разрезы, вырезание смотровых окон, подсветку внутренних полостей, установку лампочек-сигнализаторов, специальное окрашивание внутренних полостей и отдельных деталей и т.п.

Необходимо обеспечить возможность быстрой разборки и сборки многодетального пособия, используемого при проведении практикума или лабораторно-практических работ.

Мелкие натуральные объекты нужно коллекционировать на специальных тематических щитах.

Широко использовать натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, приспособления, детали, приборы и т.п.) в качестве раздаточного наглядного материала.

Вопросы методики использования наглядных пособий

 

Наглядное пособие нужно использовать в тот момент, когда это необходимо по ходу учебного изучения материала.

Не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий. Необходимо направлять внимание учащихся на наиболее важные признаки или качества изучаемого объекта, их сравнение и сопоставление, а также на те частные детали пособия, которые на первый взгляд кажутся незначительными.

Рационально сочетать демонстрацию и слово, при этом слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия.

Побуждать учащихся при рассмотрении наглядных пособий проявлять познавательную активность и самостоятельность, разъяснять способы использования результатов наблюдения.

Умело использовать эффект новизны, поэтому не показывать наглядное пособие учащимся до момента необходимости его применения.

Действующие и динамические пособия обязательно демонстрировать и использовать в действии.

Обеспечивать для всех учащихся условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия - место расположения, освещенность, четкость изображений.

Мелкие объекты для наглядности использовать как раздаточный материал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: