Индивидуальное задание
Индивидуальное задание предполагает самостоятельную работу студентов в подготовке к написанию философского эссе.
Философское эссе – это относительно свободные рассуждения магистранта по теме, заданной преподавателем и содержащие ответ на вопрос о перспективах и возможных путях ее решения, например, «Почему современная научно-техническая парадигма не может быть этически нейтральной?» Объем эссе – на усмотрение магистранта. Оценивается оригинальность подхода магистранта к проблеме, его аргументация, способность обоснованно отстаивать и излагать свою точку зрения. Вопросы для эссе предусмотрен в планах практических занятий.
Темы индивидуальных заданий (эссе):
1. Теоретические и эмпирические методы познания в социально-гуманитарных и научно-технических науках (на примере реализации конкретной научно-исследовательской темы магистранта).
2. Специфика социально-гуманитарного знания в эпоху «высоких технологий».
3. Специфика технических наук на современном этапе развития.
4. Почему современная деятельность ученого (или инженера) не может быть этически нейтральной?
В ходе работы над индивидуальным заданием предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и консультаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Темы рефератов
Особое место в структуре дисциплины занимает подготовка и защита реферата. Эта такая форма подачи имеющейся информации, которая представляет собой: обзор различных источников информации, мнений нескольких авторов по определенной проблеме, анализ какого-либо первоисточника или теоретического задела автора в рамках заданной темы. Рефераты могут носить обзорный, теоретический характер или конкретный методический. Перечень тем для написания рефератов приведен как самостоятельный раздел УМКД.
1. NBICS-технологии и проблема конвергентного характера развития современной науки и техники.
2. Сущность и основные особенности развития классической науки.
3. Сущность и основные особенности развития неклассической науки.
4. Сущность и основные особенности развития постнеклассической науки.
5. Системное движение в современной науке: кибернетика, синергетика, общая теория систем.
6. Концепция единого закономерного мирового процесса и теория глобального эволюционизма.
7. Методы научного познания и их классификация.
8. Становление математизированного экспериментального естествознания в новоевропейской культуре.
9. Роль техники в становлении опытной науки в новоевропейской культуре.
10. «Аристотелевская» наука vs «галилеевская» наука (сравнительный анализ)
11. Эмпиризм Бэкона vs рационализм Декарта (сравнительный анализ)
12. Философско-методологический анализ текста Канта («Пролегомены»)
13. Научная картина мира. Философские основания науки.
14. Социальная оценка техники и концепция устойчивого развития.
15. История, философия и методология социальных наук (на примере конкретной дисциплины, например, социологии, политологии, экономики…)
16. Современная система производства в России. Особенности освоения пятого и шестого технологического укладов.
Перечень вопросов к экзамену
1. Античная философия в ее связи с наукой (общая характеристика).
2. Майевтика Сократа как прототип метода научного дискурса.
3. Философия Платона о познании.
4. Философия Аристотеля. Виды научного познания.
5. Античная философия о познании.
6. Античная логика и математика.
7. Реализм, номинализм, концептуализм и эмпиризм в средневековой христианской философии.
8. Проблема techne в античной и средневековой христианской философии.
9. Философско-методологические основания коперниковской революции.
10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
11. Предпосылки возникновения экcпериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
12. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) в новоевропейской философии.
13. Классическая немецкая философия. Кант о познании. «Пролегомены».
14. Позитивизм - неопозитивизм – постпозитивизм (общая характеристика)
15. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.
16. Особенности эмпирического и теоретического языков науки.
17. Верификация vs фальсификация (сравнительный анализ)
18. Структура эмпирического знания.
19. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
20. Структура теоретического знания.
21. Что такое научный закон и научная теория?
22. Чем отличается аксиома от гипотезы?
23. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.
24. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории.
25. Роль математики в классическом и неклассическом естествознании.
26. Математическое моделирование в технических науках и инженерных разработках.
27. Конструктивистский подход в современной технонауке.
28. Методы научного познания и их классификация.
29. Научные революции как перестройка оснований науки. Структура научных революций.
30. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
31. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки.
32. Философские основания научных картин мира.
33. Предмет и структура философии экономики. Эволюция понятия «хозяйство» в историко-философской перспективе.
34. Диалектическая взаимосвязь различных типов хозяйственно-экономической деятельности.
35. Становление философии техники (Э Капп, Ф. Бон, А. Эспиноза). «Органопроекция» Э. Каппа.
36. «Гуманитарная» и «инженерная» философия техники.
37. Фундаментальная онтология Хайдеггера о науке и технике. Учение о «поставе».
38. Современная аналитическая философия техники. Теория технической деятельности.
39. Техника и общество. Социальная оценка техники как прикладная философия техники
40. Социальная оценка техники и социально-экологическая экспертиза.
41. Новые этические вызовы техногенной цивилизации.
42. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития.
Условия допуска к экзамену: 1) эссе; 2) защита реферата (на экзамене)