Теперь, когда у нас есть понимание для чего встраивают шизофрении




Боевая аллергия, фобия

 

При эмоаллергическом стрессе запускается не обычная иммунная реакция, а сверхактивная - фобическая реакция иммунной системы. И это оправдано тем, что такой стресс может возникать только в ситуациях, которые субъективно воспринимаются как крайне опасные для существования организма. Иммунная система доступным ей образом выбирает и связывает этот стресс с одним из наиболее соответствующих такой опасной ситуации аллергенов. В дальнейшем, при появлении минимальных признаков аллергена, иммунная система на физиологическом уровне предупреждает организм о приближении угрозы его существованию, сверхактивной - аллергической реакцией. В результате исследований были выявлены следующие события, происходившие до первого явного проявления аллергии и ассоциация с которыми вызывала аллергическую реакцию. Это хирургические операции, смерть близких (в том числе и домашних животных), тяжелые заболевания, конфликт с родителями или близкими, переезд на новое место жительства, потеря работы или переход на новое место работы, ситуации, которые объективно или субъективно представляли угрозу для жизни человека.

В отдельную группу событий необходимо вынести ситуации, в которых люди испытывали депрессию, сильное переутомление, продолжительный стресс средней интенсивности. Это связано с тем, что именно эти события имеют отношение к возникновению сенсибилизации, но ассоциация с ними не приводит к явному появлению эмоаллергена-R и симптомов аллергии.

Исследуя факторы, влияющие на эффективность работы NLP методов, мы выявили, что существуют специфические эмоциональные состояния, переживание которых вызывают у человека аллергическую реакцию. Что происходит, когда специалист производит калибровку в процессе лечения аллергии NLP методами? Он ассоциирует человека с аллергеном или ситуацией, в которой он вступает во взаимодействие с аллергеном. В результате такой ассоциации люди иногда получают доступ к аллергической реакции, и тогда специалист наблюдает симптомы ее проявления, а в ряде случаев аллергическая реакция не наступает.

Оказывается, что если в процессе представления человек ассоциируется со специфическим эмоциональным состоянием, то аллергическая реакция проявляется. Как только, человека выводят из этого эмоционального состояния или изменяют его критические субмодальности, аллергическая реакция быстро прекращается. С этим явлением хорошо знакомы все специалисты, применяющие на практике NLP методы лечения аллергии. Однако, пока явление не имеет названия его вроде бы и не существует. Поэтому, этим специфическим эмоциональным состояниям было дано название ЭМОАЛЛЕРГЕНЫ.

Доктор иммунолог Майкл Леви (США) в 1985 году говорил, что аллергия похожа на фобию иммунной системы. Владимир и Светлана Янчиковы соглашаются с ним и вводят некоторые уточнения. Работая с людьми, имеющими аллергические реакции, они опираются на предположение, что сильные эмоциональные переживания приводят к мощной мобилизации иммунной системы. Включаются защитные механизмы, также как они включаются, когда человек чего-то очень сильно испугался. Попавшее в организм в это период безвредное вещество из внешней среды может маркироваться, как опасное. Если вещество маркировано, то через некоторое время иммунная система начинает реагировать на него гистаминовыми выбросами. У человека проявляется аллергическая реакция. Сильные эмоциональные переживания отпечатываются в памяти человека, как и все другие события его жизни, но имеют специфическое сочетание визуальных образов, звуков и чувств. Именно это сочетание и становится эмоаллергеном. Янчиковы выдвигают еще одно предположение. Если специфическое сочетание образов, звуков и чувств «сцепилось» с веществом из внешней среды (например, с пыльцой березы), то у человека будет аллергия на пыльцу. Если это сочетание не сцепилось с веществом, то у человека наблюдается псевдоаллергия. Но эмоциональная составляющая (эмоаллерген) есть и в том, и в другом случаях.

Наиболее важная на сегодняшний день задача - провести более детальное исследование психологических причин возникновения аллергии и особенно эмоциональную составляющую.

Аллергия - это даже не болезнь, это - группа различных заболеваний, в основе которых лежит общий патологический процесс. В норме иммунная система распознает любое чужеродное вещество, попавшее в организм, и стремится его уничтожить. При аллергии этот процесс принимает извращенную форму: организм как бы "лупит из пушки по воробьям". Интенсивность иммунных при аллергии реакций во много раз превышает нормальную. На уничтожение "чужака" (в данном случае он зовется аллергеном) бросаются такие силы, что развивается воспаление (в данном случае - аллергическое). Вырабатывается множество веществ, расширяющих сосуды, повышающих их проницаемость, раздражающих нервные окончания, вызывающих сокращение мышц, расположенных в стенках бронхов.

Аллергия – это необычная повышенная чувствительность к различным веществам, которые у большинства людей не вызывают болезненных реакций.

Для некоторых людей врагами становятся домашняя пыль, пыльца растений, плесень, некоторые виды пищевых продуктов и т.д. Эти агенты становятся аллергенами и возникает аллергия.

Аллергией страдает примерно треть населения земного шара. За последние 20 лет распространенность аллергии увеличилась вдвое. Это связано со многими факторами: ухудшение экологической ситуации, изменением характера питания, образа жизни, с появлением новых аллергенов, со стрессом, с плохим климатом внутри жилых и рабочих помещений и др.

В большинстве случаев первым в раннем детском возрасте возникает атопический дерматит: у 60-70% детей симптомы болезни появляются на первом году жизни. Приобретая хроническое течение, болезнь сохраняет свои клинические признаки на протяжении многих лет. В большинстве случаев атопический дерматит сочетается с респираторными проявлениями аллергии: бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. У 80% детей, заболевших атопическим дерматитом в раннем детстве, впоследствии развивается респираторная аллергия.

В большинстве случаев аллергия возникает при контакте с аллергенами - клещами домашней пыли, шерстью и перхотью животных, пыльцой растений, грибами-микроорганизмами, плесенью, некоторыми пищевыми продуктами, укусы насекомых. Другие факторы, такие как, резкие запахи, простуда, физические упражнения, холодный воздух, эмоции могут вызвать реакцию, похожую на аллергическую, но причиной которой является повышенная чувствительность (гиперреактивность) дыхательных путей, вызванная до этого контакта с аллергеном.

Обсудив теоретические основы возникновения аллергических и фобических реакций давайте рассмотрим на практике, как же возникает аллергия на тополиный пух у милой девушки, которая никогда на аллергию до своих 25 лет не жаловалась и тут вдруг она неожиданно появилась.

У молодой девушки складываются непростые отношения с мужем, супруг пьет, тратит деньги, проигрывает их в казино и в игровых автоматах. Милой девушке, причем маме трехлетнего сына это очень не нравится и она просит мужа взяться за ум и как то жить нормально, на благо себя и семьи. В один прекрасный день муж избивает девушку, и девушка подает заявление в милицию о возбуждении уголовного дела. Опомнившись муж просит отозвать заявление, клянется в любви и верности. Сотрудники милиции просят девушку не отзывать заявление поскольку точно знают что история с избиением повториться. Но помощь мужу приходят друзья и родственники и так же просят девушку забрать заявление из милиции. Милая девушка в состоянии сомнения (а точнее встроеной выученной беспомощности) идет забирать заявление. На улице солнце, июнь и тополиный пух… Девушка забирает заявление. На следующий год наступает лето. Девушка уже разошлась с мужем. Опять солнце, июнь, негативное забывается, тополиный пух … и острая аллергическая реакция на пух, которая, по мнению девушки, возникла неоткуда.

Говоря по простому, встраивание алергий и фобий похожа на один из предыдущих приемов «вздох темной стороны силы». НО если там якорился дыхательный зажим, то в ситуации аллергии- фобии якориться нересурсное состояние целиком.

Для успешного развития у ваших близких аллергии, на первом этапе необходимо либо создать, либо напомнить о состоянии беспомощности, безисходности когда человек не знал что делать, какй совершить выбор в ситуации и внести аллерген. Алерген лучше вносить такой что бы он был запоминаем по всем каналам восприятия. Например хорошим алергеном является апельсин или цитрусовые. Они обладают ярким цветом, сильными и специфическим запохом, достаточны устойчивым кинестеническими и вкусовыми характеристиками. То есть могут быть прекрасным запоминающимся на бессознательном уровне якорем, или тригером который запускает процесс выученной беспомощности. Желательно что бы контекст в котором было это состояние также повторялся или был подобен или был похож на тот первый раз когда возникло это состояние. Или же рядом были люди которые своим видом бессознательно напоминали о негативном прошлом опыте. И тогда аллергия будет прогрессировать, а лекарства всего лишь будут ненадолго гасить алергические приступы. Авторам данной книги неоднократно приходилось сталкиваться с ситациями когда с уходом или дистанцированием из семьи мужа, жены, бабушки или иных родствеников, аллергия уходила сама собой.

Особенностью аллергии заключается в том что, поскольку у человека аллерген не воспринимается как опасность, он может присуствовать в окружении человека. Однако организм на бессознательном уровне сигналит человеку об опасности. И сигнал этот посылается в виде зуда, сыпи и всего остального что свойственно аллергическим проявлениям.

Итак, структура встраивания аллергий и фобий:

. «Встраивание аллергии-фобии»

1. Вопрос, который ассоциирует с проблемным состоянием. Создаем нересурсного фантома.

a. «Есть же такие люди, которые у тебя вызывают страх, беспомощность, безнадежность, бесконтрольность, неуверенность, слабость и т.п.?»

b. «Как они это делают, как они себя ведут?», «Какое выражение лица у них?», и т.п.

c. «Есть ли сейчас рядом похожие на них?»

Вербальные и не вербальные паттерны (голос, поза, жесты)

a. «Есть то, что тебя достало (Кто?)»

b. VAK описание, «Где это в теле и на что похоже?» Метафора!

c. «Какие еще сложности и препятствия встречаются у тебя в жизни?»

2. Далее проводим поведенческую проверку.

a. Подстройка под не ресурсного фантома вербально и не вербально.

b. «Похоже это на тех людей?» показывая паттерны поведения.

3. Закрепление алергии- фобии.

a. Якорение.

b. Дать, что-нибудь съесть или выпить.

c. Можно позже повторить.

d. И еще одна проверка на реакцию приема этого продукта.


Встраивание тревожности

 

Мы пришли на вокзал минут за 25 до отправления поезда, указанного в билете. Обычно поезд подают за 30 минут и, следовательно, он должен был быть на путях… Никакой информации на табло не было… «Нужно что-то делать», - сказал приятель. – «мы можем остаться в этом городе. Давайте выясним, как еще можно отсюда уехать, настаивал он. В гостиницу уже не попасть. Будем сидеть всю ночь на вокзале? Пошло уже 2 минуты а надпись на табло всё не появляется. Что-то случилось с поездом», - продолжал он. «Я схожу к начальнику вокзала, пусть он объяснит сложившуюся ситуацию. И поможет нам выбраться отсюда. Я не хочу проводить здесь всю ночь. Уехать уже не удастся – следующий поезд только утром. Нужно хотя бы позвонить и предупредить родных, чтоб хотя бы они не волновались»,- не унимался он. «Надпись на табло вообще не меняется», почти закричал он. «Табло не работает! Поезд скорее всего уйдет без нас- мы не узнаем, откуда он отправляется. Нужно побежать в справочную! Они могут сказать!» Нас спасло то, что на табло написали про наш поезд. Он был проходящим и информация о нем появляется позже, чем о регулярных поездах….

А вы когда-нибудь летали на самолете с человеком, который этого боится? Я-да! За некоторое время до полета человек начинает беседовать о полете, явно предполагая опасность. При приближении к самолету в его представлении вероятность долететь сильно уменьшается и становится равной одной второй при запуске турбин. Самолет взлетает и тут каждая мелочь привлекает его внимание, наводя на самые печальные мысли. Какой-то новый шум? А слышит ли его стюардесса? Вдруг это и есть предзнаменование катастрофы?

Преувеличение опасности – явный признак тревоги. Тревога и стерсс- модная на сегодняшний день тема связанная с обеспокоенностью будущем. Человек, находящийся в тревожном состоянии перестает ценить настоящий успех, ведь даже если сегодня что-то и получилось, где гарантии, что завтра будет так же? Мало ли что может помешать.. Мало ли что может случится. И представления о том, что может произойти, причем преувеличенно опасные и детальные полностью захватывают человека. Будущее – значимо, но непредсказуемо. Ощущение тревоги вызывает представление апокалиптических сценариев в будущем и ассоциация с ними. Потом человек замечает чувство страха, которое проявляется в этих сценариях и пытается представить что-то еще. Но чувство страха только увеличивается. Создается самоподдерживающаяся петля обратной связи…Ведь чувство страха заставляет человека не хотеть беспокоиться, что ведет к еще более детальным образам беспокойства…При этом сбивается дыхание – акцент происходит на вдохе. Человек, находящийся в тревоге начинает совершать массу бессмысленных действий – главное, что-то делать. Но поскольку ни одно из действий не привозит к снижению уровня беспокойства, человек переходит к другом. И так продолжается и продолжается… Одновременно с этим формируются устойчивые синестезии – связанные воедино представления из разных систем восприятия. Так рождается «зловещая тишина», да и «ползучая контрреволюция» пример очень хороший! Умели ораторы революции вводить людей в тревогу!

Почему эта тема рассматривается нами? Застревание в любом из состояний будь то депрессия, будь то тревожность позволяет очень легко манипулировать! переведите человека в состояние тревожности и предложите ему выход, связанный с вами. Чем не еще один способ вербовки? Как отправить человека в тревогу? Основные шаги - не давать вспомнить прошлое. Что было, то было,- чего об этом вспоминать, прошлого не вернуть. Нужно думать о будущем, но оно неизвестно и может таить много опасностей. А к которым лучше подготовиться заранее.. Прожить все сейчас, чтобы если будет самое худшее, быть к нему готовым. Вопрос «Мы ничего не забыли?» направлен на мотивацию избегания и усиливает эффект. Помогает и прерывание фраз на вдохе человека, что усиливает физиологическое проявление тревоги. При этом нужно предлагать человеку действовать! Пусть действия и не направлены напрямую на решение проблемы! Это и хорошо! Значит их может быть много! Обязательно используйте синестезии! Их создают в речи словами «это значит» - лифт – значит опасность! Ведь ты еще не зашел в лифт, а предупреждение уже висит!

Тревожные люди часто используют ритуалы, которые являются набором действий, предполагающим достижение символической ценности – например безопасности….

¢ Сортировка будущего;

¢ Сортировка опасности;

¢ Ассоциация со своими внутренними репрезентациями опасности;

¢ Преувеличение значительности опасности;

¢ Нереалистические оценки;

¢ Отсутствие контроля;

¢ Физиологическая активация.

 

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Иосиф Бродский

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе солнце, если ты куришь “Шипку”?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.


Встраивание депрессии

 

Наше восприятие собственной жизни похоже на интерпретацию знаменитых пятен Роршаха. Пятна различных очертаний предъявляют человеку и просят ответить на вопрос, что человек видит в том или ином пятне. В зависимости от полученных интерпретаций о том, видит ли отвечающий симметрию, целостные рисунки и можно выстроить четкую картину о вашем внутреннем мире, ваших страхах и комплексах, отношению к близким людям, узнать ваш уровень интеллектуального развития – говорят психологи, использующие этот тест. Оставим это утверждение на их совести, но то, что мы точно так же относимся к событиям в своей жизни – это точно! Разница лишь в том, кто является интерпретатором. Если человек со стороны- мы прислушиваемся к нему. Если же интерпретатор ты сам? Мы это как правило не замечаем…Очень сложно отслеживать ссылки на самого себя самому себе. Что делают успешные люди? Они ассоциированно, то есть с полным погружением, переживают свой положительный опыт, то, что им понравилось, то, чему они научились. И это значит, что они многократно повторяют понравившиеся им моменты, они многократно повторяютполучившийся у них навык! С негативными же переживаниями они поступают просто – стараются не вспоминать, а если уж вспоминают, то смотрят на это как бы со стороны-диссоциированно-не принимая активного участия. Неуспешные люди делают всё наоборот – многократно прокручивают негатив, повторяя его раз за разом, привыкая к нему и усиливая его, и смотрят на что-то, что получилось со стороны – не участвуя в этом….
Каждый из нас может вспомнить хорошие моменты и то, что его огорчало. Разница между оптимистично настроенными людьми и теми, кто легко попадает в состояние депрессии – одно: какие моменты они выбирают для того, чтобы сделать вывод о всей своей жизни. На что они обращают внимание, во что превращают каждую неудачную мелочь – в собственное поражение или возможность чему-то научиться? Трудности возникают у каждого, но только человек с привычным состоянием выученной беспомощности впадает в депрессию. Это определенный стиль мышления – ассоциация с болезненными воспоминаниями, умение обобщать негативные части своего опыта и создавать поддерживающую петлю:воспоминая о неприятности человек начинает ощущать беспомощность и безысходность и с этим ощущением начинает думать о другом опыте, который конечно же теперь тоже выбран в соответствии с ощущениями. При этом ощущения усиливаются и количество примеров, которые создают целую категорию опыта, увеличивается...» Говоря языком НЛП это аудиально-дигитальная кинестетическая замкнутость. Испытав внутренний дискомфорт он спрашивает себя, как долго это будет продолжаться и приказывает себе выйти из этого состояния. После этого проверяет свои ощущения. Неудивительно, что ему становиться хуже, что он и подтверждает себе во внутреннем диалоге…

Тогда стоит ему не получить работу на которую он рассчитывал его обобщающая реакция будет «никто никогда не возьмет меня на работу» или «почему я всегда делаю что-то не так" Для счастливого человека приятные воспоминания видятся реальными и очень значимыми. Для депрессивного-неприятный опыт реален, он дает и телесные ощущения – опускаются плечи, замедляется двигательная активность. Приятный же кажется почти ложным — он даже не находит отклик в теле. Такие люди видят и чувствуют свои проблемы большую часть времени. Они мало внимания обращают на окружающих, потому что они погружены в свои внутренние образы, диалоги самого с собой и неприятные ощущения. Человек в таком состоянии может просто не заметить или проигнорировать любые позитивные события. Обычно противоположные примеры – вкусная еда, шутки- считаются им несущественными, когда есть столько конкретных примеров беспомощности и безысходности…Подобные паттерны мышления трудно менять еще и потому, что они направлены на «себя» и большинство людей предполагает, что себя изменить невозможно, что только усиливает состояние беспомощности.. Когда же другие люди пытаются их приободрить, они могут воспринимать это как дополнительное доказательство того, что все безнадежно. Это закрытая рекурсивная система и все, что будет добавлено в эту петлю, будет использовано для ухудшения ситуации…

Депрессивная личность застревает в своем прошлом, думая даже о настоящем и будущем в терминах прошлого – «Я знаю, почему я несчастлив. Это потому, что я так и не оправился после того, как мы расстались с девушкой..» «Мое будущее разрушено, потому что я всегда буду страдать от смущения и переживания, которые я испытывала со своим парнем» Любое обсуждение прошлого приводит к усилению симптомов…
При этом они не способны к мыслям о результатах, то есть ХСР у них отсутствует – «даже если я поведу себя так, последствия заставят меня страдать…»

 

Итак, что нужно сделать, что бы встроить близкому человеку депрессию:

¢ Объединить опыт в проблемных ситуациях;

¢ Ассоциировать человека в боль и диссоциировать от удовольствия;

¢ Обязательна временная ориентация на прошлое;

¢ Аудиально дигитально-кинестетическая петля;

¢ Кинестетическая остановка, замереть в одной позиции;

¢ Отсутствие чувства контроля времени и контекста;

 

И вот простой пример встраивания состояния дипрессии из нашей современной поэзии, а ведь многие читают эти «шедевры» регулярно и удивляются почему у меня все так ужасно в жизни:

Мама на даче, ключ на столе..

Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать. Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять. В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско, солнце оставило в волосах выцветшие полоски. Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы. Витька с десятого этажа снова зовет купаться. Надо спешить со всех ног и глаз — вдруг убегут, оставят. Витька закончил четвертый класс — то есть почти что старый. Шорты с футболкой — простой наряд, яблоко взять на полдник. Витька научит меня нырять, он обещал, я помню. К речке дорога исхожена, выжжена и привычна. Пыльные ноги похожи на мамины рукавички. Нынче такая у нас жара — листья совсем как тряпки. Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки. Витька — он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна. Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно. Вечер начнется, должно стемнеть. День до конца недели. Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.

Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен. Солнце облизывает конспект ласковыми глазами. Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета. В августе буду уже студент, нынче — ни то, ни это. Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен. Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе. Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме. Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма. Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки, только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше. Просто сестренка светла лицом, я тяжелей и злее, мы забираемся на крыльцо и запускаем змея. Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд. Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс. Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу. Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.

Мама на даче. Башка гудит. Сонное недея нье. Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле. Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите. Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите. Пусть это будет большой секрет маленького разврата, каждый был пьян, невесом, согрет, теплым дыханьем брата, горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона, все друг при друге — и все одни, живы и непокорны. Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик, Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях. Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки. Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку. Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться. Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...

Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета. Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах. Сонными лапами через сквер, и никуда не деться. Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве. Яблоко съелось, ушел состав, где-нибудь едет в Ниццу, я начинаю считать со ста, жизнь моя — с единицы. Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене. "Двадцать один", — бормочу сквозь сон. "Сорок", — смеется время. Сорок — и первая седина, сорок один — в больницу. Двадцать один — я живу одна, двадцать: глаза-бойницы, ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку, кто-нибудь ждет меня во дворе, кто-нибудь — на десятом. Десять — кончаю четвертый класс, завтрак можно не делать. Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять. Восемь — на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...

 

Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.

Автор - Алька Кудряшева (ник Изюбрь)


«Волшебная шизофрения»

 

Если с тревожностью и депрессией еще можно согласиться, но неужели шизофрению тоже можно встроить? Да, уважаемый читатель, и самое страшное, шизофреногенные отношения присутствуют в наших (ваших) семьях гораздо чаще, нежели встраивание грусти или тревожности.

Теорию шизофрении развивал уникальный антрополог Грегори Бэйтсон. Именно он и описал так называемое «двойное послание» или «двойную связку». Именно «двойное послание» является одним из способов создания беспомощности. А вот способом выхода из этого состояния являются алкоголь, наркотики, иные зависимости или психосоматические проявления...

Ядром «двойного послания» следует считать парадоксальное требование, основанное на двух противоречивых сигналах. Нет, это не значит, что человеку предлагают некий речевой парадокс: «Стой там, иди сюда». «Двойное послание» или «double bind» - это требование, которое принадлежит к двум различным уровням коммуникации. Например: «Приказываю тебе не выполнять моих приказов».

Рассмотрим структуру «двойного послания»:

1. В коммуникации принимают участие как минимум два участника (муж-жена, родитель-ребенок, начальник-подчиненный). Один из участников находится в роли «жертвы».

2. Повторяющийся паттерн (опыт). Шизофренногенный опыт не встраивается с одного раза. Он повторяется и закрепляется в постоянной коммуникации между субъектами коммуникации.

3. Сообщение и противоречащее ему мета-сообщение (невербальное сообщение). Первичное сообщение идет на вербальном уровне, а вторичное сообщение дается на невербальном уровне. Например, человек требует и говорит: «Только не молчи, скажи что-то», но при этом выставляется эмблема со стопорящим жестом.

4. Невозможность выйти или разорвать коммуникацию. Это происходит либо потому, что существуют детско-родительские отношения, либо семейные, либо у человека есть убеждение, что он не может разорвать отношения.

Человек, попавший в такую ситуацию, не понимает, на что ему реагировать. Ведь ведя коммуникацию, мы в речи используем не только слова, но и различные вербальные конструкции типа метафор, юмора, фантазий. Если оба участника одинаково интерпретируют сообщения, то коммуникация приводит к взаимопониманию.

А вот у шизофреника с этим возникают сложности. Он не отличает и не видит разницы в речевых сообщениях, зачастую не понимает их смысл и сам не может правильно оформить свои сообщения. Кстати, именно Грегори Бейтсон был первым, кто предположил, что это «непонимание» происходит не из-за одноразового детского психотравмирующего опыта, а из-за повторяющихся однотипных ситуаций. Шизофренногенное поведение - это пример адаптации живого человека к агрессивной социальной среде.

То есть, «значимый человек» на протяжении долгого времени ведет коммуникацию на двух уровнях. Например, жена на действия мужа постоянно дает негативную обратную связь, критикует его за любые действия, а на невербальном уровне заботится о нем, готовит, одевает и т.д. Или наоборот, на словах выражается нежность, а невербально демонстрируется игнорирование или отторжение партнера. Мать говорит сыну: «Иди спать, я вижу, ты устал», а ее невербалика сигналит: «Ты мне надоел, убирайся с глаз моих». Представим, что ребенок правильно разгадал истинное невербальное послание. Что будет с ним, если он об этом заявит матери? Естественно, он тут же получит негативную обратную связь, поскольку разорвать отношения с матерью он не может. В этом состоянии беспомощности ребенок начинает уходить в себя (аутизм) и рассуждать о своей ситуации, погружаясь в проблему. А если эта ситуация повторяется каждый день? Как жить в постоянном состоянии дезадаптации. И вот тогда жертва двойных посланий выбирает для себя одну из трех стратегий поведения. Первая, как мы уже говорили, дистанцирование путем ухода внутрь себя, уход в иную реальность, например, книги, философия, интернет-пространство. Второй вариант – это когда человек начинает искать во всем скрытый смысл, иногда в своих мыслях, доходя до абсурда. И третий вариант – это уход в алкоголь, наркотики, что-то еще, что позволит спокойно воспринимать (а также не воспринимать) двойные послания.

Исходя из теории Грегори Бейтсона и наблюдая за шизофренногенной коммуникацией в боевом НЛП, были смоделированы шизофренногенные паттерны, которые используются в деловой коммуникации, приводящие иногда в ступор партнеров по браку или по переговорам.

Итак, способы создания шизофреногенных паттернов:

1. Создание значимых отношений (раппорт по Л.У., ролевой раппорт)

2. Повторяемость действий (создание паттерна)

3. Раппорт (как только человек увлекается) – отстройка (отвлечение), как только человек отвлекается, снова воссоздаем коммуникацию.

4. Запрет на сообщение (на смех мета-сообщение отрицание… «Нет, не так…», на грусть мета-сообщение радости..улыбка).

5. Противоречащие мета- сообщения: «Чуть потише говори» «Чуть быстрее можешь говорить?!»

6. И главное: невозможность разорвать коммуникацию.

Признаки что шизофреногенный паттерн создан: истерический смех, агрессия, требование вступить в контакт.

Еще одним способом поддержания и создания шизофренногенных отношений это ведение коммуникации в следующем формате:

Партнер по коммуникации говорит о чем-то веселом и смешном, в ответ на его эмоциональность демонстрируется невербальное и вербальное сообщение, что эта тема очень серьезная.

Партнер по коммуникации рассказывает что-то интересное и любопытное, в ответ демонстрируется и транслируется сообщение как вербальное так и невербальное скука и отсутствие интереса.

На что-то безопасное демонстрируется состояние страха и ужаса.

Иначе говоря, на любое сообщение мы демонстрируем партнеру по коммуникации противоположное сообщение.

Которые здесь, собственно, у нас и перечислены. Помните, что обратная связь становится шизофреногенной только в том случае, если для человека она случайна. Если вы начинаете это делать чуть большее количество времени, и человек начинает это отслеживать, то для него эта обратная связь становится нормальной. То есть когда он привыкает, что вы его не слушаете, это перестает работать.

Поэтому здесь тоже нужно понимать, что вы какое-то время его не слушаете (он начинает говорить, вы отворачиваетесь, он начинает говорить, вы отворачиваетесь), через какое-то время он говорит, а вы слушаете очень внимательно. Да-да-да. А потом – то же самое. Причем, в том числе, эти периоды могут быть разными. Дл того, чтобы создать паттерн, вы 3-4 раза его не слушаете, а потом послушали; еще 3 раза не послушали, потом 2 раза послушали, и так далее. Чтобы это все было строго бессистемно.

Так вот у них преобразование идет на основе именно этих шизофреногенных паттернов. Когда человеку говорят, «Ты нам очень нужен, потому что ты большой специалист на своем месте. Но скорее всего, мы тебя уволим».

Когда ему говорят, что нужно сделать преобразования такого типа (они обязательны просто, потому что это приоритетная программа, которая должна быть выполнена), на следующий день другой человек дает ему противоречивое указание и говорит, «Только не это. Что угодно, только не это». А тот спрашивает выполнение первого.

Оба примерно в равных должностях.

«Как стать несчастным без посторонней помощи». В ней есть ссылочка на работу «Как быть еврейской мамочкой». Именно там вот этот шикарный пример, когда вам нужно купить 2 майки (одну красную, вторую белую), дать на выбор ребенку, и когда ребенок выберет красную, печально спросить, «А белая что, не понравилась?»

Причем, обратите внимание, что, какую бы майку ты ни взял. Ты скажешь, «Нет, мама, что ты! Понравилась» и кидаешься к белой, а мама говорит, «Ой, красная. Я так хотела, так старалась. А ты – вот так…»

Ситуация, в которой есть запрет делать какие-то действия. И мама дарит майку уже с печалью («Я опять тебе не угодила»).

 

Слушатель: «Я ведь тебя люблю».

 

Ч: «Я ведь тебя люблю». И третье, завершающее – невозможность выхода из коммуникации. Что бы ты ни сделал (ты можешь надеть две майки и выглядеть идиотом)…

 

П: И мама будет расстраиваться.

 

Ч: И мама будет расстраиваться, и скажет, «Сыночек, что такое? Что-то произошло?»

 

П: «Ты глумишься, издеваешься надо мной?»

 

 

Слушатель: Чтобы системы была бессистемной.

 

П: Не система была бессистемной, а чтобы хаос был структурированный у вас.

На какой из паттернов. То ли, действительно, мама заботится (вроде бы да, она же мама), но вот эта неконгруэнтная сладенькая улыбочка, – и что ребенок начинает в этот момент? Он начинает капризничать. Он начинает выгибаться.

А если ему в этот момент сказать, «Это что такое? Ты меня позоришь перед…» Тоже чудесный вариант – «Ты меня позоришь перед людьми».

И все это начинается – вот эта вот неконгруэнтинка. Неконгруэнтинка начинается с запрета, когда человеку что-то запрещают делать, но не говорят, что делать. Это делать нельзя. Точка.

Неконгруэнтинка – как семечко. Оно ожидает, ожидает в этой земле чего? Теплого дождика, времени, чтобы взойти. Семечко не всегда же всходит сразу. Оно появляется уже в тех ситуациях, где мир начинает проверять тебя. В ситуациях, когда начальник начинает вести себя (если пользоваться метафорой архетипов), как людоед. Постоянно руша правила.

 

Через некоторое время, при повторяющимся поведении, ваш партнер должен соответствовать следующим критериям:

¢ Трудность с разделением опыта, долгое время для его анализа;

¢ Неадекватность в классификации ситуаций, «странное» поведение в обычных ситуациях;

¢ Нечувствительность к нюансам человеческого общения;

¢ Снижение диапазона внимания и объема памяти;

¢ Ослаблена эмоциональная реакция на любые человеческие проявления;

Теперь, когда у нас есть понимание для чего встраивают шизофрении

10.1 Шизофреногенный паттерн «Слабость»

Особенность этого паттерна заключается в том, что любое поведение человека мы трактуем как негативное намерение, поведение, убогость, никчемность, слабость, болезнь, не ресурсное состояние. Слова способны создавать любую реальность, а значит, можно любому действию приписать любое или, наоборот, нужно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: