Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:
• следователями прокуратуры;
• следователями органов Федеральной службы безопасности;
• следователями органов внутренних дел РФ;
• следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.
|
Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Правовое положение следователя:
• следователь процессуально независим;
• он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;
|
• следователь самостоятельно принимает решения, связанные с производством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определенных следственных действий;
• следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения производства по делу или некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями прокурора.
Для координации работы следователей в соответствующих органах создаются следственные аппараты.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей:
• гражданство РФ;
• часто высшее юридическое или специальное образование;
• соответствующие профессиональные и нравственные качества;
• способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воинские звания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура).
Для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования судом обстоятельств дела, по общему правилу, требуется большая подготовительная работа, заключающаяся в обнаружении, закреплении, проверке и предварительной оценке доказательств. Осуществляется эта работа органами предварительного следствия.
|
В соответствии с УПК предварительное следствие по уголовным делам производится:
1) следователями прокуратуры;
2) следователями органов внутренних дел;
3) следователями органов Федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установленном УПК.
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
Следователь обязан полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства.
При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Органы предварительного расследования выясняют характер и размер ущерба, причиненного преступлением, обеспечивают гражданский иск или возможную конфискацию имущества, выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений и, принимают меры к их устранению.
Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы,' сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; изучает заключения экспертов; осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности подсудимого могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.
Предварительное следствие - это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами - следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.
Предварительное следствие осуществляют следователями прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Федеральной службы налоговой полиции.
Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор и начальник следственного отдела. Предварительное следствие не вправе производить никакие другие органы и должностные лица.
Следственный комитет при МВД РФ.
Следственный комитет при МВД РФ как структурное подразделение: обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений; осуществляет процессуальный и ведомственный организационный контроль за производством предварительного следствия; организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.
Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел и является его заместителем.
В составе Следственного комитета создаются подразделения: зонального контроля; методического обеспечения предварительного следствия; следственная часть (на правах управления); специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, организованных преступных формирований и pp.).
Основные задачи Следственного комитета при МВД РФ:
- обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав и свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, правильного применения закона, привлечения к ответственности виновных;
- совершенствование следственной работы на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия;
- осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном следствии;
- обеспечение процессуальной самодеятельности следователей; подбор, расстановка и воспитание кадров;
- повышение профессионального мастерства следственных работников;
- оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников. Следственный комитет при МВД РФ имеет определенные функции, касающиеся:
- анализа и обобщения информации о состоянии преступности, результатах деятельности следственного аппарата и др.
Руководители следственных подразделений ГОВД, РОВД, ОВДТ организуют работу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; осуществлению предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел осуществляется со стороны государственных структур, имеющих соответствующие полномочия.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру.
Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел.
Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и органам местного самоуправления.
Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения - заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел.