Критерии качества реализации образовательных программ СПбГУ (далее – ОП) формируются в соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ, «Программы развития СПбГУ до 2020 года», локальных актов СПбГУ «Об утверждении основ политики СПбГУ в области обеспечения качества образования», «Об утверждении Положения о внутренней независимой оценке качества образования в СПбГУ».
Формирование критериев качества основано на применении мультистандартной методологии, учитывающей:
· Стандарты и руководства по гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2015, Helsinki);
· Критерии Модели совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM);
· ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
В целях осуществления внутреннего независимого контроля качества образования (далее - НОКО) в СПбГУ применяются следующие критерии качества реализации ОП.
1. В части подготовки обучающихся по ОП:
1.1. качество приема на обучение по ОП
- конкурс на 1 место (бюджетное/договорное);
- средний балл обучающихся, зачисленных на обучение по ОП;
- доля победителей конкурсов и олимпиад среди зачисленных на обучение по ОП;
- доля иностранных обучающихся, зачисленных на обучение по ОП.
1.2. качество подготовки обучающихся по ОП:
- доля обучающихся по ОП, имеющих положительные оценки по результатам промежуточной аттестации - оценки А, В и С («отлично», «хорошо», зачёт);
- доля обучающихся по ОП, отчисленных по результатам промежуточной аттестации;
|
- доля обучающихся, имеющих в портфолио личных достижений образовательные, профессиональные и научные достижения, соответствующие направлению/специальности ОП;
- результаты независимого тестирования обучающихся по ОП, в том числе в рамках внутренних мероприятий по оценке «остаточных знаний» (результатов сформированности компетенций) обучающихся выпускного курса, внешних мероприятий по общественной аккредитации ОП, мероприятий по государственной аккредитации и иных внешних оценочных мероприятий.
2. В части качества работы ППС СПбГУ:
2.1. качество преподавательской деятельности по ОП
- результаты опросов обучающихся о качестве преподавания по ОП;
- доля преподавателей по ОП, повысивших квалификацию по педагогическому мастерству и инновационным педагогическим технологиям, в том числе по работе в ЭИОС, за последний период нормативного срока реализации ОП (в отношении ЭИОС – за последний год);
- доля преподавателей по ОП, повысивших квалификацию в области профессиональной деятельности, соответствующей направленности ОП, за последний период нормативного срока реализации ОП;
- доля преподавателей, проводящих занятия по ОП с использованием средств ЭИОС.
2.2. качество кадровых ресурсов по ОП
- доля преподавателей, имеющих учёную степень кандидата наук/доктора наук;
- доля преподавателей, имеющих учёное звание доцента/профессора;
- доля преподавателей-практиков по ОП;
- доля преподавателей, реализующих дисциплины на иностранном языке;
- доля преподавателей - действующих экспертов в сфере образования;
|
- количество иностранных преподавателей, участвующих в реализации ОП;
- количество публикаций в отечественных рецензируемых научных журналах и изданиях на одного преподавателя;
- количество публикаций в зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях на одного преподавателя;
- величина наукометрических показателей в расчёте на одного преподавателя по ОП;
- количество выступлений на национальных и зарубежных конференциях на одного преподавателя;
- количество патентов, свидетельств и др. правоустанавливающих документов в сфере интеллектуальной собственности преподавателей;
- количество преподавателей, имеющих в портфолио личных достижений сведения о выдающихся достижениях в области педагогической и профессиональной деятельности (правительственные награды, премии, мегагранты, победы в национальных и международных конкурсах и др.).
3. В части качества ресурсного обеспечения ОП:
- доля дисциплин (модулей), практик, занятий по которым проводятся с использованием специализированного, научно-лабораторного оборудования/специального программного и информационного обеспечения;
- количество доступных обучающимся цифровых баз профессиональных библиотечных ресурсов по ОП (профессиональных баз данных);
- количество действующих договоров ЭБС по ОП;
- стоимость научно-лабораторного оборудования (в том числе на основе сетевых и партнёрских договоров);
- отношение среднего заработка НПР по ОП к средней заработной плате по региону;
- финансирование НИР и НИОКР на одного преподавателя/обучающегося по ОП, в том числе гранты.
|
4. В части качества результатов освоения ОП:
- доля обучающихся по ОП, имеющих положительные оценки по результатам ГИА - оценки А, В и С («отлично», «хорошо», зачёт);
- доля обучающихся по ОП, отчисленных по результатам ГИА;
- количество обучающихся, особо отмеченных по результатам ГИА (имеющие запись об особо выдающихся результатах, предложениях о трудоустройстве, рекомендации по оформлению прав на интеллектуальную собственность и другие свидетельства в протоколах заседаний экзаменационных комиссий);
- количество обучающихся по ОП, прошедших прямую оценку компетенций в рамках профессиональных экзаменов и иных сертификационных мероприятий;
- доля обучающихся, продолживших обучение на следующем уровне образования;
- результаты опросов выпускников и работодателей о качестве подготовки по ОП.
5. Критерии качества образовательной программы в целом:
5. 1. результаты независимой оценки качества ОП
- наличие профессионально-общественных и международных аккредитаций ОП, в том числе на институциональном уровне;
- результаты профессиональных экзаменов, сданных обучающимися по ОП, в том числе сертификационных;
- результаты опросов выпускников и работодателей.
5.2. востребованность выпускников по ОП на рынке труда
- средняя заработная плата выпускников последних 3-х лет по ОП, в том числе в сравнении со средней заработной платой по региону;
- оценка востребованности выпускников по ОП в регионе;
- доля трудоустроенных по направлению подготовки/специальности выпускников ОП в течение первого года после окончания обучения по ОП.
5.3. особые конкурентные преимущества ОП (влияние ОП на развитие территорий, включенность университетов в крупные технологические и социальные проекты регионального, федерального, международного уровня, интернационализация ОП и др.).