Жизнь и творчество И.С.Тургенева
(1818-1883)
Произведения:
v Сборник рассказов «Записки охотника»
Повести:
v «Ася» (1858)
v «Первая любовь» (1860)
Романы:
v «Рудин» (1856)
v «Дворянское гнездо» (1858)
v «Накануне» (1860)
v «Отцы и дети» (1862)
v «Дым» (1867)
v «Новь» (1877)
Роман «Отцы и дети»
Произведение окончено в 1861 году, а издано в 1862-м.
Действие романа начинается 20 мая 1859 года, т.е. он написан после реформы, а события показаны пореформенные: «…преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..».
Тургенев рассматривает нигилизм как опасное, болезненное поветрие, способное завести человека в тупик.
Словарь романа
Аристократия – высший, родовитый слой дворянства (господствующего класса).
Аристократ – знатный дворянин, приверженец аристократии.
Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами; он не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. (Аркадий, глава V) Программа нигилизма раскрывается в X главе.
Антагонист – непримиримый противник. Антагонист Базарова - Павел Петрович Кирсанов
Что отрицает Базаров?
- «в теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию;
- искусство за непрактичность;
-аристократизм (как право группы);
- пустословие, безделие либералов;
- поверхностность;
- брак (как юридические отношения);
- романтику чувств (в том числе любви);
- природу;
- отвлечённую теоретическую науку;
- авторитеты.
Ученики Евгения Базарова
1. Аркадий Кирсанов - пытается понять, вникнуть, гордится дружбой, внешне подражать не пытается.
- Как складываются взаимоотношения между Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым в ходе повествования?
- Преклонение Аркадия перед Базаровым (Базаров – гость в имении Кирсановых) |
- Знакомство приятелей с Одинцовой (намечаются разногласия, обусловленные разным восприятием женской красоты и разным отношением к женскому полу (Базаров – циник; Аркадий – романтик) |
- Отъезд Базарова и Аркадия из имения Одинцовой («тайное недовольствие» друг другом, «невысказанные подозрения») (глава XIX) |
- Аркадий прозревает относительно взглядов и самолюбия Базарова (глава XIX) |
- Приятели у родителей Базарова (резкое столкновение: «Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений») (глава XXI) |
- Отъезд Базарова и Аркадия из дома стариков Базаровых («Аркадий был недоволен им») (глава XXII) |
- Базаров остался в Марьино (имении Кирсановых), Аркадий уехал в Никольское (имение Одинцовой) |
2. Лжеученики – Кукшина и Ситников.
Пародийность Евдоксии Кукшиной
v самоуверенные рассуждения о том, чего не понимает;
v каша в голове из различных понятий, неуместное употребление терминов: «эмбриология», «физиология»;
v стремление казаться исключительно «передовой», «развитой», «прогрессисткой» и невежественность, необразованность (оценка Жорж Санд, отношение к Одинцовой)
v яростное желание не отстать от моды, заставившее её объявить себя «эмансипированной»;
v мгновенное переключение с химии на архитектуру;
v приписывание себе изобретения какой- то мастики, открытия законов архитектуры.
Отношение к лжеученикам
Базаров: «Ситниковы нам необходимы… Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..»
Позиция И.С. Тургенева: если нигилизм Базарова преувеличить, то возникнут Ситников и Кукшина. В этом трагедия Базарова, утверждавшего: «Нас не так мало, как вы полагаете».
Конфликты в романе
Внешний – отцов и детей
Внутренний – в душе нигилиста Базарова
Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.
Старшее поколение
Кирсановы | Базаровы |
Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно, не отказывая себе в барских удовольствиях и прихотях. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения. | Жизнь обычных, ничем не примечательных людей, но она возвышена автором путём создания колорита античной культуры (реплики Василия Базарова).Основные черты этой семьи – патриархальность, близость дворянской и крестьянской культур, искренность, теплота душевной жизни. К своим крепостным Базаровы относятся заботливо, бережно. |
Отношение к старшему поколению
Аркадий Кирсанов | Евгений Базаров |
Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с «отцами». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне. | Евгений не церемонится, общаясь с братьями Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов, считая безнадёжно потерянными для общества людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения. В общении невежлив, иногда даже резок и груб. К своим родителям относится странно: он как будто бы любит их, но стесняется проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними. |
В столкновении «друзей» открывается драма человеческого познания. В споре, несмотря на физическое превосходство Базарова, моральная победа на стороне Аркадия.
Любовная тоска Базарова
Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.
Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.
Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.
Герой дважды проведён по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Такая композиция помогает автору раскрыть характер героя, его истинное лицо. Взгляды Базарова проверяются жизнью.