Отношение к старшему поколению




Жизнь и творчество И.С.Тургенева

(1818-1883)

Произведения:

v Сборник рассказов «Записки охотника»

Повести:

v «Ася» (1858)

v «Первая любовь» (1860)

Романы:

v «Рудин» (1856)

v «Дворянское гнездо» (1858)

v «Накануне» (1860)

v «Отцы и дети» (1862)

v «Дым» (1867)

v «Новь» (1877)

Роман «Отцы и дети»

Произведение окончено в 1861 году, а издано в 1862-м.
Действие романа начинается 20 мая 1859 года, т.е. он написан после реформы, а события показаны пореформенные: «…преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..».

Тургенев рассматривает нигилизм как опасное, болезненное поветрие, способное завести человека в тупик.

Словарь романа

Аристократия – высший, родовитый слой дворянства (господствующего класса).

Аристократ – знатный дворянин, приверженец аристократии.

Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами; он не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. (Аркадий, глава V) Программа нигилизма раскрывается в X главе.

Антагонист – непримиримый противник. Антагонист Базарова - Павел Петрович Кирсанов

Что отрицает Базаров?

- «в теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию;
- искусство за непрактичность;

-аристократизм (как право группы);
- пустословие, безделие либералов;
- поверхностность;
- брак (как юридические отношения);
- романтику чувств (в том числе любви);

- природу;
- отвлечённую теоретическую науку;
- авторитеты.

Ученики Евгения Базарова

1. Аркадий Кирсанов - пытается понять, вникнуть, гордится дружбой, внешне подражать не пытается.

- Как складываются взаимоотношения между Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым в ходе повествования?

 

- Преклонение Аркадия перед Базаровым (Базаров – гость в имении Кирсановых)
- Знакомство приятелей с Одинцовой (намечаются разногласия, обусловленные разным восприятием женской красоты и разным отношением к женскому полу (Базаров – циник; Аркадий – романтик)
- Отъезд Базарова и Аркадия из имения Одинцовой («тайное недовольствие» друг другом, «невысказанные подозрения») (глава XIX)
- Аркадий прозревает относительно взглядов и самолюбия Базарова (глава XIX)
- Приятели у родителей Базарова (резкое столкновение: «Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений») (глава XXI)
- Отъезд Базарова и Аркадия из дома стариков Базаровых («Аркадий был недоволен им») (глава XXII)
- Базаров остался в Марьино (имении Кирсановых), Аркадий уехал в Никольское (имение Одинцовой)

 

2. Лжеученики – Кукшина и Ситников.

Пародийность Евдоксии Кукшиной

v самоуверенные рассуждения о том, чего не понимает;

v каша в голове из различных понятий, неуместное употребление терминов: «эмбриология», «физиология»;

v стремление казаться исключительно «передовой», «развитой», «прогрессисткой» и невежественность, необразованность (оценка Жорж Санд, отношение к Одинцовой)

v яростное желание не отстать от моды, заставившее её объявить себя «эмансипированной»;

v мгновенное переключение с химии на архитектуру;

v приписывание себе изобретения какой- то мастики, открытия законов архитектуры.

Отношение к лжеученикам

Базаров: «Ситниковы нам необходимы… Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..»

Позиция И.С. Тургенева: если нигилизм Базарова преувеличить, то возникнут Ситников и Кукшина. В этом трагедия Базарова, утверждавшего: «Нас не так мало, как вы полагаете».

 

 

Конфликты в романе

Внешний – отцов и детей

Внутренний – в душе нигилиста Базарова

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

Старшее поколение

Кирсановы Базаровы
Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно, не отказывая себе в барских удовольствиях и прихотях. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения. Жизнь обычных, ничем не примечательных людей, но она возвышена автором путём создания колорита античной культуры (реплики Василия Базарова).Основные черты этой семьи – патриархальность, близость дворянской и крестьянской культур, искренность, теплота душевной жизни. К своим крепостным Базаровы относятся заботливо, бережно.

Отношение к старшему поколению

Аркадий Кирсанов Евгений Базаров
Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с «отцами». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне. Евгений не церемонится, общаясь с братьями Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов, считая безнадёжно потерянными для общества людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения. В общении невежлив, иногда даже резок и груб. К своим родителям относится странно: он как будто бы любит их, но стесняется проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними.

 

В столкновении «друзей» открывается драма человеческого познания. В споре, несмотря на физическое превосходство Базарова, моральная победа на стороне Аркадия.

Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Герой дважды проведён по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Такая композиция помогает автору раскрыть характер героя, его истинное лицо. Взгляды Базарова проверяются жизнью.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: