· Наличие тревожных черт у малыша, проявляющиеся в сильной привязанности к матери, нарушении сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (длительное отсутствие матери, помещение в детский сад и пр.);
· Раннее речевое развитие: появление первых слов до 1-го года, формирование фразовой речи в 1,6- 1,8 года, появление развернутой фразы в 2 – 2,5 года. Высокая речевая активность;
· Задержка речевого развития: появление первых слов после 1-го года, формирование фразовой речи после 3-ех лет. Зачастую присутствует невнятность речи с существенным нарушением звуков речи;
· Генетические факторы риска: наличие левшества или его признаков у ребенка. А также наличие левшества или заикания у родственников малыша;
· Заикание у лиц (братья, сестры, родители и пр.), являющихся ближайшим речевым окружением ребенка;
· Воспитание ребенка в семьях с двуязычием.
Общие рекомендации по профилактики заикания:
· Соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание;
· Избегание соматических и психических перегрузок;
· Создание благоприятного эмоционального климата в семье;
· Согласованные единообразные воспитательные воздействия;
· Профилактика страхов: не рекомендуется запугивать малыша, читать книги и просматривать фильмы устрашающего содержания и п.т. Но если у ребенка имеются какие-либо страхи, не следует «приучать» его быть храбрым (заставлять засыпать в темноте, оставлять ребенка одного) и если страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психологу;
· Правильное речевое поведение родителей.
Правильное речевое поведение родителей:
|
· Речь должна быть плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;
· Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать произношение звуков;
· Речь взрослого не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами. Фразы по конструкции должны быть достаточно простыми, без сложных лексико-грамматических оборотов;
· Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его, раздраженно поправлять, торопить с ответом.
Если Ваш ребенок начал говорить позже:
· Обратитесь к логопеду с целью стимуляции речевого развития;
· В период накопления словаря и развития фразовой речи (2 – 4 года) необходимо быть внимательным к появлению интераций (повторения детьми некоторых звуков или слогов). Если на протяжении 3 – 4 месяцев количество интераций не снижается, необходимо также обратиться к логопеду.
Если Ваш ребенок начал рано говорить:
· Не следует «перегружать» ребенка речевым общением: вводить новые слова, демонстрировать «речевые» успехи ребенка окружающим и пр.;
· Необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации (выбор книги для ребенка должен соответствовать его возрасту; не стоит посещать массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке; речь ближайшего окружения ребенка должна быть спокойная и неторопливая, с четким проговариванием слов и предложений);
· Можно проводить игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз.
Если у Вашего ребенка наблюдается тенденция к левшеству:
|
· Если ребенок еще не определился с ведущей рукой (одинаково свободно использует и обе руки в своих действиях), то в этих случаях необходимо организовать его деятельность так, чтобы максимально активизировать правую руку (последовательно, но не насильственно вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку);
· Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, то не следует этого запрещать ему;
· Если у Вашего ребенка есть левшество необходимо создать эмоциональную стабильность в семейных отношениях и избегать резкой смены окружающей обстановки (помещение в дет. сад без периода адаптации и пр.).
Если в ближайшем окружении ребенка есть лица с заиканием:
· Необходимо значительно ограничить речевое общение ребенка с лицом, имеющим заикание;
· Если избежать общения ребенка с лицом, имеющим заикание невозможно, то их общение должно протекать только при использовании таких видов речи, в которых у лица, имеющего заикание, не проявляется заикание;
· Родителям, у которых есть заикание, рекомендуется пройти курс коррекции заикания.
Если воспитание ребенка осуществляется в семье с двуязычием:
· Необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-ем годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.
Литература:
Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.
Предупреждение
Возникновения заикания