Метод кейса как технология
Кейс-метод как дидактическое средство относится к современным инновационным технологиям преподавания ИЯ, ориентированным на формирование у студентов критического мышления посредством выработки навыка поиска и решения проблем. Кейс-стади (одна из 6 форм технологии метода кейсов) - групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определённому формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Обучающий потенциал метода кейса
Кейс-стади - это сложный интерактивный вид деятельности, который имеет значительный потенциал для развития профессиональных компетенций и критического мышления. Метод кейса – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельности мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Область применения и цели обучения с помощью метода кейса.
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
|
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Рассмотрим компетенции, предусмотренные Стандартом, формированию которых у студентов-международников может способствовать применение метода кейсов:
• владение как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов, в том числе ведения переговоров с зарубежными партнёрами (ОПК-12);
• владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках (ПК 3);
• способность к восприятию, обобщению и анализу информации, умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1);
|
• способность ясно, логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь в соответствующей профессиональной области (ОПК-2);
• способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-4);
• способность владеть навыками публичных выступлений как перед российской, так и зарубежной аудиторией (ПК-11).
Приведённые компетенции, призванные обеспечить соответствие новым условиям социальной, профессиональной и академической жизни, требуют обогащения образовательной среды новыми методами и технологиями. Как представляется, кейс, как одна из форм проектной деятельности, способствует формированию указанных компетенций, а именно:
• отработке коммуникативных навыков (точное выражение своей мысли, умение слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию);
• развитию презентационных умений и навыков по представлению информации;
• выработке уверенности в своих силах;
• формированию устойчивых навыков рационального поведения в условиях неполноты информации при решении комплексных проблем;
• формированию интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с партнёрами и принимать коллективные решения;
• осуществлению самооценки и на её основе самокоррекции индивидуального стиля общения и поведения;
• освоению партнёрских отношений и приобретению навыков сотрудничества;
|
• умению учиться – самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, усваивают алгоритмы управленческих решений;
• изменению мотивации к обучению (студенты лучше посещают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней).
Кроме того, в процессе работы над кейсами у обучаемых формируется конкурентноспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки, приобретаются навыки управления репутацией и формирования позитивного имиджа [4, с. 47].
Выводы
Кейс-метод обладает значительным обучающим, развивающим и воспитательным потенциалом; позволяет студентам получать систематизированные знания и навыки их применения. Его цели гораздо шире и амбициознее, чем у ряда традиционных методов. Кейс-технологию следует рассматривать как отвечающее современным требованиям дополнение к традиционным методам обучения.
Перспективой теоретического развития данной технологии мы видим создание универсальной модели её функционирования, которая имела бы объяснительную силу, а также включала формализацию основных этапов по созданию и применению метода кейса с целью более активной его имплементации при обучении иностранному языку в профессиональной сфере. Дополнительную актуальность данная технология приобретает и в силу того, что (при соответствующем адаптировании) она имеет значительный потенциал в условиях дистанционного обучения.
Литература
1. Домбровская И.В., Петрова О.А. Учебно-методическое пособие по английскому языку (основному). Направление 080102 (521300) - "Регионоведение". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 43 с.
2. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О.К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч.Ч. 1. / под общ. ред. Л.Г.Ведениной. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - С. 253 - 261.
3. Кирьянова А.В., Белоновская И.Д., Ольховская Т.А., Каргапольцева Д.С. Технология «кейс-стади» в компетентностно-ориентированном образовании. – М., 2011. – 47 с.
4. Матусевич А.П., Коровин С.В. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.
5. Павлова Л.В. Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №10. – С. 137 – 144.
6. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование – 2009. – № 2. – С.172 – 179.
7. Regimes of the modern world: учебно-методическое пособие: [для студентов 4 курса факультета международных отношений]: [для специальности 030701 - Международные отношения] / Воронеж. гос. ун-т; сост.: И.В. Домбровская, О.А. Петрова.— Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. — 28 с.