Область применения и цели обучения с помощью метода кейса.




Метод кейса как технология

Кейс-метод как дидактическое средство относится к современным инновационным технологиям преподавания ИЯ, ориентированным на формирование у студентов критического мышления посредством выработки навыка поиска и решения проблем. Кейс-стади (одна из 6 форм технологии метода кейсов) - групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определённому формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Обучающий потенциал метода кейса

Кейс-стади - это сложный интерактивный вид деятельности, который имеет значительный потенциал для развития профессиональных компетенций и критического мышления. Метод кейса – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельности мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

 

 

Область применения и цели обучения с помощью метода кейса.

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Рассмотрим компетенции, предусмотренные Стандартом, формированию которых у студентов-международников может способствовать применение метода кейсов:

• владение как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов, в том числе ведения переговоров с зарубежными партнёрами (ОПК-12);

• владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках (ПК 3);

• способность к восприятию, обобщению и анализу информации, умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов (ОПК-1);

• способность ясно, логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь в соответствующей профессиональной области (ОПК-2);

• способность находить нестандартные интерпретации международной информации и проводить соответствующий анализ для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-4);

• способность владеть навыками публичных выступлений как перед российской, так и зарубежной аудиторией (ПК-11).

Приведённые компетенции, призванные обеспечить соответствие новым условиям социальной, профессиональной и академической жизни, требуют обогащения образовательной среды новыми методами и технологиями. Как представляется, кейс, как одна из форм проектной деятельности, способствует формированию указанных компетенций, а именно:

• отработке коммуникативных навыков (точное выражение своей мысли, умение слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию);

• развитию презентационных умений и навыков по представлению информации;

• выработке уверенности в своих силах;

• формированию устойчивых навыков рационального поведения в условиях неполноты информации при решении комплексных проблем;

• формированию интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с партнёрами и принимать коллективные решения;

• осуществлению самооценки и на её основе самокоррекции индивидуального стиля общения и поведения;

• освоению партнёрских отношений и приобретению навыков сотрудничества;

• умению учиться – самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, усваивают алгоритмы управленческих решений;

• изменению мотивации к обучению (студенты лучше посещают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней).

Кроме того, в процессе работы над кейсами у обучаемых формируется конкурентноспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки, приобретаются навыки управления репутацией и формирования позитивного имиджа [4, с. 47].

Выводы

Кейс-метод обладает значительным обучающим, развивающим и воспитательным потенциалом; позволяет студентам получать систематизированные знания и навыки их применения. Его цели гораздо шире и амбициознее, чем у ряда традиционных методов. Кейс-технологию следует рассматривать как отвечающее современным требованиям дополнение к традиционным методам обучения.

Перспективой теоретического развития данной технологии мы видим создание универсальной модели её функционирования, которая имела бы объяснительную силу, а также включала формализацию основных этапов по созданию и применению метода кейса с целью более активной его имплементации при обучении иностранному языку в профессиональной сфере. Дополнительную актуальность данная технология приобретает и в силу того, что (при соответствующем адаптировании) она имеет значительный потенциал в условиях дистанционного обучения.

 

 

Литература

1. Домбровская И.В., Петрова О.А. Учебно-методическое пособие по английскому языку (основному). Направление 080102 (521300) - "Регионоведение". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 43 с.

2. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О.К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч.Ч. 1. / под общ. ред. Л.Г.Ведениной. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - С. 253 - 261.

3. Кирьянова А.В., Белоновская И.Д., Ольховская Т.А., Каргапольцева Д.С. Технология «кейс-стади» в компетентностно-ориентированном образовании. – М., 2011. – 47 с.

4. Матусевич А.П., Коровин С.В. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.

5. Павлова Л.В. Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №10. – С. 137 – 144.

6. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование – 2009. – № 2. – С.172 – 179.

7. Regimes of the modern world: учебно-методическое пособие: [для студентов 4 курса факультета международных отношений]: [для специальности 030701 - Международные отношения] / Воронеж. гос. ун-т; сост.: И.В. Домбровская, О.А. Петрова.— Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. — 28 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: