Самостоятельная работа № 2
Тема: Причастие. Деепричастие
Цель: Выявить грамматические особенности причастий и деепричастий как особых глагольных форм.
Домашнее задание
Подготовьте ответы на вопросы:
1. В чем состоит специфика образования действительных и страдательных причастий?
2. При помощи каких суффиксов и от каких основ образуются деепричастия?
Самостоятельная работа
I. Выполните морфемный разбор:
В-1: Поднимаемый, одетый, смеясь, белеющий, разбитый, умолкший.
В-2: Опускаемый, обогнув, синеющий, прикрытый, разглядывая, медливший.
В-3: Унесший, оберегаемый, напустившийся, просвещая, выросший.
В-4: Раскрывшись, прикрепленный, пролетая, покрасив, благодарящий.
ОБРАЗЕЦ: слово ПОДНИМАЕМЫЙ - страдательное причастие настоящего времени, поэтому окончание -ЫЙ, основа словоформы ПОДНИМАЕМ, корень –НИМ-, приставка ПОД-, суффиксы –А- (глагольный – поднимАть) и –ЕМ- (формообразующий суффикс причастия).
Слово Смеясь – деепричастие несовершенного вида, поэтому окончания нет и не может быть, так как это неизменяемая форма глагола, основа словоформы СМЕЯСЬ, корень СМЕ-, -Я- формообразующий суффикс деепричастия, - СЯ- постфикс.
II. Выполните формообразовательный разбор (укажите основу глагола и суффикс образования)
В-1: Спящий, привыкший, бегая, замерзнув, поехав, создаваемый, боровшись, начатый, вымыв, разбежавшись
В-2: Улыбающийся, увидев, закрытый, видимый, шедший, стуча, лежащий, прочитанный, требуя, просеянный.
В-3: Перерабатываемый, позеленевший, разбитый, надышавшийся, утомленный, уносимый, рассердившись, учетверенный, разбираясь.
В-4: Сожалеющий, выбегая, пересдав, похудевший, летящий, разведанный, застеленный, волнующийся, опасаясь, атаковавший.
ОБРАЗЕЦ: Слово СОЗДАВАЕМЫЙ – страдательное причастие настоящего времени, поэтому образовано от основы настоящего времени глагола СОЗДАВАТЬ помощи формообразующего суффикса –ЕМ-.
Слово ЗАМЕРЗНУВ – деепричастие совершенного вида, поэтому образовано от основы инфинитива глагола ЗАМЕРЗНУТЬ (замерзну-ть) при помощи формообразующего суффикса –В-.
(НЕ ЗАБЫАЙТЕ про две основы глагола: основа настоящего /будущего простого времени (3.л.мн. число) и основа инфинитива (прошедшего времени)!!!
III. Определите вид, спряжение, переходность/непереходность глаголов. Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий
В-1: Реконструировать, расти, расколоть, убедить, убеждать.
В-2: Точить, оглохнуть, испечь, казаться, усеять
В-3: Клонировать, занять, выбегать, пересдать, смеркаться.
В-4: Отражать, ведать, раскачать, клеветать, рисовать.
ОБРАЗЕЦ: слово ТОЧИТЬ (что делать?) – глагол несов. вида;
2 спр. (они что делают? Точат - окончание безударное, поэтому спряжение определяем по инфинитиву: на –ить, а все глаголы на –ить относятся ко 2 спряжению); точить (что? – дерево, нож), следовательно, глагол переходный.
У глагола несов. вида, переходного возможны все 4 формы причастий и 1 деепричастие (см. таблицу)
Слово ОГЛОХНУТЬ – (что сделать?) – глагол совершенного вида, поэтому у него нет форм настоящего времени, непереходный (оглохнуть что? – невозможно), поэтому у него нет форм страдательных причастий, следовательно только 1 причастие, 1 деепричастие
Действительное Настоящего времени | Действительное Прошедшего времени | Страда тельное настоящего времени | Страда тельное прош времени | Деепри частие соверш. вида | Деепричастие несовер. вида |
точащий | точивший | точимый | точенный | - | точа |
- | оглохнувший | - | - | оглохнув | - |
IV. Выполните морфологический разбор глаголов, причастий и деепричастий.
В-1: Ошалелое щелканье катится,
Голос маленькой птички летящей
Пробуждает восторг и сумятицу
В глубине очарованной чащи. (Б.Пастернак)
В-2: И деревья, как призраки, белые
Высыпают толпой на дорогу,
Точно знаки прощальные делая
Белой ночи, видавшей так много. (Б. Пастернак)
В-3: Пусть душа, словно озеро, плещет
У порога подземных ворот
И багровые листья трепещут,
Не касаясь поверхности вод. (Н. Заболоцкий)
В-4: Пусть ветер по таволге веющий,
Ту капельку мучит и плющит, –
Цела, не дробится, их две еще, Целующихся и пьющих. (Б. Пастернак)
V. Отметьте случаи перехода причастий в прилагательные, деепричастий – в наречия
В-1: В работе конференции принимали участие выдающиеся ученые разных стран. Он любил читать лежа.
В-2: Бабушка в молодости слыла писаной красавицей. Работал он небрежно, нехотя.
В-3: Его мучили колющие боли. Молча строились под полушепот команды курсанты.
В-4: Плетеная мебель органично вписывается в дачный интерьер. Он выслушал его путаный рассказ сидя.
Рекомендуемая литература
1. Лингвистический разбор в вузе и школе: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы по русскому языку / Сост. А.И. Акимова, Е.В. Белогородцева, Н.А. Блазнова и др.
– Бийск, 2012. – С. 49–53.
2. Современный русский язык: Теория. Анализ языко- вых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Дибровой. – Ч.1. – М.: Академия, 2006. – С.136–149.