История возникновения барокко в архитектуре




СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛИИ

 

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене.
И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.


Характеристика стиля барокко.

 

Художественный стиль барокко зародился в конце 16 века в Италии. Историю названия связывают с португальскими моряками, которые словом barocco обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам».

 

Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным

Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.

Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.

Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами.

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, храмов, монастырей.

Основные черты барокко:

- слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи);

 

- стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

 

- создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация; текучесть форм и объемов, фасады активно оформляют колоннами, объемным крупным рельефом, фронтонами лучкового типа;

 

- богато отделанные наличники обязательно оснащены замковым камнем, окна выполняются в виде овалов, полусфер, прямоугольных проемов;

- заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами; обилие мелких деталей, вместо колонн для поддержки балочных перекрытий, балюстрад и сводов крыши устанавливают статуи кариатид и атлантов;;

 

- создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов.

 

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола.

 


 

На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

 

Крупнейшие итальянские архитекторы барокко 17 века – Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

 

 

Франческо Борромини 1599-1667

 

Крупнейший мастер пространственных строительных решений, автор нескольких зданий и множества интерьерных оформлений.

На формирование стиля архитектора оказали влияние Микеланджело и Андреа Палладио, визитной карточкой Борромини стало использование овалов вместо кругов, дополненных волнистостью архитектурных композиций.

 

Борромини любил играть с пространством, он изгибал его, удлинял и сокращал, обходился с ним, как с пластилином. У него нигде не было прямых углов или ровных линий.

Как Борромини восхищался игрой воды от дуновения ветра на своём родном озере, так и его карнизы и фасады развиваются и танцуют.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане

 

 

Наименование небольшой церкви в переводе обозначает церковь «Святого Карло у 4-х фонтанов».

Храм в белых тонах возводился по эскизам Борромини с 1638 г. по 1677 г. и стал ярким примером криволинейности эпохи барокко.

 

План церкви с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). Один из фасадов церкви воспринимается как великолепная театральная кулиса, за которой скрывается церковный объем. Сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания.

Над входом в церковь изогнутый карниз, поддерживаемый двумя завитушками, типичный для Борромини. Еще выше — щит с крестом, поддерживаемый двумя скульптурными изображениями ангелов. Слева от фасада церкви, на углу, над одним из четырех фонтанов — колокольня.

 

Внутренний вид с куполом:

Купол церкви с улицы практически не видим. Он состоит из овального барабана с четырьмя восьмиугольными окнами и фонаря. Фонарь соединен с барабаном тремя овальными концентрическими ступенями и имеет четыре пары небольших дорических колонн с узким окном между каждой парой. Верхушка фонаря заканчивается четырьмя концентрическими ступенями и шарообразным украшением.

Волнообразная лепка поверхностей, будь то поверхностей, ограничивающих интерьеры или же наружные объемы здания, — специфическая черта архитектуры, введенная Борромини; его вклад в арсенал средств зодчества XVII в. был воспринят другими римскими архитекторами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: