Богатейшее наследие итальянского зодчего Лоренцо Бернини — это архитектурный облик Рима, его прекрасные скульптуры и многочисленные фонтаны на улицах столицы Италии, живопись и графика.
Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г.
В 1629 г. Бернини Лоренцо назначают архитектором собора Св. Петра в Риме: ему была поручено создание балдахина Св. Петра, над которым он работал с 1623 по 1632 год, хотя заканчивал это сооружение уже его соратник Франческо Борромини, с которым впоследствии у него сложилась жесткая конкуренция.
Богато украшенный балдахин высотой 29 м стал его первой работой при оформлении интерьеров храма. В процессе работы им было задействовано почти 200 человек скульпторов и зодчих, которые воплощали в жизнь его идеи по совершенствованию внутреннего убранства собора, построенного еще великим Микеланджело.
Работы Бернини и его зодчих по оформлению собора велись почти 50 лет.
Начиная с 1656 и по 1667 год Бернини Лоренцо работает над гигантским проектом перестройки площади (глубина 280 м) перед собором Св. Петра в Риме.
Архитектор создал пространство в виде эллипса, раскрывающегося колоннадой в фасадной части собора. Она состоит из 284 дорических колонн, распределенных в четыре ряда, над которыми установлены 162 восьмиметровых скульптуры католических святых.
Есть интересная особенность у колоннады. В центре площади между фонтанами и обелиском есть две точки, отмеченные белым мрамором. Если встать на одну из них, то четыре колонны из разных рядов сольются и будут видны только первые колонны и Вам покажется, что колоннада состоит из одного ряда колонн. А стоит сделать шаг в сторону, то за первой будут видны все остальные колонны.
|
Эта новаторская работа считается выдающимся шедевром и самым успешным проектом Бернини, принесшим ему всемирную славу. Расходящаяся полукругом колоннада заменяет стену и ворота входящим на территорию Ватикана приезжим, которых она провожает к главному храму — собору Св. Петра. Здесь в полной мере проявились черты архитектуры барокко с ее воздушными пролетами, прозрачными границами и отсутствием преград для всего прекрасного.
Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную — трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду собора.
С помощью приема иллюзорной перспективы, собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. Центр площади отмечен египетским обелиском, в центре ее боковых секторов находятся два великолепных фонтана.
Обелиск этот - немой свидетель казни Святого Петра. Привезённый из Египта, он стоял в цирке Нерона, где были замучены первые христиане. Но, кроме этого, он также выполняет роль астрономического гномона (самая короткая тень указывает направление истинного меридиана) и солнечных часов.
Площадь Св. Петра в Риме - вершина градостроительного мастерства художника.
Творчество Бернини не ограничивается великолепной барочной архитектурой. Он прославился как мастер скульптуры и фонтанов, о которых речь пойдет в следующей теме.
Домашнее задание:
1. Законспектируйте материал, выделив основные особенности стиля барокко в архитектуре, и работы архитекторов.
|
2. Ответьте на вопросы:
А) Почему стиль барокко получил такое название?
Б) Какие иллюзорные приемы были использованы Борромини в церкви Сан Карло алле Куатро Фонтане?
В) Назовите особенности проектирования площади перед собором Святого Петра в Риме.